Проектная деятельность по развитию детской самостоятельности и инициативности с применением технологии «Лепбукинг»

 
 

Комарова Светлана Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 163 г. Новосибирска

 

Проектная деятельность по развитию детской самостоятельности и инициативности с применением технологии «Лепбукинг»

На современных педагогов возложена важная задача – научиться правильно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, грамотно и качественно организовывать образовательную деятельность с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования и ФОП ДО.

Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, сознательное, инициативное, самостоятельное. Современному ребенку необходимо не только много знать, но и уметь эффективно использовать полученные знания на практике, уметь анализировать и критически оценивать информацию, принимать взвешенные решения и находить нестандартные пути решения задач. Технология проектирования предоставляет уникальную возможность каждому ребенку почувствовать себя значимым и нужным, увидеть результат своей работы и ощутить гордость за свои достижения. В ходе реализации проектов дети развивают самостоятельность, инициативность, самоорганизацию и самоконтроль, а также коммуникативные навыки, умение работать в команде и находить общий язык с другими людьми. Кроме того, проектная работа способствует формированию у детей критического и творческого мышления, умения выдвигать гипотезы и проверять их на опыте, а также навыков работы с различными источниками информации. Проектная деятельность позволяет детям проявить себя в различных областях и выбрать направление, которое им наиболее интересно. Проектная технология также способствует формированию у детей чувства товарищества и взаимовыручки, умения работать в команде и достигать общих целей. Работа над проектом требует от детей умения распределять обязанности, координировать свои действия и находить компромиссные решения. В ходе проектной работы дети учатся ценить чужое мнение, прислушиваться к советам и оказывать поддержку своим товарищам. Таким образом, проектная технология предоставляет уникальную возможность каждому ребенку развить необходимые для жизни в современном обществе навыки и умения, а также способствует формированию активной жизненной позиции и готовности к самообразованию и самосовершенствованию.

Процесс проектирования образовательной деятельности в дошкольном учреждении состоит из трех этапов: разработка проекта, его реализация и анализ результатов. Коллективная мыслительная деятельность педагогов является необходимым условием для освоения каждого этапа, только так можно достичь следующих результатов:

– ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения;

– усвоить алгоритм создания проекта, опираясь на запросы и интересы детей;

– объединить усилия всех субъектов педагогического процесса, сплотив их вокруг единой цели.

В наше время формирование познавательной активности особенно актуально. Исследования показывают значительное снижение познавательной активности детей, особенно в самостоятельном познании окружающей действительности. Это связано с рядом факторов, в том числе:

– переизбыток информации, доступной детям в современных условиях;

– снижение интереса к традиционным формам обучения;

– отсутствие условий для самостоятельного исследования и экспериментирования.

Чтобы решить эту проблему, мы разработали и реализовали проект по использованию лэпбука в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста. Лэпбук – это интерактивная папка, которая помогает детям в игровой форме изучать различные темы.

Лэпбук «Спорт всегда со мной» содержит различные материалы по теме спорта: фотографии, иллюстрации, тексты, загадки, стихи, раскраски, игры, аппликации и т. д.

Реализация проекта предусматривает следующие цели и задачи:

Цель: повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

Задачи:

– познакомить детей с историей спорта, его видами, правилами проведения спортивных соревнований;

– научить детей различать виды спорта, спортивный инвентарь;

– развивать физкультурно-спортивные навыки и умения, силу, ловкость, выносливость;

– воспитать у детей интерес к занятиям спортом, здоровому образу жизни.

Разработка и реализация проекта способствовала формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о спорте, его видах, пользе для здоровья. Дети стали проявлять больший интерес к физическим упражнениям и спортивным играм, стали более активными и самостоятельными. Таким образом, использование лэпбука в образовательном процессе позволяет достичь высоких результатов в формировании познавательной активности детей.

Лэпбук соответствует всем требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде:

– информативен: в одной папке размещается довольно много информации по выбранной теме;

– полифункционален: содействует развитию самовыражения, воображения, возможности применить его как индивидуально, так и с подгруппой детей; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

– вариативный: его структура и наполнение доступны детям дошкольного возраста, гарантирует игровую, информативную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Работа с лэпбуком отвечает базовым направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми, вовлечённость педагога вместе с детьми, добровольное включение детей к деятельности, свободное общение и перемещение детей во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

В результате данной практики у детей вырабатываются индивидуальные умения, такие как:

– умение намечать дальнейшую деятельность;

– договариваться с ровесниками;

– делить обязанности;

– искать необходимую информацию, систематизировать её, упорядочивать;

– самостоятельно давать разъяснения на появляющиеся вопросы;

– принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

– применяя устную речь, высказывать свои мысли и желания.

Лэпбук – действенное средство для вовлечения и объединения родителей, партнёрства и коллективного изготовления.

Родители обеспечивают помощь:

– организационную (экскурсии, походы);

– техническую (фото, видео);

– информационную (сбор информации для лэпбука);

– мотивационную (сохранение интереса, уверенности в успехе).

Лэпбук – вариация метода проекта. Формирование лэпбука «Спорт всегда со мной» содержит все этапы проекта:

I. Цель: Популяризация спорта, занятий физической культурой, сохранения и укрепления здоровья среди детей дошкольного возраста.

Задачи:

– сформировать внимание к отдельным достижениям в области спорта;

– расширить представления о смысле телесных упражнений для организма человека;

– воспитывать необходимость в упражнениях на занятиях физической культурой;

– общаться с ребятами в процессе общих игровых действий;

– воспитывать у ребят целеустремленность, организованность, предприимчивость, трудолюбие.

– систематизировать, улучшать, использовать познания, умения ребят в различных формах работы (в НОД, самостоятельной и общей деятельности).

Предполагаемый итог:

– знакомство с различными видами спорта;

– совершенствование позитивных мотиваций к занятиям спортом;

– увеличение двигательных возможностей детей за счёт овладения новых доступных движений;

– становление интереса к определённым видам спорта;

– формирование уверенности в своих возможностях, проявление активности и самостоятельности.

II. Разработка лэпбука.

Лепбук представляет собой папку, в ней есть различные карманы, карточки, контейнеры, в которых собрана информация и игры по теме.

Дидактическое пособие лэпбук «Спорт всегда со мной» предназначено для детей старшего дошкольного возраста, родителей, педагогов. Лэпбук обновлялся и усложнялся детьми вместе со взрослыми. Все участники воспитательно-образовательного процесса участвовали в сборе материала: анализировали, сортировали информацию.

Лэпбук «Спорт всегда со мной» является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

Содержание папки:

1 блок – игровой

Дидактическая игра «Спорт зимой и летом».

Описание игры: карты с изображением разных видов спорта, маленькие карточки (пиктограммы). Ребенок подбирает к своей карте несколько пиктограмм, подходящих под описание, и рассказывает об этом виде спорта. 

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Описание: карточки с изображением четырех картинок с изображением спортивного инвентаря, видов спорта, развивает мышление, память и интерес к обучению.

2 блок – самостоятельная игровая деятельность детей

Блок направлен на развитие мелкой моторики, подготовки руки к письму, усидчивости: «Зашнуруй кроссовки»; «Спортивные пазлы»; «Обведи по точкам»; «Раскраски».

3 блок – совместная деятельность педагога (родитель) и дошкольника

Блок направлен на развитие мыслительных процессов, развитие речи, обогащение словаря: «Сложи картинку»; «Лабиринты, ребусы, головоломки»; «Доскажи словечко»; «Стихи и загадки о спорте и ЗОЖ».

III. Выполнение (практическая часть)

Направление работы с пособием:

Для детей:

– знакомство с разными видами спорта;

– формирование кругозора, обогащение словаря;

– развитие мыслительных процессов;

– формирование знаний детей о разных видах спорта, спортивном инвентаре, чемпионах нашей страны;

– пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией.

Для педагогов: расширение возможностей для работы с детьми и родителями в области физического развития.

Для родителей: приобщение к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми.

IV. Вывод

Лэпбук притягивает детей своей необычной формой, красочным цветом, многообразием материала и возможностью работать самостоятельно. Наблюдая за детьми, мы увидели, что дети стали активнее контактировать со ровесниками и взрослыми, демонстрируют внимание к участию в совместной деятельности. Повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач, а также уровень формирования высших психических функций и эмоционально-волевой сферы. Изучаемый материал благополучно применяется детьми в обыденной жизни. Дети с удовольствием занимаются с этим пособием. Энергично упражняются на занятиях по физической культуре, принимают активное участие в спортивных мероприятиях ДОУ, посещают спортивные кружки и секции.

Список используемых источников:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.

2. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга». Обруч № 4. – 2015.

3. Мартынова Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln.

4. Новикова Е. В. Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС // Молодой ученый. – 2018. – №11. – С. 182-185. – URL https://moluch.ru/archive/197/48837/.

5. Нурисламова А. Д., Давыдова Н. С., Тазова Ю. С. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). – Самара: АСГАРД, 2016. – С. 89-91.

6. Носова Е. Ю., Федорова Т. В. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2017. – №15 – С. 136-138.

7. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. 96 с.

Количество просмотров: 1071  

Добавить комментарий

Target Image
1. Расширение граней партнерства с современной семьёй
2. Использование развивающей среды мини-музея в коррекционной работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
3. Кукла в жизни ребёнка в условиях ДОУ
4. Развитие социального интеллекта как фактор формирования личности ребёнка
5. Приобщение к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
6. Мотивационная среда как основной компонент в организации исследовательской деятельности воспитанников
7. Система развития мелкой моторики у детей младшего возраста посредством песочного рисования
8. Проектная деятельность по развитию детской самостоятельности и инициативности с применением технологии «Лепбукинг»
9. Воспитание дорожной грамотности у детей дошкольного возраста
10. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
11. Использование игровых макетов в развитии речи дошкольников
12. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду
13. Продуктивное использование современных образовательных технологий для развития логико-математического мышления дошкольников посредством использования логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
14. Что одному не под силу, то легко коллективу: сплочение детско-родительского коллектива посредством совместных игр
15. Исследуя, развиваюсь
16. Современные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся
17. Механизмы реализации системы наставничества в сфере музыкального воспитания: опыт, знания, ресурсы
18. Развивающая предметно-пространственная среда как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей
19. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
20. Использование элементов драматизации для развития связной речи ребенка в работе логопеда

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы