Механизмы реализации системы наставничества в сфере музыкального воспитания: опыт, знания, ресурсы

 
 

Медикова Виктория Викторовна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 77 г. Новосибирска,

руководитель ММО музыкальных руководителей ДОУ г. Новосибирска

 

Механизмы реализации системы наставничества в сфере музыкального воспитания: опыт, знания, ресурсы

Хороший наставник тот, который заставляет вас

двигаться вперед даже тогда, когда его самого рядом нет.

Николай Латанский

Каждый уважающий себя педагог стремится стать профессионалом своего дела, что очень важно, поскольку его деятельность связана с детьми – очень гибким, ранимым, впитывающим в себя все внешние воздействия организмом. Так и музыкальный руководитель, как педагог, сегодня должен обладать целой совокупностью универсальных качеств, которые приобретаются со временем посредством опыта, самообразования, повышения уровня профессиональных компетенций и требуют постоянной отдачи и включения в профессию. В широком смысле это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Говоря об этих профессиональных составляющих, ассоциативно мы представляем состоявшегося грамотного музыкального руководителя, а как обстоит ситуация с теми, кто только входит в эту профессию? Начинающий молодой специалист должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и музыкальные руководители с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают действий, решений, реализаций творческих идей и вместе с тем безупречного профессионализма. Чего зачастую сразу добиться невозможно, потому как любой талант – это взращенные задатки, любой профессионал – это первоначальный потенциал, которому необходимы условия, чтобы раскрыться.

Как показывает анализ дошкольной действительности, как современной, так и в историческом аспекте, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация начинающего музыкального руководителя отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития и может протекать длительно и сложно. Начиная свою работу в ДОУ, специалист испытывает потребность в общении с коллегами, в практическом знании психологии детей, методики музыкального воспитания дошкольников. Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога, то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо возникнут противоречия, проблемы, определенные ошибки, у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной. Как говорил А.С. Макаренко: «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…» Поэтому наряду с методическим сопровождением молодого специалиста администрацией детского сада в лице прежде всего старшего воспитателя на значимое место выходит наставничество опытного компетентного музыкального руководителя. При этом наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников, родителей.

В нашем детском саду система наставничества в сфере музыкального воспитания заслуживает пристального внимания. Детский сад имеет три корпуса, которые открывались с очередностью в несколько лет, что способствовало наполнению коллектива молодыми специалистами, в том числе и музыкальными руководителями. Поддержку начинающих специалистов опытным педагогом, который может предложить, как практическую, так и теоретическую помощь в организации музыкальной деятельности, администрация детского сада доверила мне, как музыкальному руководителю с многолетним стажем, руководителю ММО музыкальных руководителей ДОО г. Новосибирска. Отсюда и возникла цель – оказание помощи начинающему музыкальному руководителю в повышении уровня профессионального мастерства и накоплении педагогического опыта, творческом сотрудничестве с педагогами, адаптации к общению с детьми и родителями. Для реализации данной цели необходимым стало решение некоторых задач, которые позволили привести в движение механизмы реализации системы наставничества: привить молодому специалисту интерес к музыкальному воспитанию; оказать методическую поддержку в практической музыкальной деятельности, ведении документации; помочь овладеть современными программами, инновационными технологиями; познакомить с наиболее эффективными технологиями, используемыми в работе музыкального руководителя, помочь внедрить их в образовательную деятельность; привлечь к самообразованию посредством посещения семинаров, круглых столов, мастер-классов, занятий и культурно-досуговых мероприятий опытных коллег.

Свою работу по наставничеству я рассматриваю как систематическое индивидуальное методическое сопровождение по ведению педагогической деятельности и развитию на практической основе имеющихся у молодого специалиста знаний и умений в области предметной специализации – музыкального воспитания. При этом стараюсь придерживаться основных универсальных принципов: уважения и доверия человека, непрерывности, добровольного сотрудничества, индивидуализации, открытости, компетентности, соблюдения норм профессиональной этики. Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности сопровождения молодого специалиста является обоюдное желание совместной работы и личный пример наставника. Раскрывая профессиональный потенциал начинающего коллеги, я стараюсь помочь в освоении программ аудио и видеоредакторах, в репетиционном процессе с героями, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, в творческих постановках, формировать у него значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Необходимо стимулировать потребность в самообразовании, стремление к овладению инновационными технологиями музыкального воспитания. Этому способствует как ежедневное присутствие на моих занятиях и культурно-досуговых мероприятиях с последующим обсуждением, совместная организация развлечений и праздников, так и посещение методических мероприятий разного уровня, совместное участие в образовательном марафоне, подготовка статей для периодических изданий под кураторством старшего воспитателя.

Я стараюсь обратить особое внимание молодого специалиста на три главных аспекта «знать, уметь, владеть», в которых кроется основная специфика работы музыкального руководителя и педагога ДОУ в целом: требования к организации учебно-воспитательного процесса; возможности использования в практической деятельности дидактических и технических средств обучения; практическое освоение основ музыкальной деятельности (проектирование, подготовка, проведение и самоанализ занятия; формы, технологии, психологические основы, возрастные особенности); творческое саморазвитие; выбор приоритетной методической темы для самообразования на начальном этапе исходя из уровня компетенций; поиск и применение инновационных эффективных технологий в образовательной практике; полноценное владение ИКТ.

Посредством такого сопровождения со временем начинающий музыкальный руководитель становится самостоятельным, уверенным специалистом со своим творческим видением, взглядами, применяет наиболее интересные для него формы работы, выраженными становятся и его профессиональные стороны. Самостоятельно простраивает все линии взаимодействия и сотрудничества со всеми участниками образовательных отношений для достижения основной цели своей работы и качества музыкального воспитания.

Но если вышеуказанные формы методической поддержки особенно актуальны в системе наставничества узко в рамках индивидуальной работы с начинающими коллегами, то должность руководителя ММО музыкальных руководителей ДОО г. Новосибирска не только позволяет, но и обязывает реализовать механизмы системы наставничества в рамках руководства методическим объединением широко, выстраивая программу наставничества. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог сможет двигаться вперед. И здесь исходя из современных требований к профессиональным компетенциям музыкального руководителя, можно определить основные пути развития начинающего педагога через мероприятия различного формата, которые уместны при проведении заседаний ММО, где начинающие специалисты могут подчерпнуть что-то новое для себя, наладить профессиональные контакты с последующей методической поддержкой, осуществляющейся как очно, так и удаленно. Анкетирование и опросы помогают выявлять интересы, сильные и слабые стороны у начинающих музыкантов, их предпочтения относительно тем и необходимой программы методического сопровождения: посещение методических мероприятий, мастер-классов, просмотр занятий и мероприятий, помощь в ведении документации музыкального руководителя.

Система наставничества в рамках ММО музыкальных руководителей ДОО предполагает исследовательскую, экспериментальную деятельность, инновационную деятельность, освоение новых педагогических технологий, различные формы педагогической поддержки, активное участие в мастер-классах, работу в творческих группах, коллегиальный обмен мнениями, налаживание связей с последующим выходом к специалисту, обобщение собственного педагогического опыта. Мероприятия в рамках ММО музыкальных руководителей города нацелены на трансляцию опыта, возможность повышения профессиональных компетенций через показ практикообразующих форм деятельности.

Обучающие семинары с приглашением педагогов НИПКиПРО и НГПУ, выступления наставников, организованная работа в подгруппах, где молодые специалисты оказываются вместе с опытными педагогами, что позволяет донести материал более продуктивно. Благодаря регулярным стратегическим сессиям, организованным специалистами НИПКиПРО для руководителей ММО, у меня есть возможность напрямую узнавать о тенденциях в образовании, получать рекомендации о наиболее эффективных формах работы методического объединения, уровне профессионального становления начинающих музыкантов города и возникающих проблемах в определенных видах музыкальной деятельности с детьми и так в реализации механизмов наставничества держаться целенаправленного пути. А также участвовать в разработке конспектов, сценариев, заседаний на актуальные темы, которые далее выставляются на сайте НИПКиПРО для ознакомления и практического применения педагогическим сообществом в своей деятельности, в том числе и начинающими специалистами.

Реализуя систему наставничества в музыкальном воспитании дошкольников через различные формы важно понимать, что ни один из всех вышеперечисленных способов методической поддержки не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости саморазвития в педагогической деятельности, если все запущенные механизмы наставничества не будут построены на обоюдно добровольной основе и интересе. К успеху в профессиональном становлении педагога ведет готовность к саморазвитию и постоянное самообразование.

Количество просмотров: 799  

Добавить комментарий

Target Image
1. Расширение граней партнерства с современной семьёй
2. Использование развивающей среды мини-музея в коррекционной работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
3. Кукла в жизни ребёнка в условиях ДОУ
4. Развитие социального интеллекта как фактор формирования личности ребёнка
5. Приобщение к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
6. Мотивационная среда как основной компонент в организации исследовательской деятельности воспитанников
7. Система развития мелкой моторики у детей младшего возраста посредством песочного рисования
8. Проектная деятельность по развитию детской самостоятельности и инициативности с применением технологии «Лепбукинг»
9. Воспитание дорожной грамотности у детей дошкольного возраста
10. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
11. Использование игровых макетов в развитии речи дошкольников
12. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду
13. Продуктивное использование современных образовательных технологий для развития логико-математического мышления дошкольников посредством использования логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
14. Что одному не под силу, то легко коллективу: сплочение детско-родительского коллектива посредством совместных игр
15. Исследуя, развиваюсь
16. Современные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся
17. Механизмы реализации системы наставничества в сфере музыкального воспитания: опыт, знания, ресурсы
18. Развивающая предметно-пространственная среда как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей
19. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
20. Использование элементов драматизации для развития связной речи ребенка в работе логопеда

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы