Научные школы Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ

 
 

Катионов Олег Николаевич,

доктор исторических наук, профессор, директор ИИГСО НГПУ

 
 
 

Зверев Владимир Александрович,

доктор исторических наук,

профессор кафедры отечественной и всеобщей истории НГПУ

 

Научные школы Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ

Публикация содержит основные положения доклада, сделанного на пленарном заседании Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исторический факультет НГПУ в образовательном, исследовательском, социокультурном пространстве России», которая проходила в Новосибирске 14–15 апреля 2015 г. Характеризуются вехи истории, современная деятельность и перспективы развития четырех научных школ Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ – школы «История Сибири в социальном, образовательном и ментальном измерениях», археологической, педагогико-психологической и социально-философской школ.

Фотографии с интернет-сайта НГПУ, сделаны во время юбилейной Всероссийской конференции.

В нынешнем 2015 г. исполняется 80 лет Новосибирскому государственному педагогическому университету. Ровесником нашего вуза является и его исторический факультет, который в 2004 г. преобразован в Институт истории, гуманитарного и социального образования. В ИИГСО НГПУ в настоящее время действует четыре научные школы.

Первую, научную историческую школу сибиреведов, успешно работающую с конца 1970-х гг. на кафедре отечественной истории, основала заслуженный работник высшей школы РФ проф. Е. И. Соловьёва (подробнее см.: [4]). Создать научную школу Екатерина Ивановна смогла, будучи замечательным администратором и педагогом высшей школы, крупным ученым-историком, исследовавшим переселенческое движение в Сибирь и крестьянские промыслы пореформенного периода.

В 1978 г. под руководством Е. И. Соловьёвой была открыта аспирантура по специальности «Отечественная история», в 2001 г. под руководством проф. В. А. Зверева – аспирантура «Теория и методика обучения и воспитания (история)». В период 2003–2013 гг. под руководством В. А. Зверева работала научно-исследовательская лаборатория исторического образования и региональной истории. В аспирантурах кафедры отечественной истории и лаборатории подготовлены и защищены три докторских (В. А. Зверев, Н. Н. Родигина, О. Н. Катионов) и более 30 кандидатских диссертаций.

В 1985 г. заслуги Екатерины Ивановны (тогда она являлась и ректором нашего вуза) были отмечены орденом Трудового Красного Знамени.

В период 1980–2000-х гг. коллектив школы участвовал в реализации Целевой комплексной программы исследований Сибирского отделения АН СССР / РАН «Исторический опыт освоения Сибири», выполняя модуль этой программы «Участие крестьянства в освоении Сибири (XVIII–XX вв.)». Эта же проблематика позже стала основой для выполнения университетской комплексной темы НГПУ. Тема постепенно расширялась и дифференцировалась, сохраняя свою общую основу. Ведущие представители научной школы участвовали в подготовке фундаментальных изданий под эгидой Сибирского отделения СО АН СССР / РАН: «История крестьянства Сибири: в 5 т.» (1982–1989), «Сибирь в лицах» (2001), «Новосибирск: энциклопедия» (2003), «Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока: в 5 т.» (2000–2005), «Историческая энциклопедия Сибири: в 3 т.» (2009–2010). По предложению Института истории СО РАН они написали ряд разделов готовящейся сейчас к печати трехтомной «Истории Сибири».

В школе Е. И. Соловьёвой сформировалось несколько поколений специалистов, работавших на возглавляемой ею кафедре [23]. В настоящее время этот коллектив историков, продолжая лучшие традиции школы, работает над комплексной темой «История Сибири в социальном, ментальном и образовательном измерениях». Возглавляет исследовательскую школу заслуженный работник высшей школы РФ В. А. Зверев.

Учитель продолжается в каждом своем ученике. Первый выпускник «соловьёвской» аспирантуры В. А. Зверев, впоследствии окончивший также докторантуру ИИ СО РАН, является специалистом по социальной истории Сибири второй половины XIX – первой трети XX в., исторической демографии и этнографии, книговедению, краеведению, теории и методике обучения истории. Он автор и ответственный редактор более 400 научных и научно-методических трудов, ряда учебных пособий. Недавно опубликованы еще две его монографии (одна из них – в соавторстве с К. Е. Зверевой) [6; 7]. Под его научным руководством с 2011 г. кафедра проводит подготовку магистров по направлению «Педагогическое образовании», программа «Историческое образование (отечественная история)».

Основателем школы в ее учениках заложено стремление к поискам новой, актуальной в научном и социальном отношении тематики, к использованию передовой научной методологии, расширению источниковедческой базы исследований. Проф. Н. Н. Родигина, начинавшая с изучения переселенческого движения в Сибирь, известна сегодня как яркий специалист по интеллектуальной истории и имагологии России. Будучи членом ряда международных научных организаций, она стала инициатором и самым активным участником включения представителей школы в систему международных научных и академических связей. Коллегами-сибиреведами высоко оценен составленный под ее руководством с участием Т. А. Кузнецовой, О. Н. Сидорчук, Л. В. Котович, М. А. Реутовой и других указатель публикаций о Сибири в русской журнальной прессе конца имперского периода [17].

Еще одно направление в работе школы основано и возглавляется заслуженным работником высшей школы РФ проф. О. Н. Катионовым – нынешним заведующим кафедрой отечественной истории. Это история картографического изучения восточных регионов России в досоветский период. С участием ряда преподавателей, аспирантов и магистрантов осуществляются поиск старых карт, чертежей и планов местности, их описание, выявляются обстоятельства их создания, значение в комплексе источников для изучения истории Сибири [12 и др.]. На 2015–2016 гг. получен региональный грант РГНФ на составление электронного каталога печатных карт Сибири, вышедших до 1917 г. Уже составленный каталог рукописных карт Сибири ждет своей публикации.

Сегодня научное сообщество кафедры отечественной истории ИИГСО НГПУ объединяет усилия специалистов в двух областях знаний: 1) отечественной истории; 2) теории и методики обучения и воспитания (история). В первой из этих областей получены следующие основные результаты. Создана концепция участия русского старожильческого и переселенческого крестьянства в развитии и использовании социального (экономического, демографического, культурного) потенциала Сибири в XIX–XX вв. Созданы теоретические конструкты биосоциального образа жизни крестьянства, социокультурного образа страны и региона, начального этапа и основных вариантов демографической модернизации региона, досоветского этапа картографического изучения Азиатской России. Охарактеризованы формы социальной организации и образа жизни крестьянской семьи и сельской общины, организации и функционирования системы транспортных и торговых связей в досоветской Сибири.

Сильной стороной деятельности научной школы является тесная связь фундаментальных исторических исследований по истории с немедленной их апробацией и внедрением результатов в образовательный процесс вуза и общеобразовательных школ. Организованная Е. И. Соловьёвой на кафедре методическая группа преподавателей превратилась сегодня в целое методическое направление. Представители этого направления проф. О. М. Хлытина, доценты К. Е. Зверева, З. П. Горьковская, О. Н. Сидорчук, Е. К. Лейбова и другие достигли высоких результатов. О. М. Хлытина подготовила к защите докторскую диссертацию и издала соответствующую монографию [22]. В 2011–2014 гг. подготовлено и опубликовано четыре коллективные монографии, объединяющие усилия историков и методистов кафедры, а также специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Хабаровска в рамках многолетнего практико-ориентированного исследовательского проекта [2; 10; 11; 15]. Издана серия учебных, учебно-методических и методических пособий по актуальным вопросам обучения истории в школе и вузе [5; 13 и др.].

Под эгидой кафедры отечественной истории НГПУ разработаны и внедрены в общеобразовательных учреждениях Западной Сибири содержание и научно-методическое обеспечение национально-регионального компонента исторического образования и профильного обучения истории. В него входят учебно-методический комплекс «Сибирь: 400 лет в составе России» (1997–2006), рабочая тетрадь «Путешествие с Городовичком по столице Сибири», книга В. И. Баяндина об А. И. Покрышкине и пр. В рамках всероссийского проекта по подготовке инновационного учебно-методического комплекса «История» написано усилиями историков и педагогов НГПУ, НГУ, ИИ СО РАН, Института археологии и этнографии СО РАН и издано в 2015 г. в Москве под редакцией В. А. Зверева и О. М. Хлытиной учебное пособие «История Сибири» [9].

Члены научно-исследовательской школы «История Сибири в социальном, образовательном и ментальном измерениях» являются руководителями и исполнителями различных научных программ, социально значимых проектов, получая соответствующие гранты (18 грантов за последние несколько лет). На базе ИИГСО НГПУ в период 2000–2015 гг. подготовлено и проведено 20 научных и научно-практических конференций высокого уровня – международных, всероссийских, региональных. По проблематике научной школы за эти годы опубликовано 14 сборников материалов этих конференций, 10 сборников научных трудов. Сотрудники научной школы являются членами авторитетных российских и международных исследовательских организаций, редакторских и экспертных сообществ. О. Н. Катионов – член редакционного совета «Гуманитарных наук в Сибири», а вместе с Н. Н. Родигиной – член редколлегии «Вестника НГУ». В. А. Зверев – член редакционных коллегий всероссийских научных изданий из списка ВАК «Гуманитарные науки в Сибири», «Сибирский педагогический журнал». В. А. Зверев и О. Н. Катионов – эксперты Российского научного фонда и Российского гуманитарного научного фонда. Они же, а также Н. Н. Родигина входят в состав диссертационных советов по отечественной истории, по филологии, работающих при ИИ СО РАН, НГПУ, ОмГПУ. Ведущие представители школы нередко выступают в качестве оппонентов по докторским и кандидатским диссертациям. НГПУ неоднократно назначался ведущим учреждением при защите диссертаций по отечественной истории в советах Новосибирска, Омска, Барнаула, Томска.

Второй школой, возникшей практически одновременно со школой Е. И. Соловьёвой, является археологическая школа Татьяны Николаевны Троицкой.

Проф. Т. Н. Троицкая является основателем первой в Западной Сибири археологической школы НГПИ / НГПУ, воспитанники которой – академик РАН В. И. Молодин, еще четыре доктора наук (В. И. Соболев, В. А. Зах, А. В. Матвеев, А. П. Бородовский) и 20 кандидатов исторических наук. Аспирантура была открыта в 1980 г. Первой аспиранткой, защитившей диссертацию, была О. И. Новикова (долгие годы – ученый секретарь ИАиЭ СО РАН). Татьяна Николаевна расширила возможности археологии: открывая новые памятники древности на территории Новосибирской области, рассматривала их как культурные тексты, которые являются источниками для реконструкции образа жизни древнего человека, его духовного мира и ментальных характеристик. Заслуги Т. Н. Троицкой перед высшей школой и гуманитарной наукой отмечены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, почетным званием «Заслуженный работник высшей школы РФ». В последние годы Т. Н. Троицкая (в соавторстве и индивидуально) опубликовала ряд учебных и методических пособий, связанных с тематикой ее научных исследований и педагогической работой руководителя археологических практик и кружка [19; 20 и др.].

Выдающийся археолог, выпускник истфака НГПИ акад. РАН В. И. Молодин является почетным профессором НГПУ, возглавляет полевые практики наших студентов, выступает перед студентами ИИГСО с докладами об итогах полевых сезонов и новейших открытий в археологической науке.

Практики проводятся в соответствии с учебным планом и направлены на повышение профессиональной подготовки, приобретение профессиональных компетенций и обеспечение академической мобильности студентов. Такое же реальное сотрудничество с академической наукой осуществляется благодаря работе на кафедре теории, истории культуры и музеологии ученика Т. Н. Троицкой ведущего научного сотрудника ИАиЭ СО РАН проф. А. П. Бородовского – специалиста по эпохе палеометалла на юге Западной Сибири [1 и др.]. Он придал археологической практике на севере Алтая (Манжерок) и в Мошковском районе Новосибирской области (Умревинский острог) комплексный характер с использованием элементов этнологического исследования.

Особой популярностью пользуется у студентов археологический клуб НГПУ, который был основан Т. Н. Троицкой более 40 лет назад. Продолжают традиции руководства клубом доценты Т. В. Мжельская и И. А. Дураков. Студенты не только занимаются исследовательской работой, но и принимают активное участие в общественной жизни вуза.

9 мая 2015 г. Т. Н. Троицкой исполнилось 90 лет. 13 мая состоялась всероссийская научная конференция, посвященная этому событию. В оргкомитете конференции были представлены академики РАН А. П. Деревянко и В. И. Молодин. На пленарном заседании выступили ректор НГПУ А. Д. Герасёв, проректор по научной работе Б. О. Майер, акад. В. И. Молодин, профессора В. В. Бобров (КемГУ), Н. П. Матвеева (ТюмГУ), Л. В. Татаурова (ОмГУ им. Ф. М. Достоевского), Л. А. Чиндина (ТГУ), а также ряд учеников Т. Н. Троицкой. Много было гостей – участников конференции из академических институтов, вузов Новосибирска, Омска, Томска, Кемерово и других городов Сибири. Были зачитаны поздравительные телеграммы. Связь с квартирой Татьяны Николаевны поддерживалась с помощью программы Skype. В перерыве конференции ученики и гости посетили и тепло поздравили юбиляра. По итогам конференции подготовлен сборник статей (отв. ред. В. И. Молодин).

Третьей является школа кафедры педагогики и психологии ИИГСО.

Значительное количество новаций на нашем факультете появилось в связи с открытием в 1971 г. специализированной кафедры педагогики. По инициативе Леонида Яковлевича Миеровича, одного из ведущих преподавателей общеинститутской кафедры педагогики, наш вуз вошел тогда в программу подготовки специалистов в области комсомольской и пионерской работы. По решению ЦК ВЛКСМ пять таких экспериментальных кафедр открылось на базе исторических факультетов педвузов – в Новосибирске, Костроме, Челябинске, Воронеже, Курске. Соответствующие факультеты с целью усиления педагогической составляющей подготовки специалистов были переименованы в историко-педагогические. В НГПИ начинает свою работу знаменитый не только в нашем вузе, но и в стране «Клуб ребячьих комиссаров», завязываются связи с детскими пионерскими лагерями «Артек» и «Орленок».

Кафедра педагогического профиля настолько естественно «вписалась» в структуру и жизнь нашего факультета, что мы настойчиво ее сохраняли и тогда, когда перемены в стране привели к тому, что специалисты по работе с пионерами и комсомольцами стали ненужными. Удерживая центральную идею – сохранение подготовки специалистов по воспитательной работе, кафедра была переименована в кафедру методики воспитательной работы.

В 1996 г. на факультете открывается подготовка социальных педагогов. Новая специальность выводит факультет и кафедру на сотрудничество со Всероссийским детским центром «Океан», где в течение 10 лет работало отделение заочного обучения вожатых. «Океан» открывает новую страницу и в научной деятельности кафедры. Вожатая Светлана Дехаль, окончив наш факультет, становится первой аспиранткой и первым кандидатом наук в «Океане». Научная деятельность кафедры отныне сконцентрирована в лаборатории «Социальное воспитание», которая работает уже 13 лет под руководством проф. З. И. Лаврентьевой.

К числу наиболее значимых результатов школы педагогов и психологов ИИГСО НГПУ можно отнести следующее. Концепции роли игры в процессе воспитания и психологического климата в коллективе, разработанные проф. Н. П. Аникеевой, получили широкую известность и признание в 1980-е гг. В период с 1986 по 2015 г. были разработаны положения, создающие целостное представление о педагогических условиях организации эффективного педагогического процесса в современной социально-педагогической ситуации. В последние годы основные направления деятельности научно-педагогической школы связаны с исследованием проблем теории и практики социального воспитания человека в процессе его социализации (проф. Т. А. Ромм), теории и практики педагогической реабилитации (проф. З. И. Лаврентьева).

В настоящее время под руководством членов педагогико-психологической школы ведутся исследования по проблемам педагогического развития, социализации и социального воспитания в рамках действующей магистратуры по педагогическому и психолого-педагогическому образованию, аспирантуры и докторантуры по специальностям «Общая педагогика, история педагогики и образования», «Теория и методика профессионального образования».

Решение исследовательских задач осуществляется в рамках фундаментальных исследований. Члены кафедры являются руководителями и исполнителями различных научных программ, социально значимых проектов, в том числе реализуемых при поддержке РГНФ и гранта Президента по поддержке ведущих научных школ. За последние пять лет членами кафедры, аспирантами и соискателями было опубликовано более 10 монографий и сборников научных трудов, около 90 статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ, ряд учебных и учебно-методических пособий. В качестве примеров высококачественной работы приведем коллективную монографию, выполненную педагогами ИИГСО в сотрудничестве с коллегами из ИФМИЭО НГПУ (кстати, тоже выпускниками нашего факультета) [15], а также новое учебное пособие Т. А. Ромм [16].

Научно-образовательное сотрудничество осуществляется на основе реализации постоянных научных контактов с ведущими университетами, российскими и зарубежными научными организациями. Проф. З. И. Лаврентьева является членом редакционной коллегии ведущего всероссийского научного издания «Сибирский педагогический журнал», главный редактор этого журнала – проф. Т. А. Ромм.

Представители научно-педагогической школы удостоены государственных и ведомственных наград. Школа кафедры имеет прочный задел в научных исследованиях прикладного и теоретического характера.

В течение текущего учебного года в состав нашего института вошла еще одна научная школа – по социальной философии. В разное время философскую подготовку на ИИГСО обеспечивали профессора Михаил Георгиевич Фёдоров, Владимир Петрович Тыщенко, Ольга Дмитриевна Олейникова, доц. Анна Анатольевна Изгарская.

В аспирантуре по социальной философии за последние пять лет под руководством профессоров Б. О. Майера, Н. В. Наливайко защищено шесть кандидатских диссертаций. 12 мая 2015 г. защитила докторскую диссертацию А. А. Изгарская. На кафедре философии за пять лет было подготовлено 180 публикаций, в том числе более 60 статей в журналах, рекомендованных ВАК. Организовано восемь конференций, из них одна международная, три всероссийских с международным участием, две всероссийских. Исследовательский проект проф. Е. А. Пушкарёвой «Инновационное образовательное учреждение для формирования научно-педагогических кадров» был поддержан грантом Федеральной целевой программы Минобрнауки РФ «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг. Личный грант областного Министерства науки, образования и инновационной политики по программе «Поддержка исследований молодых ученых Новосибирской области на 2013 г.» получил доц. А. Г. Лигостаев, работавший над проектом «Причины и механизмы динамики этнических, религиозных конфликтов, а также методы и рекомендации по их избеганию (применительно к Новосибирской области)».

В ИИГСО имеется сейчас потенциал для формирования еще двух научных школ: историографии и источниковедения (профессора К. Б. Умбрашко и О. И. Ивонина, доц. В. А. Спесивцева и др.) и культурологии (проф. Т. В. Чапля, доценты В. В. Видеркер, Е. Е. Тихомирова и др.). Названными преподавателями в последние годы опубликованы интересные монографии, учебно-методические пособия (например: [8; 18; 21]).

Наряду с научными школами в ИИГСО работают высококвалифицированные ученые и преподаватели по индивидуальным научным направлениям, создавая фон творческой активности для всего коллектива. Например, известный в России и за рубежом египтолог проф. А. Е. Демидчик.

Перспективы научной работы в ИИГСО и развитие научных школ напрямую зависят от грантовой, бюджетной и внебюджетной поддержки. В ближайшие годы особое внимание всех сотрудников ИИГСО будет обращено на усиление грантовой деятельности – как у ученых-преподавателей, так и среди студентов.

Библиографический список

1. Бородовский А. П. Археологические памятники горной долины Нижней Катуни в эпоху палеометалла / А. П. Бородовский. Новосибирск: Изд-во ИАиЭ СО РАН, 2013. 220 с.

2. Визуальные образы прошлого: новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике / Л. Н. Алексашкина, Е. Ф. Бехтенова, З. П. Горьковская [и др.]; под ред. В. А. Зверева, О. М. Хлытиной. Новосибирск: НГПУ, 2014. 180 с.

3. Воспитание: формирование социальности человека / Т. А. Ромм, З. И. Лаврентьева, Н. П. Аникеева [и др.]. Новосибирск: НГПУ, 2012. 254 с.

4. Горьковская З. П. Екатерина Ивановна Соловьёва: основатель научной исторической школы НГПИ-НГПУ / З. П. Горьковская, О. Н. Катионов // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 194–201.

5. ЕГЭ по истории: проектирование индивидуальных программ подготовки к экзамену / О. М. Хлытина, К. Е. Зверева, О. Н. Сидорчук [и др.]. Новосибирск: НГПУ, 2012. 203 с.

6. Зверев В. А. Люди детные: воспроизводство населения сибирской деревни в конце имперского периода / В. А. Зверев. Новосибирск: НГПУ, 2012. 261 с. (2-е изд., испр. и доп. – 2014. 278 с.).

7. Зверева К. Е. Как Сибирь училась читать: школа, грамотность и книга в русской деревне конца XIX – начала XX в. / К. Е. Зверева, В. А. Зверев. Новосибирск: НГПУ, 2013. 237 с.

8. Ивонина О. И. Восток – Запад в пространстве русской идеи / О. И. Ивонина, Ю. П. Ивонин. Новосибирск: НГПУ, 2013. Ч. 1: XIX в. 198 с.

9. История Сибири: история России через историю регионов: инновационный учебно-методический комплекс «История»: модуль 5.1: учеб. пособие для образоват. учреждений РФ / Н. А. Давыденко, В. А. Зверев, А. С. Зуев [и др.]; отв. ред.: В. А. Зверев, О. М. Хлытина. М.: Интеграция: образование и наука, 2015. 218 с.

10. Исторические источники в исследовательской и образовательной практике / Е. Ф. Бехтенова, В. А. Зверев, К. Е. Зверева [и др.]; под ред. О. М. Хлытиной, В. А. Зверева. Новосибирск: НГПУ, 2011. 288 с.

11. Исторические источники в преподавании истории в школе и вузе: современные исследовательские подходы / Е. Ф. Бехтенова, З. П. Горьковская, В. А. Зверев [и др.]; под ред. В. А. Зверева, О. М. Хлытиной. Новосибирск: НГПУ, 2013. 148 с.

12. Катионов О. Н. Рукописные карты Сибири XVIII–XX вв. в архивах, музеях и библиотеках России / О. Н. Катионов, Р. Ю. Смагин, А. А. Воронина // Гуманитарные науки в Сибири. 2012. № 3. С. 53–56.

13. Лейбова Е. К. Устные исторические источники на школьных уроках истории / Е. К. Лейбова, О. М. Хлытина. Новосибирск: НГПУ, 2011. 134 с.

14. Новые исследовательские подходы в работе с историческими источниками XVIII–XXI вв. / З. П. Горьковская, Н. А. Давыденко, В. А. Зверев [и др.]; под ред. В. А. Зверева, Н. Н. Родигиной. Новосибирск: НГПУ, 2013. 148 с.

15. Педагогический профессионализм в меняющемся образовательном пространстве / Е. В. Андриенко, Т. А. Ромм, И. И. Шульга [и др.]; под ред. Е. В. Андриенко, Т. А. Ромм. Новосибирск: НГПУ, 2014. 244 с.

16. Ромм Т. А. Педагогика социального воспитания / Т. А. Ромм. Новосибирск: НГПУ, 2013. 159 с.

17. Тема Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX – начала XX в.: аннот. библиогр. указ. / сост.: Н. Н. Родигина, Т. А. Кузнецова, О. Н. Сидорчук [и др.]; науч. ред. Н. Н. Родигина. Новосибирск: НГПУ, 2014. Т. 1. 388 с.; Т. 2. 344 с.

18. Тихомирова Е. Е. Модели коммуникации / Е. Е. Тихомирова, Т. В. Чапля. Новосибирск: НГПУ, 2013. Т. 1. 137 с.; Т. 2. 205 с.

19. Троицкая Т. Н. Народы и культуры скифо-сибирского мира / Т. Н. Троицкая, А. В. Новиков. Новосибирск: НГУ, 2011. 182 с.

20. Троицкая Т. Н. Музей глазами археолога / Т. Н. Троицкая. Новосибирск: Ярус, 2013. 60 с.

21. Умбрашко К. Б. Развитие источниковедения в русской исторической науке первой половины XIX в. / К. Б. Умбрашко. Новосибирск: НГПУ, 2012. 220 с.

22. Хлытина О. М. Историографические материалы в образовательном пространстве современной школы / О. М. Хлытина. Новосибирск: НГПУ, 2013. 136 с.

23. «Числюсь по России»: профессора и преподаватели кафедры отечественной истории НГПУ / авт.-сост.: В. А. Зверев, К. Е. Зверева, Е. И. Косякова; отв. ред. В. А. Зверев. Новосибирск: НГПУ, 2007. 160 с.

Количество просмотров: 6765  

Комментарии

НГПУ отмечает 80 лет! как выпускник поздравляю своих преподавателей, и сегодняшних работников, и студентов.

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Научные школы Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ
2. Взаимовлияние хозяйственной жизни крестьян и городской культуры Сибири в пореформенный период
3. Чтение сельских учителей Западной Сибири в конце XIX – начале XX века
4. Что думали купцы о дате основания Новониколаевска?
5. Дети приобщаются к истории и культурному наследию родного края (опыт апробации учебного пособия «История Сибири»)
6. Новое учебное пособие по истории Сибири как основа организации познавательной деятельности учащихся (из опыта применения в 11 классе сельской школы)
7. Компас в организации краеведческой деятельности школьников
8. Новый учебник по региональной истории как основа организации деятельности учеников 7 класса при изучении истории России (из опыта применения)
9. И вновь о будаговской школе
10. Народный музей «Молодая гвардия» – центр организации воспитательной работы новосибирской школы № 19 в 1970-1980-х годах (по воспоминаниям ученицы школы Т. М. Меренковой)
11. Символы истории
1. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы