Народный музей «Молодая гвардия» – центр организации воспитательной работы новосибирской школы № 19 в 1970-1980-х годах (по воспоминаниям ученицы школы Т. М. Меренковой)

 
 

Толкачева Анастасия Геннадьевна,

студентка 2 курса Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ

 

Народный музей «Молодая гвардия» – центр организации воспитательной работы новосибирской школы № 19 в 1970-1980-х годах (по воспоминаниям ученицы школы Т. М. Меренковой)

Школа № 19 Октябрьского района Новосибирска – одна из старейших школ города. Она была построена в 1910 г. архитектором А. Д. Крячковым. В нынешнем 2015 г. школа отмечает уже 105-летний юбилей. За такую большую историю школы сменились несколько поколений педагогов и учеников, но память о таком месте в школе, как музей, оставалась всегда.

Музей в образовательной инфраструктуре выполняет разные функции, среди которых информативная, просветительская, коммуникативная, воспитательная, эстетическая, исследовательская. Музей в рамках школьного образования позволяет ребятам погрузиться в «прошлое», понять, каким оно было до них и как сделать нашу жизнь лучше, чтобы память осталась в музее будущим поколениям. Одним из самых знаменательных событий в истории школы № 19 было открытие школьного музея «Молодая гвардия», которое состоялось 2 февраля 1965 г.

Все началось с того, что учительница русского языка и литературы Бессолова Вероника Андриановна, получив в качестве классного руководителя 5 класс, предложила ребятам написать письмо матери Олега Кошевого. Елена Николаевна ответила ребятам. Завязалась тесная переписка. А затем ребятам были сообщены адреса других родных молодогвардейцев. И вот в школу почти ежедневно стали приходить письма, открытки, бандероли, посылки. Родные молодогвардейцев присылали все, что у них осталось от их детей. В школе стали собираться реликвии: дневники, тетради, книги и другие вещи молодогвардейцев. Завязалась переписка и с молодогвардейцами, оставшимися в живых, с музеем «Молодая гвардия» в Краснодоне.

Материала накопилось много, и стало ясно, что следует создавать музей. На открытие музея приехали и сами молодогвардейцы: Василий Иванович Левашов и Георгий Манаевич Арутюнянц. В мае 1968 г. группа новосибирских учащихся с учителями посетила Краснодон. Учитель химии Лидия Федоровна Федяева (стаж работы в школе № 19 – 37 лет) вспоминает: «Ребята были просто потрясены подвигом молодогвардейцев. В каждом классе нашей школы была установлена парта героя-молодогвардейца, а право сидеть за ней нужно было заслужить общественной работой и отличной учебой»[1].

В 1975–1985 гг. моя мама обучалась в школе № 19. В ее памяти эта школа ассоциируется с музеем, который был известен всей стране и уже тогда носил звание «народного». Вокруг музея строилась вся воспитательная работа школы. Здесь принимали в октябрята, пионеры, комсомол, проводили встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и известными людьми города. Проводили пионерские сборы и комсомольские собрания, встречи с родителями молодогвардейцев.

Юность моей мамы напрямую с этим музеем. В нем могли работать (проводить экскурсии для учащихся школ Новосибирска и других городов Советского Союза) только лучшие ученики школы. И мама была не только экскурсоводом музея, но и его директором из числа учащихся. Мама не только вела переписку с родителями молодогвардейцев, но и назначала экскурсоводов для проведения экскурсий, следила за внешним видом музея и сохранностью его экспонатов. А руководителем музея из числа педагогов многие годы была учитель географии Тамара Капитоновна Семушкина.

Музей занимал большое помещение на первом этаже школы. В нем стояли бюсты молодогвардейцев: Ульяны Громовой, Олега Кошевого, Любови Шевцовой, Сергея Тюленина, Ивана Земнухова, Виктора Третьякевича и других. В витринах хранились личные вещи молодогвардейцев, на стендах были представлены фотографии и картины, написанные художниками по сюжетам военных событий. В музее было представлено четыре стенда: первый рассказывал о том, как жили и учились молодогвардейцы до войны (здесь присутствовали тетради, дневники, рисунки юных патриотов); второй посвящался созданию подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия»; третий повествовал о том, как молодогвардейцы боролись с фашистами и как они погибли, а четвертый был посвящен памяти героев. Все экспонаты были переданы музею родителями молодогвардейцев и музеем их родного города во время посещения Краснодона ребятами из новосибирской школы № 19.

Самым памятным событием за время маминой учебы в школе была встреча с матерью члена «Молодой гвардии» Анатолия Орлова, Верой Васильевной Орловой. Эта маленькая, хрупкая седоволосая женщина рассказала много интересного об организации, о деятельности своего сына, о горе, которое ей пришлось пережить. Вот фрагмент ее рассказа: «Вспоминается мне такой случай. Как-то мы хозяйничали в летней кухне, а Анатолий закрылся в комнате. Моя старшая дочь Маруся вошла в комнату и увидела: Анатолий что-то штампует. Заметил Марусю и говорит: “Иди, тебя это не касается”. Сложил все свои бумаги в портфель, спрятал его и ушел. Мы отыскали портфель и увидели там временные комсомольские удостоверения и сводку Совинформбюро...

Иногда к сыну приходили какие-то юноши и подолгу беседовали с ним. Чаще всего приходил Володя Осьмухин.

Наступила зима. Анатолий приходил поздно, а часто и совсем не ночевал дома. 1 января 1943 г. начались аресты. Вскоре арестовали Володю Осьмухина. 13 января полицейские пришли за моим сыном. Анатолий был в это время на работе. Он пришел через полчаса. Полицейские сразу перестали делать обыск и спрашивают: “Ты Анатолий Орлов?” – “Я”, – ответил он. Тогда полицейские, насовав в корзину разных вещей, дали ее в руки Анатолию и заставили нести. Я заплакала и спрашиваю: “Куда же вы его ведете?” Они ответили, что к вечеру сын вернется.

...16 января, когда я понесла передачу, Анатолия уже не было. В вывешенном списке говорилось, что всех арестованных вывезли в город Ворошиловград. Позже мы узнали, что наших детей фашисты расстреляли и сбросили в шурф шахты № 5...»[2].

 

Приглашение на слет в Волгоград

В 1984 г. в составе делегации Новосибирска моя мама стала участницей слета Всесоюзного клуба боевой славы «Подвиг» в Волгограде. Участники слета рассказывали о работе музеев в своих городах, обменивались опытом, посещали места боевых сражений в Волгограде: Мамаев курган, Дом Павлова, руины мельницы.

Слет Всесоюзного клуба боевой славы «Подвиг» в Волгограде, 1984 г.

Музей постоянно был центром военно-патриотического воспитания школьников. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками локальных войн постоянно проходили в музее. А в 1985 г. школе выпало почетное право нести вахту на посту № 1 у Монумента Славы. И там снова звучал рассказ о музее, снова в кругу ветеранов вспоминали подвиг молодогвардейцев.

Встреча с ветеранами в музее «Молодая гвардия»

Посетители музея оставляли свои отзывы в огромной книге. Сотни благодарностей были сказаны в адрес экскурсоводов и организаторов музея в «Книге отзывов». Посетители уходили с чувством гордости за молодое поколение Союза Советских Социалистических Республик, и мама до сих пор гордится тем, что она была причастна к этому святому месту и хранит в памяти все то, что было связано с работой в музее. Очень жаль, что многим молодым людям XXI века нечем гордиться и нечего вспомнить из жизни школы.

Наступили 1990-е годы. Распался Советский Союз, сменилось руководство школы, ушли старожилы музея, его директор. В скором времени музей был реорганизован. Изменилась социальная среда, информационная составляющая общества, измелись сами дети и их интересы, отношение к прошлому и истории. В настоящее время музей школы № 19 рассказывает об истории школы и ее спортивной жизни. Но это уже совсем «другая история».



[1] Школьный музей [Электронный ресурс] // МБОУ СОШ № 19. URL: http://school19-nsk.ru/index.php/museum (дата обращения: 16.10.2015).

[2] [Орлова В. В.] Рассказ о моем сыне [Электронный ресурс] // Молодая гвардия: молодогвардейцы: А. А. Орлов. URL: http://www.molodguard.ru/guardian47.htm (дата обращения: 16.10.2015).

 

Научный руководитель – д-р ист. наук, профессор В. А. Зверев.

 

Количество просмотров: 6491  

Добавить комментарий

Target Image
1. Научные школы Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ
2. Взаимовлияние хозяйственной жизни крестьян и городской культуры Сибири в пореформенный период
3. Чтение сельских учителей Западной Сибири в конце XIX – начале XX века
4. Что думали купцы о дате основания Новониколаевска?
5. Дети приобщаются к истории и культурному наследию родного края (опыт апробации учебного пособия «История Сибири»)
6. Новое учебное пособие по истории Сибири как основа организации познавательной деятельности учащихся (из опыта применения в 11 классе сельской школы)
7. Компас в организации краеведческой деятельности школьников
8. Новый учебник по региональной истории как основа организации деятельности учеников 7 класса при изучении истории России (из опыта применения)
9. И вновь о будаговской школе
10. Народный музей «Молодая гвардия» – центр организации воспитательной работы новосибирской школы № 19 в 1970-1980-х годах (по воспоминаниям ученицы школы Т. М. Меренковой)
11. Символы истории
1. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы