Что одному не под силу, то легко коллективу: сплочение детско-родительского коллектива посредством совместных игр

 
 

Ванчугова Инна Владимировна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 6 г. Новосибирска

 
 
 

Стебунова Юлия Николаевна,

воспитатель МБДОУ д/с № 6 г. Новосибирска

 

Что одному не под силу, то легко коллективу: сплочение детско-родительского коллектива посредством совместных игр

Одними из ключевых задач в работе современных воспитателей ДОУ являются сплочение коллектива детей, обеспечение благоприятных условий для развития доброжелательных отношений, налаживание доверительных детско-родительских отношений и эффективных отношений педагога с родителями дошкольников.

Безусловно, для того чтобы эти задачи реализовать, воспитателям необходимо уделять много времени и сил, выбирать самые продуктивные технологии, формы работы с детьми и родителями, современные методики. Здесь помогает индивидуальный подход. Когда воспитатель обращает внимание на основные социальные потребности детей, их интересы и особенности развития, он может отобрать самые подходящие педагогические инструменты для работы с коллективом группы и семьями воспитанников.

Довольно часто в дошкольных учреждениях возникает потребность в объединении двух групп. Здесь воспитателям нужно проявить особое усердие для реализации задачи сплочения детей. Обращая внимание на поведение дошкольников в новых реалиях, общие интересы и потребности ребят, было принято решение провести именно такой проект, который позволит создать для новообразованной группы максимально комфортные условия для установления в нём дружеских отношений. Конечно, задача по сплочению стояла не только между детьми, но и в родительском коллективе, т.к. взрослые тоже были не знакомы, им также была необходима помощь в объединении и укреплении доброжелательных отношений.

Проект получился комплексный. Он включает в себя игры на сплочение, викторины, совместную деятельность для детей. А также досуг и мероприятия, в которых участвуют не только дошкольники, но и их родители, совместные мастер-классы, субботник, многочисленные конкурсы и фотовыставки.

Положительная динамика была замечена не только в детско-родительских отношениях и сплочении коллектива детей, также укрепились отношения между воспитателями группы, так как подготовка к данным мероприятиям была обширной, требовала командной работы.

Цель проекта: сплочение детско-родительского коллектива посредством совместных игр.

Задачи проекта:

– обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия;

– обогащать эмоциональный опыт участников образовательного процесса;

– развивать способность детей распознавать эмоции окружающих и свои переживания;

– осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации;

– развивать способность детей понимать и учитывать интересы и чувства других;

– воспитывать умение у участников образовательного процесса работать в команде.

Актуальность проекта

Актуальность данного проекта невозможно недооценить, ведь одной из главных ценностей в жизни любого человека является дружба. Дружба – это личные устойчивые отношения между людьми на основе симпатии, уважения, общих интересов, духовной близости, взаимной привязанности, понимания и доверия. Чтобы такие отношения возникли в коллективе детей, их родителей, между воспитателями объединённой группы, необходимо создать условия, где люди в процессе совместной деятельности, в неформальной обстановке, в моменты положительных эмоциональных всплесков находятся вместе, могут помочь друг другу, работать в команде, преодолевать вместе сложности и радоваться победам.

Сплочение детского коллектива является одним из важных направлений работы педагога с детьми дошкольного возраста. Особенно актуальным данное направление становится в старших и подготовительных группах дошкольного образовательного учреждения. Это объясняется необходимостью подготовки детей к школьному обучению.

В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования воспитанники детского сада должны научиться активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, а также достичь высокого уровня различных видов коммуникации. Педагог может помочь детям осознать свои ценности и установить приоритеты, может помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Помочь научиться общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми.

«Взаимодействие с детьми»

1. Беседа «Зачем нужны друзья человеку?»

2. Ситуативный разговор «Скажи хорошее о друге».

3. Игра на сплочение «Найди цвет на друге».

4. Заучивание песни «Улыбка».

5. Сторителлинг «Жили – были две группы».

6. Игра на сплочение «Жмурки с другом».

7. Упражнение «Пирамидка любви».

8. Подвижная игра «Дракоша».

9. Совместная деятельность детей (рисование ладошками) «Каждый важен в нашей группе».

10. Заучивание речёвки «Друзья – дошколята».

11. Игра на сплочение «Клубок добрых нитей».

12. Викторина «О крепкой дружбе».

13. НОД «Дружба наша крепкая».

14. Ситуативный разговор «С кем ты дружишь в группе?»

15. Игра на сплочение «Нарисуй на спинке».

16. Просмотр совместных фотографий «Альбом нашей группы».

17. Игра «Рычи, лев, рычи, стучи, поезд, стучи».

18. Итоговый досуг с участием родителей «Как хорошо, что есть семья».

«Взаимодействия с родителями»

1. Анкетирование для родителей «Сотрудничество в ДОУ».

2. Мастер-класс для родителей с участием детей «Слайм своими руками».

3. Конкурс «Мир глазами детей».

4. Фотовыставка ко Дню отца «Вместе с папой мы играем».

5. Осенний субботник «Чистота у нас в саду».

6. Участие в экоакции по сбору макулатуры «Позаботимся о природе».

7. Фотовыставка ко Дню матери «Вместе с мамой мы готовим».

8. Городской конкурс «Мы за правильное питание».

9. Участие в досуге «Как хорошо, что есть семья».

10. Фотовыставка маршрут выходного дня «Город в новогодних огоньках» (с посещением украшенных к празднику улиц, парков и скверов).

Практическая значимость результатов

Данный проект смогут использовать в своей работе воспитатели государственных и частных дошкольных учреждений для формирования доброжелательных отношений в группах среди детей, родителей, для установки сотрудничества среди воспитателей.

Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста становятся значительно сложнее в сравнении с предыдущими возрастами. Приобретение опыта совместной практической деятельности в ходе реализации данного проекта, в процессе которого дети, родители и воспитатели усваивают навыки организованного поведения, совместного труда и согласованных действий в игре на основе общего замысла, содействуют развитию активности, инициативы, уверенности в своих силах. Педагогический коллектив группы таким образом формирует у детей и родителей организаторские умения, навыки справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива.

Конечно, для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, воспитатель использует разнообразные виды деятельности, описанные в ядре данного проекта: игры на сплочение, речовки, подвижные игры, беседы, музыкальные композиции, совместную творческую деятельность, ситуативные разговоры и т.д.

В процессе совместной деятельности (и неформального общения) удачно сформировавшийся состав родителей, детей и воспитателей достаточно быстро превращается в сплоченный жизнеспособный коллектив с общей целевой установкой, единой системой ценностных ориентаций и, как правило, с высоким уровнем эффективности. Во время совместных мероприятий члены коллектива хорошо узнают друг друга, учатся уважать и учитывать сильные и слабые стороны каждого.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

После реализации проекта было проведено дополнительное анкетирование родителей, которое выявило, что уровень эффективности взаимодействия семей с дошкольным учреждением выросло в разы, также мы выяснили, что родители видят в повседневной жизни, как сплотились дети. Результаты были впечатляющими, каждая семья выразила благодарность педагогическому коллективу группы и всего дошкольного учреждения за работу, проделанную на высоком уровне. Кроме того, они выявили желание активно участвовать в жизни дошкольного учреждения, принимать участие в досугах, мастер-классах, конкурсах, соревнованиях, мероприятиях и т.д.

В коллективе постепенно проявились затейники, умельцы, мыслители и т. д., получившие признание всей группы. Личностные способности членов коллектива в итоге становятся неформальным ресурсом, который может быть целенаправленно использован в различных ситуациях. Таким образом, коллектив начал существовать как единое целое.

Функционал участников проекта

Адекватное и гибкое функциональное распределение – это эффективный метод повышения сплочения коллектива детей, родителей и воспитателей. В данном случае коллектив характеризуется устойчивостью к негативному влиянию разнообразных внешних и внутренних факторов. Координаторами работы проекта являются воспитатели: они занимаются организационной частью всех активностей по проекту, агитируют родителей на участие в различных мероприятиях дошкольного учреждения, занимаются сплочением детей, организацией всей детской деятельности в условиях сада, разрабатывают маршруты взаимодействия с семьями воспитанников и дошкольниками вне стен ДОУ.

Распределение функций родителей и детей заключается в том, чтобы дать каждому члену коллектива почувствовать свою значимость и перспективу роста. Конечно, каждый в этом случае может внести индивидуальный вклад. Главный ресурс коллектива заключается и в том, что его члены могут помочь друг другу в сложной ситуации. Кроме того, существует возможность попробовать разнообразные функции.

Взаимодействие родителей и педагогов в ДОУ требует активного участия обеих сторон. Родители играют важную роль в поддержке и содействии образовательному процессу, а педагоги – в организации и проведении качественного обучения и воспитания.

Родители могут:

1. Поддерживать образовательные цели и задачи ДОУ.

2. Вовлекаться в образовательный процесс, участвуя в родительских собраниях и мероприятиях.

3. Следить за развитием и успехами ребенка, обсуждать их с педагогами.

4. Поддерживать домашнюю обстановку, способствующую обучению и развитию ребенка.

5. Сотрудничать с педагогами в решении проблем и трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания.

Педагоги могут:

1. Создавать доверительные отношения с родителями.

2. Обеспечивать информированность родителей о работе ДОУ и развитии их ребенка.

3. Предоставлять родителям возможность участия в принятии решений, касающихся образовательного процесса.

4. Поддерживать родителей в решении проблем и трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания.

5. Сотрудничать с родителями для достижения образовательных целей ребенка.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в ДОУ является важным фактором успешного развития и обучения детей, в сплочении их как единого коллектива. Оно позволяет создать благоприятную образовательную среду и обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка.

Список использованных источников:

1. Абрамова Л. В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (6-7 лет) / Л.В. Абрамова. – М.: Мозаика-Синтез, 2020.

2. Бабынина Т.Ф. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. ФГОС / Т.Ф. Бабынина. – М.: Сфера, 2019.

3. Дронь, А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок-педагог-родитель» / А.В. Дронь. – М.: Детство-Пресс, 2019.

4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.

Количество просмотров: 1085  

Добавить комментарий

Target Image
1. Расширение граней партнерства с современной семьёй
2. Использование развивающей среды мини-музея в коррекционной работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
3. Кукла в жизни ребёнка в условиях ДОУ
4. Развитие социального интеллекта как фактор формирования личности ребёнка
5. Приобщение к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
6. Мотивационная среда как основной компонент в организации исследовательской деятельности воспитанников
7. Система развития мелкой моторики у детей младшего возраста посредством песочного рисования
8. Проектная деятельность по развитию детской самостоятельности и инициативности с применением технологии «Лепбукинг»
9. Воспитание дорожной грамотности у детей дошкольного возраста
10. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
11. Использование игровых макетов в развитии речи дошкольников
12. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду
13. Продуктивное использование современных образовательных технологий для развития логико-математического мышления дошкольников посредством использования логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
14. Что одному не под силу, то легко коллективу: сплочение детско-родительского коллектива посредством совместных игр
15. Исследуя, развиваюсь
16. Современные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся
17. Механизмы реализации системы наставничества в сфере музыкального воспитания: опыт, знания, ресурсы
18. Развивающая предметно-пространственная среда как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей
19. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
20. Использование элементов драматизации для развития связной речи ребенка в работе логопеда

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы