Воспитание дорожной грамотности у детей дошкольного возраста

 
 

Джаппарова Гузель Энверовна,

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ д/с № 100 г. Новосибирска

 

Воспитание дорожной грамотности у детей дошкольного возраста

В современном мире вопросы безопасного участия в дорожном движении в качестве пешехода и пассажира транспортного средства остаются актуальными для детей дошкольного возраста в связи с масштабами детского дорожно-транспортного травматизма. Ежегодно на дорогах погибают сотни детей и еще больше несовершеннолетних травмируются. В восьми случаях из десяти в этом виноваты водители, не соблюдающие правила дорожного движения; но зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий становятся дети. Большая роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма отводится дошкольным образовательным учреждениям.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и в связи с переходом работы дошкольных образовательных учреждений на федеральную образовательную программу дошкольного образования (ФОП ДО) с 01 сентября 2023 года (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования») одной из пяти приоритетных областей дошкольного образования является социально-коммуникативное развитие детей, в частности в сфере формирования основ безопасного поведения, включая поведение на улицах города (пункт 2.6. ФГОС ДО; пункт 2.1. ФОП ДО).

Период дошкольного возраста является наиболее благоприятным временем для формирования навыков безопасного поведения на дороге. В этом возрасте дети легко воспринимают новую информацию и активно строят связи между различными понятиями. Поэтому особое внимание к данной теме должны уделить как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Значение развития дорожной грамотности у дошкольников не может быть недооценено. Дети дошкольного возраста часто находятся в опасности, так как они еще не обладают достаточным пониманием правил безопасного поведения на дороге. Развитие дорожной грамотности в этом возрасте помогает укрепить основные навыки и знания о том, как безопасно переходить дорогу, использовать пешеходные переходы и соблюдать правила поведения на тротуарах.

Развитие дорожной грамотности в раннем возрасте способствует формированию ответственного отношения к своей безопасности и безопасности других людей. Это также помогает развить навыки социального взаимодействия, поскольку дети учатся сотрудничать и соблюдать правила в группе.

Кроме того, дети, которые развивают дорожную грамотность в дошкольном возрасте, имеют больше шансов стать активными и ответственными участниками дорожного движения в будущем.

Существует несколько методов и подходов к воспитанию дорожной грамотности у детей дошкольного возраста.

Первый метод – обучение на примере. Родители и педагоги должны быть образцами для детей: соблюдать правила дорожного движения, переходить улицу только на пешеходном переходе и т.д. Это поможет детям осознать важность правил и следовать им.

Второй метод – игровая форма обучения. Детям нравится играть, поэтому использование различных игр, ролевых игр или развлечений с элементами подражания может помочь им запомнить правила дорожного движения. Например, можно организовать сюжетно-ролевую игру, где каждый ребенок будет исполнять свою роль. Одной из игр, которая пользуется большой популярностью среди дошкольников, является «Дорожное движение». В этой игре дети принимают роли различных участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов, автомобилистов. Они должны следить за светофорами, перестраиваться на полосы и соблюдать правила при переходе через дорогу. Такая игра помогает детям лучше понять основные правила дорожного движения и тренировать свою координацию.

Еще одна интересная активность для развития дорожной грамотности – это создание макета города с использованием моделей машинок и фигурок людей. Детям предлагается строить улицы, перекрестки и знаки для указания направления движения. При этом они могут играть в роли пешеходов и водителей, обучаясь правилам безопасного поведения на дороге.

Также полезными являются игры-головоломки с изображением различных дорожных знаков.

Третий метод – использование различных материалов и пособий. Существуют специальные картинки, книги, аудио и видеоматериалы, которые помогают детям изучить правила дорожного движения. Такие материалы можно использовать в играх или для проведения занятий.

Независимо от выбранного метода, важно помнить о том, что воспитание дорожной грамотности – это процесс, который требует повторения и закрепления знаний.

Работа по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии сотрудничества педагога с родителями (законными представителями) воспитанников. При организации такого сотрудничества важно помнить, что оно не должно носить назидательный характер. Поэтому, осуществляя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с семьями воспитанников, строю диалог так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими. С этой целью я провожу встречи с родителями, специально посвященные вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма: «Какие привычки детей, безобидные возле дома, опасны на проезжей части улицы?», «Роль родителей в профилактике дорожно-транспортного травматизма детей», «Скоро ваши дети пойдут в школу и станут самостоятельными».

Для повышения интереса родителей и детей к дорожной безопасности я организую различные виды досуговой деятельности: викторины, конкурсы, праздники. Так, стало хорошей традицией ежегодно проводить конкурс «На лучший рисунок по безопасности дорожного движения», обязательным требованием которого является участие взрослого и ребенка.

 

В совместной деятельности с детьми подготовили спектакль «Колобок-нарушитель», выучили стихотворения, песню по правилам дорожного движения и показали на родительском собрании. Такие мероприятия очень важны, ведь родители и дети выступают единой командой, а в каких-то случаях дети выступают учителями своих родителей.

Воспитание дорожной грамотности у детей дошкольного возраста является одним из важных аспектов дошкольного образования. Умение правильно передвигаться на дороге, знание основных правил безопасности и участие в дорожном движении – все это необходимо для того, чтобы ребенок мог самостоятельно передвигаться по городу, не подвергая себя непредсказуемым опасностям.

Список литературы

1. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М.: Скриптория, 2012.

2. Григорович Л. Опасные ситуации в жизни детей // Дошкольное воспитание. 2015. № 7. С. 15-20.

3. Кузьмина Л.А., Питерскова М.Н., Шибаева Р.В. Воспитание у детей навыков безопасного поведения // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 10. С. 227-231.

4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2002. 255 с.

5. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет / Т.Ф. Саулина. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 112 с.

6. Саулина, Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС / Т.Ф. Саулина. – М.: Мозайка-Синтез, 2017. – 112 с.

7. Извекова Н.А., Медведева А.Ф., Полякова Л.Б. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Количество просмотров: 1865  

Добавить комментарий

Target Image
1. Расширение граней партнерства с современной семьёй
2. Использование развивающей среды мини-музея в коррекционной работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
3. Кукла в жизни ребёнка в условиях ДОУ
4. Развитие социального интеллекта как фактор формирования личности ребёнка
5. Приобщение к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
6. Мотивационная среда как основной компонент в организации исследовательской деятельности воспитанников
7. Система развития мелкой моторики у детей младшего возраста посредством песочного рисования
8. Проектная деятельность по развитию детской самостоятельности и инициативности с применением технологии «Лепбукинг»
9. Воспитание дорожной грамотности у детей дошкольного возраста
10. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
11. Использование игровых макетов в развитии речи дошкольников
12. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду
13. Продуктивное использование современных образовательных технологий для развития логико-математического мышления дошкольников посредством использования логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
14. Что одному не под силу, то легко коллективу: сплочение детско-родительского коллектива посредством совместных игр
15. Исследуя, развиваюсь
16. Современные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся
17. Механизмы реализации системы наставничества в сфере музыкального воспитания: опыт, знания, ресурсы
18. Развивающая предметно-пространственная среда как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей
19. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
20. Использование элементов драматизации для развития связной речи ребенка в работе логопеда

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы