Кейс по теме «Отечественная война 1812 года»

 
 

Басова Марина Ивановна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории,

тьютор специализированного медицинского класса

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Кейс по теме «Отечественная война 1812 года»

Методическая часть кейса

Метод кейсов (англ. Casemethod, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации[1].

Данный кейс используется при изучении внешней политики России при Александре I.

Целями данного кейса является создание условий для:

– развития учебно-информационных компетенций (работа  с источниками);

– формирования опыта принятия решений в группе (коммуникативные компетенции);

– совершенствования ценностных компетенций (умение вживаться в конкретную историческую ситуацию; занимать чью-то позицию при принятии решения).

Кейс используется для учащихся 10 классов профильного уровня. В результате работы с текстами ребята определяют варианты решений Совета в Филях и свою позицию. По материалам кейса лицеисты могут понять степень ответственности фельдмаршала М. И. Кутузова в ситуации сентября 1812 года, прийти к выводу о необходимости делать выбор с гражданских позиций. Десятиклассники смогут использовать полученную информацию на уроках литературы.

Содержательная часть кейса

Учащимся предлагается проанализировать историческую ситуацию и ответить на вопросы.

Совет в Филях

(ИЗ «ЖУРНАЛА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ»)

Сентябрь 1.

Сей день пребудет  вечно незабвенным для России, ибо собранный совет у фельдмаршала Кутузова в деревне Фили решил пожертвованием Москвы спасти армию. Члены, составлявшие оный, были следующие: фельдмаршал князь Кутузов, генералы: Барлай-де-Толли, Коновницын, генерал-майор и начальник главного штаба Ермолов и генерал-квартирмейстер полковник Толь.

Фельдмаршал, представя  Военному совету положение армии, просил мнения каждого из членов на следующие вопросы: ожидать ли неприятеля в позиции и дать ему сражение или сдать оному столицу без сражения? На сие генерал Барклай-де-Толли отвечал, что в позиции, в которой армия расположена, сражения принять невозможно и что лучше отступить с армией чрез Москву по дороге к Нижнему Новгороду как к пункту главных наших сообщений между северным и южными губерниями.

Генерал Беннигсен, выбравший позицию пред Москвою, считал ее непреоборимою и потому предлагал ожидать в оной неприятеля и дать сражение.

Генерал Дохтуров был сего же мнения.

Генерал Коновницын, находя позицию перед Москвою невыгодною, предлагал идти на неприятеля и атаковать его там, где встретят, в чем также согласны были генералы Остерман и Ермолов; но сей последний присовокупил вопрос: известны ли нам дороги, по которым колонны должны двинуться на неприятеля?

Полковник Толь представил совершенную невозможность держаться армии в выбранной генералом Беннигсеном позиции, ибо с неминуемою потерею сражения, а вместе с сим и Москвы, армия подвергалась совершенному истреблению и потерянию всей артиллерии, и потому предлагал немедленно оставить позицию при Филях, сделать фланговый марш линиями влево и расположить армию правым флангом к  деревне Воробьевой, а левый между Новой и Старой Калугскими дорогами в направлении между деревень Шатиловой и Воронково; из сей же позиции, если обстоятельства потребуют, отступить по Старой Калугской дороге, поелику главные запасы съестные и военные ожидаются по сему направлению.

После сего фельдмаршал, обратясь к членам, сказал, что с потерянием Москвы не потеряна еще Россия и что первой обязанностью поставляет он сберечь армию, сблизиться к тем войскам, которые идут к ней на подкрепление, и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю и потому намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге.

Вследствие сего приказано было армии быть в готовности к выступлению….

1. После какого события состоялся Совет?

2. Какой вопрос являлся на нём главным?

3. Какие пути решения предлагают участники Совета? Кто из них прав и почему?

В ходе обсуждения учащиеся формулируют проблему целесообразности оставления Москвы и пути решения этой проблемы.

Информационная часть кейса

1. Работа с картой

Какие возможные пути отхода из Москвы могла учитывать русская армия и почему?

2. Рапорт М. И. Кутузова Александру I о причинах оставления Москвы. 1812 г. сентября 4. Жилино.

Осмелюсь всеподданнейше донести вам, всемилостивейший государь, что вступление в Москву не есть ещё покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел, спасти, делаюя движение на Тульской дороге. Сие приведёт меня в состояние защищать город Тулу, где хранится важнейший оружейный завод, и Брянск, в котором столь же важный литейный двор, и прикрывает мне все ресурсы, в обильнейших наших губерниях заготовленные. Всякое другое направление пресекло бы мне оные, равно и связь с армиями Тормасова и Чичагова…

Теперь , в недальнем расстоянии от Москвы, собрав мои войска, твёрдою ногою могу ожидать неприятеля, и пока армия вашего императорского величества цела и движима известною храбростию и нашим усердием, дотоле ещё возвратная потеря Москвы не есть потеря Отечества…

Генерал от инфантерии князь (Голенищев) –Кутузов.

Какие аргументы приводит Кутузов для объяснения своего решения?

Можно ли говорить не только о позиции Кутузова как полководца, но о гражданской позиции фельдмаршала?

3. Л. Н. Толстой. Война и мир

На третий день после донесения Кутузова в Петербург приехал помещик из Москвы и по всему городу распространилось известие о сдаче Москвы французам. Это было ужасно! Каково было положение государя! Кутузов был изменник, и князь Василий… говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого и развратного старика.

Мнение каких кругов выразил князь Василий? Согласны ли вы с ним?

4. Наполеон — М. И. Кутузову

3 октября <По новому стилю.> 1812 года. Москва

Князь Кутузов!

Посылаю к Вам одного из Моих генерал-адъютантов для переговоров о многих важных делах. Хочу, чтоб Ваша Светлость поверили тому, что он Вам скажет, особенно, когда он выразит Вам чувства уважения и особого внимания, которые Я с давних пор питаю к Вам. Не имея сказать ничего другого этим письмом, молю Всевышнего, чтобы он хранил Вас, князь Кутузов, под своим священным и благим покровом.

Наполеон

После каких событий появляется это документ? О чём идет в нём речь?

5. Пожар в Москве.

По оценке И. М. Катаева пожар уничтожил:

– 6 496 из 9 151 жилых домов (включавших 6 584 деревянных и 2 567 каменных);

– 8 251 лавок, складов и т. п.;

– 122 из 329 храмов (без учета разграбленных)

В огне погибли до 2 000 раненых российских солдат, оставленных в городе. Были уничтожены Университет, библиотека Бутурлина, Петровский и Арбатский театры. Считается, что в Московском пожаре погибла (во дворце А. И. Мусина-Пушкина на Разгуляе) рукопись Слова о полку Игореве, а также Троицкая летопись. Воспитательный дом, расположенный рядом с центром пожара, отстояли его служащие во главе с генералом Тутолминым. Население Москвы за время войны сократилось с 270 000 до 215 000 человек (Филиппов).

Каковы последствия московского пожара?

6. И.А. Крылов. ВОЛК НА ПСАРНЕ

Волк, ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор.

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»

И вмиг ворота на запор;

В минуту псарня стала адом.

Бегут: иной с дубьем,

Иной с ружьем.

«Огня!» — кричат: «огня!» Пришли с огнем.

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;

Но, видя то, что тут не перед стадом,

И что приходит, наконец,

Ему рассчесться за овец,—

Пустился мой хитрец

В переговоры,

И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;

Забудем прошлое, уставим общий лад!

А я, не только впредь не трону здешних стад,

Но сам за них с другими грызться рад,

И волчьей клятвой утверждаю,

Что я... » — «Послушай-ка, сосед»,

Тут ловчий перервал в ответ:

«Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю;

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой».

И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Кто предстаёт в басне И.А. Крылова в образе волка и ловчего?

Какому событию посвящено произведение? Почему вы так решили?

Какой из приведённых текстов можно отнести к этому же событию? Объясните?

7. Александр – М. И. Кутузову

16 октября 1812. С.-Петербург

Нашему генерал-фельдмаршалу князю Голенищеву-Кутузову.

Усердна Ваша служба и многие оказанные Вами знаменитые Отечеству заслуги, а наконец и ныне в 6-й день сего текущего месяца одержанная войсками, предводительству Вашему порученными, совершенная победа над сильным французским корпусом, под начальством короля Иоахима Мюрата состоящим, обращают вновь на Вас внимание Наше и признательность, в ознаменование которых признали Мы за благо пожаловать Вам золотую с лавровыми венками, украшенную алмазами шпагу.
Сей воинственный знак, достойно Вами стяжанный, да предшествует славе, какою поискоренении всеобщего врага увенчает Вас, Отечество и вся Европа.Александр

Управляющий Военным министерством князь Горчаков

С помощью карты  определите, с какой победой царь поздравляет М. И. Кутузова?

8. Приходили к нам в деревню французы...

Письмо старосты Григория Андреева к помещику его из Боровска

6 ноября 1812 года

О нижеследующих обстоятельствах вашему превосходительству доношу:

1. Вотчина Ваша, Боровского уезда сельцо Курчино, после выхода из Боровского уезда неприятеля вдаль, осталась благополучна, кроме того, что брали у нас сено, овес, печеный хлеб и из мелкой скотины, однако, по власти Создателя и милости вашего превосходительства, нынешнюю зиму в корме как-нибудь пробудемся.
2. Разоренных селений обыватели, около 1500 семей, от неприятеля в Ваших рощах недель семь укрывались и очень много пожгли Вашего лесу.
3. Назад тому недели три пришли к нам французы и хотели деревню сжечь; но я, с помощью Божией и крестьян Ваших, их всех перебил до смерти, как тощих собак; нашли при них с образов оклады серебряные помятые, рясу и нитку жемчуга. Я все отдал в приходскую церковь; не надо нам от них ничего. Мы довольны всем: гневить Бога нечего.

Оцените поведение крестьян. Какие понятия уместно употребить при ответе? Почему?

9. Работа с репродукцией картины

«На большой дороге – отступление, бегство...»

Художник В. В. Верещагин

 

Количество просмотров: 15258  

Комментарии

Преподавание кейсов это невероятно сложная задача, которая требует высокого профессионализма, педагогического мастерства и эрудиции от учителя. Спасибо за разработку кейса.

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Урок по теме «Отзыв на инсценирование басни». Создание письменного текста
2. Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 11-х классов «Спортивный калейдоскоп»
3. Диагностическая работа «Метапредметные результаты» (на материале русского языка и литературы)
4. Вариант метапредметных заданий по русскому языку для 7 класса
5. Методическая разработка внеурочного занятия для учащихся 2-3 классов «Мы за мир»
6. Внеклассное занятие по истории «Историческая мозаика» (6-9 классы) к предметной неделе «Загадки истории»
7. Методические материалы по русскому языку для определения уровня сформированности основных метапредметых результатов обучения
8. Учебное занятие как «событие понимания» (преподавание гуманитарных дисциплин в контексте требований ФГОС)
9. Кейс по теме «Отечественная война 1812 года»
10. Внутренний мир героя. К изучению психологической детали на уроке литературы
11. Материалы к изучению речевой детали на уроке литературы
12. Материалы к изучению темы «Повтор. Контраст. Градация» на уроке литературы
13. Дидактический материал: комплексы ОРУ для учащихся 5-11 классов
14. Старый новый год! Развлечение для средней и старшей группы
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы