К изучению античных и библейских мотивов в художественном тексте

 
 

Колмакова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

К изучению античных и библейских мотивов в художественном тексте

Античные мотивы

О. Э. Мандельштам

Возьми на радость из моих ладоней

Немного солнца и немного меда,

Как нам велели пчелы Персефоны.

 

Не отвязать неприкрепленной лодки,

Не услыхать в меха обутой тени

Не превозмочь в дремучей жизни страха.

 

Нам остаются только поцелуи,

Мохнатые, как маленькие пчелы,

Что умирают, вылетев из улья.

 

Они шуршат в прозрачных дебрях ночи,

Их родина — дремучий лес Тайгета

Их пища — время, медуница, мята.

 

Возьми ж на радость дикий мой подарок —

Невзрачное сухое ожерелье из мертвых пчел,

Мед превративших в солнце.

1. Какие вопросы у вас возникли после прочтения стихотворения Мандельштама?

2. Сформулируйте свои вопросы по содержанию, строю чувств, запечатленном в произведении и художественных средствах, его воплощающих.

3. В чем, по-вашему, заключается замечательная особенность этого стихотворения?

Персефона (греч.) — владычица преисподней, богиня произрастания злаков и земного плодородия, дочь Зевса и Деметры. Греческий миф о Персефоне рассказывает, что она была похищена Аидом, увезена им в подземное царство. Когда Деметра добилась от Зевса возвращения дочери, Персефона только часть года (весну и лето) могла быть на земле с матерью, а остальное время, как жена Аида, находилась в подземном царстве. Ежегодное возвращение Персефоны из царства мёртвых символизирует приход весны, пробуждение растительности, прорастание безжизненного на вид зерна, опущенного в недра земли.

Задания:

1. Вспомните мифы древней Греции и Древнего Рима. В каких произведениях, прочитанных вами вы встречали упоминание о богах, героях, событиях античности?

2. Впишите в читательский дневник названия произведений и их авторов, в которых запечатлён тот или иной античный мотив, назовите его или оформите цитатой. Например, так:

Ф. И. Тютчев

Весенняя гроза (фрагмент)

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Геба — греческая богиня юности, дочь Зевса и Геры. На Олимпе на пирах богов Геба подносила им нектар и амброзию. Иногда изображалась кормящей орла Зевса.

Д. Мережковский

Парки

Будь что будет — все равно.

Парки дряхлые, прядите

Жизни спутанные нити,

Ты шуми, веретено.

Все наскучило давно

Трем богиням, вещим пряхам:

Было прахом, будет прахом, –

Ты шуми, веретено.

Нити вечные судьбы

Тянут парки из кудели

Без начала и без цели.

Не склоняют их мольбы,

Не пленяет красота:

Головой они качают;

Правду горькую вещают

Мы же лгать обречены:

Роковым узлом от века

В слабом сердце человека

Правда с ложью сплетены.

Лишь уста открою — лгу,

Я рассечь узлов не смею,

А распутать не умею,

Покориться не могу.

Лгу, чтоб верить, чтобы жить,

И во лжи моей тоскую.

Пусть же петлю роковую,

Жизни спутанную нить,

Цепи рабства и любви, —

Все, пред чем я полон страхом.

Рассекут единым взмахом.

Парка, ножницы твои!

Их поблеклые уста.

Парки — богини судьбы в древнегреческой мифологии. Чаще всего изображались с прялками.

Библейские мотивы

«1. Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;

2. А иное упало на камень и взошед засохло, потому что не имело влаги;

3. А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;

4. А иное упало на добрую землю и взошед принесло плод сторичный...»

Евангелие от Луки 8, 5-8

Вы, конечно, помните эту притчу о сеятеле. Особенность ее, как и любой притчи, в том, что ее можно понять и принять во все времена, среди всех народов, и она всегда будет актуальна.

Сравните поэтические трактовки притчи о сеятеле А. С. Пушкина и Н.А. Некрасова. Что общего в этих интерпретациях? В чем различия?

А.С. Пушкин

Изыде сеятель сеяти семена своя

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя —

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды...

 

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

 

Н. А. Некрасов

Сеятелям

Сеятель знанья на ниву народную!

Почву ты что ли находишь бесплодную,

Худы ль твои семена?

Робок ли сердцем ты?

Слаб ли ты силами?

Труд награждается всходами хилыми,

Доброго мало зерна!

 

Где ж вы, умелые, с добрыми лицами,

Где же вы, с полными жита кошницами?

Труд засевающих робко, крупицами,

Двиньте вперед!

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ.

Задания:

1. Прочитайте стихотворение В. Ходасевича «Путём зерна».

2. Владислав Ходасевич в своём стихотворении тоже использует библейский мотив притчи о сеятеле. Назовите детали, создающие этот мотив. В чём особенность его интерпретации библейского мотива?

3. Каким вы увидели «путь зерна»?

4. В чём заключается данная нам мудрость? Кем она дана?

5. Какие еще мотивы в этом произведении помогают понять его мудрость?

В. Ходасевич

Путём зерна

Проходит сеятель по ровным бороздам

Отец его и дед по тем же шли путям.

Сверкает золотом в его руках зерно,

Но в землю черную оно упасть должно.

 

И там, где червь слепой прокладывает ход,

Оно в заветный срок умрёт и прорастёт!

Так и душа моя идёт путем зерна:

Сойдя во мрак, умрёт — и прорастёт она.

 

И ты, моя страна, и ты, её народ,

Умрёшь и оживешь, пройдя сквозь этот год —

Затем, что мудрость нам единая дана:

Всему живущему идти путём зерна.

Задание.

Художники всех времен и народов обращались и обращаются к Библии, не только к её притчам, но и другим сюжетам. Постарайтесь найти в произведениях разных писателей, художников, музыкантов библейские мотивы. Поделитесь своими находками с родителями, друзьями, учителем, одноклассниками.

Количество просмотров: 6585  

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы