Роль детского самоуправления в воспитании социально активной личности. Из опыта работы МБОУ СОШ № 86 г. Новосибирска

 
 

Галичева Лариса Александровна,

заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ СОШ № 86 г. Новосибирска,

руководитель пресс-центра «86-ое чувство»,

Почётный работник общего образования Российской Федерации

 

Роль детского самоуправления в воспитании социально активной личности. Из опыта работы МБОУ СОШ № 86 г. Новосибирска

Развивающемуся обществу нужен человек социально активный. В «Концепции модернизации российского образования» сформулирован социальный заказ – это «современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

По сути, школа должна воспитать лидера, организатора, гражданина. Для этого необходимо создать образовательную среду, в которой будет развиваться личность ребёнка с активной жизненной позицией, найти формы активного включения детей в жизнь общества.

Одним из важнейших условий воспитания социально активной личности является развитие детского самоуправления как специфической организации коллективной деятельности, цель которой – саморазвитие личности. Это подтверждает многолетний опыт МБОУ СОШ № 86 Ленинского района города Новосибирска, в которой более 20 лет я являюсь заместителем директора по воспитательной работе.

Краткая история самоуправления МБОУ СОШ № 86

Школа № 86 – образовательное учреждение с давними традициями детского самоуправления. В советский период здесь велась активная пионерская и комсомольская работа. С наступлением перестройки, 9 февраля 1996 года, был создан первый орган ученического самоуправления постсоветского времени – школьный парламент. В 1999 году в школе появилось своё детское государство ШАГ (Школьная Ассоциация Городов). Основу жизнедеятельности коллектива составляет долгосрочная, серьёзная и вместе с тем увлекательная игра в школьное государство, которое существует уже 17 лет. Детьми вместе со взрослыми разработана государственная символика: герб, флаг, гимн, а также конституция, законы ШАГ, Кодекс Чести гражданина, локальные акты школьного самоуправления. Школьное государство сегодня включает 46 классов-городов, имеющих свои названия, гербы, девизы, речёвки, гимны.

Участие в жизни общества начинается для наших учеников с участия в жизни школы, а в школе всё устроено так, что проявить активность может каждый, кто этого желает. С первого класса ученики знают, что наша школа – это школьное государство ШАГ. На линейке первого сентября ребят приветствует президент школы, вместе с Ученическим Правительством ребята исполняют школьный гимн, видят вынос школьного знамени. Традиционно ребят-первоклассников принимают в граждане ШАГ. Праздник проводят члены ученического правительства. Это яркое музыкальное мероприятие с костюмированными героями, здесь много игр, конкурсов. Вместе с этим дети узнают правила поведения в школе, её традиции, символику школьного государства.

Выборы. Формирование органов самоуправления

В сентябре ежегодно проходят выборы ученического самоуправления. Сначала избираются мэры и ученические правительства классов. Для них в течение года проходит школа актива «Алый парус», где ребята учатся работать в команде, планировать, анализировать.

Затем в течение недели проходят выборы в школьное самоуправление. Выдвигаются кандидатуры старшеклассников в правительство, определяются кандидаты в президенты, проходит предвыборная кампания. Избиратели знакомятся с кандидатами через пресс-конференцию, анкеты, рекламные ролики, плакаты, листовки. День наглядной и День живой агитации, «хождение в народ», агитбригады стали традицией ШАГовских выборов. Каждый день заранее расписан.

В понедельник – кандидаты заполняют анкеты с фотографией, а также сдают портфолио, балл которого влияет на результаты выборов, он суммируется с количеством полученных голосов избирателей.

Вторник – день наглядной агитации. Кандидаты вывешивают свои плакаты, лозунги, листовки. Также в этот же день проходит пресс-конференция или дебаты кандидатов в президенты.

Среда – день живой агитации. По графику каждый класс в актовом зале смотрит рекламные выступления кандидатов, которые стараются проявить артистизм, творчество.

Четверг – день голосования. Каждый избиратель получает по два бюллетеня и опускает их в два ящика – за президента и ученическое правительство школы. По окончании голосования доверенные лица кандидатов подсчитывают голоса.     

Пятница – праздник «День самоопределения», на котором объявляются итоги голосования, вручаются удостоверения членам ученического правительства (УПШ), сертификаты членам Коллегии присоединившихся добровольно (КПД – это кандидаты, набравшие наименьшее количество голосов и не вошедшие в правительство, которые по собственному желанию могут к нему присоединиться и работать на правах совещательного голоса без права голосования при принятии решений и без удостоверения члена УПШ). Президент произносит клятву, вступает в должность - происходит инаугурация. Завершается день посиделками правительства с участием выпускников- членов УПШ. Это чаепитие, обсуждение выборов, воспоминания выпускников, пение любимых школьных песен.

Честность и объективность выборов гарантируется «Законом о выборах», который разработан УПШ и утверждён Общим слётом актива (ОСА) 10 октября 2000 года. По итогам выборов формируются органы ученического самоуправления:

– Ученическое правительство школы (УПШ)

– Коллегия присоединившихся добровольно (КПД)

Из состава УПШ формируется законодательный орган школьного государства – Совет учащихся (СУ). В него входят члены правительства, получившие максимальное количество голосов избирателей.

Их деятельность регламентируется «Положением об органах ученического самоуправления ШАГ». Правительство и президент строят свою работу в соответствии с Конституцией школьного государства, локальными актами ученического самоуправления, традициями шефства и наставничества, а также Уставом школы.

Сфера деятельности ученического самоуправления

«Нельзя стать хозяином своей страны, не став хозяином своей школы» – эти слова Н.К. Крупской выражают суть ученического самоуправления школьного государства ШАГ. Сфера его деятельности постоянно расширяется по мере освоения активом навыков самостоятельного планирования, организации и анализа результатов. Сегодня в его компетенции:

– Организация дежурства по школе

– Вопросы дисциплины и порядка

– Кураторство классов

– Планирование и анализ воспитательной работы на год, месяц

– Проведение и анализ внеклассных мероприятий

– Учёба актива, работа клуба активистов «Алый парус»

– Работа профилактического совета учащихся (ПСУ)

– Разработка законов и локальных актов самоуправления

– ШАГ-проектирование, разработка ежегодного проекта, направленного на решение актуальной проблемы жизнедеятельности коллектива

– Проведение социальных акций

– Организация конкурсов «Лучший дежурный класс», «Самый спортивный класс», «Золотая пятёрка» и других

– Работа с экранами: дисциплины и порядка, активности

– Сотрудничество с музеем истории школы, работа в совете музея

– Информирование через стенд и собрания параллелей

Шефская работа: ветераны педагогического труда, ветераны микроучастка школы, учащиеся начальных классов

– Работа в Молодёжном Совете жилмассива «Западный»

– Сотрудничество с пресс-центром: Газета «ШАГовский домовёнок» (1-4 кл.), Газета «Живчик» (5-7 кл.), Журнал «86-ое чувство» (8-11 кл.).

Есть циклограмма работы правительства – собрания проходят один раз в неделю, по вторникам.

1-ый и 4-ый вторники – собрания УПШ в полном составе, на которых происходит планирование, обсуждение проведённых мероприятий, подготовка к новым, заслушиваются отчёты.

2-ой вторник – собрание Совета учащихся, который разрабатывает законы, положения, проекты, программы, которые потом обсуждаются и принимаются ученическим правительством, или вносит изменения в уже существующие законы.

3-ий вторник – заседание профилактического совета учащихся. На него приглашаются ребята 6-7 классов, часто записанные в дневник поведения. Цель ПСУ – улучшить поведение отдельных ребят и класса в целом.

Каждый член УПШ является куратором класса. Куратор, прежде всего, – друг ребят, он общается с активом в виртуальном и реальном пространстве, помогает классному руководителю и мэру.

Активно работать в правительстве старается каждый избранный. Ведь те, кто получают в течение двух лет диплом за активное участие в работе УПШ, становятся «автоматчиками» и зачисляются в правительство без голосования.

Система органов ученического самоуправления ШАГ школы №86 (2016)

Традиции самоуправления

Среди традиций школы особое место занимают традиции самоуправления. Это те дела, которые в течение многих лет орган самоуправления сам разрабатывает, организует, анализирует. Помощь взрослых здесь минимальна, а опыт передаётся из поколения в поколение. Участниками этих дел являются самоуправления классов, поэтому в результате их организации и проведения передаётся опыт самоуправления, готовится смена актива.

Традиция

Содержание

1.

Дни УПШ в начальной школе

 

Праздники, интеллектуальные игры, игры-путешествия для ребят начальной школы, самостоятельно организованные  активом.

2.

Школа актива «Алый парус»

Ежемесячные встречи ученического правительства школы с ученическими правительствами классов с целью передачи опыта, обмена мнениями, освоения новых форм работы.

2.

Смотр УПК

 

Итоговое занятие школы актива «Алый парус», которое проводится в форме путешествия по станциям с целью выяснения уровня сплочённости и навыков работы правительств классов.

3.

Агитбригада правительства

На разных площадках, от школьной сцены до сцены ДТ ДУМ «Юниор», участники самоуправления демонстрируют свой артистизм, уверенность и гражданскую позицию, тем самым агитируя молодёжь и подростков за активную позицию и здоровый образ жизни.

3.

День самоопределения

Главный школьный праздник с выносом знамени, исполнением гимна, посвящённый окончанию очередных выборов. На нём проходит инаугурация Президента, вручаются удостоверения членам УПШ, сертификаты членам КПД

4.

Слёт активистов

Итоговый праздник актива с вручением дипломов и грамот лучшим активистам, творческими отчётами школьных объединений по интересам.

5.

Парад городов

Главный государственный праздник, посвящённый окончанию нового трудового года. На нём подводятся итоги соревнования классов-городов, вручаются дипломы в номинациях «Лучший дежурный класс», «Самые примерные», «Супер-Молодцы!» (трёх степеней).

6.

Декада прессы

 

Проходит ежегодно в апреле. Это учёба пресс-центров классов-городов, которая заканчивается выпуском печатных изданий классов.

7.

Единые ученические и педагогические советы

Нестандартная встреча педагогического коллектива и ученического самоуправления, посвящённая актуальной проблеме воспитания в школе. Дети выступают наравне со взрослыми, решение принимается коллегиально.

8

Пресс-конференции правительства

Проводятся один раз в четверть.  Это публичный   отчёт   лидеров самоуправления для школьной печати и активов классов-городов.

9.

ШАГ-аукционы

Денежной единицей ШАГ является «активка». Каждый класс имеет банковский счёт, зарабатывает «трудовой капитал», который можно потратить на интеллектуальном аукционе.  Для объективной оценки деятельности классов-городов ведётся  экран активности.

10.

Присвоение Почётных званий

Лучшим активистам школы присваиваются звания «Звезда выпуска» или «Почётный гражданин ШАГ». Сертификаты вручаются на торжественной части выпускного вечера.

ШАГ-проектирование

С 2005 года ученический актив школы создаёт ШАГ-проекты, над реализацией которых работает вся школа в течение учебного года. Это помогает внести элемент новизны в традиционное течение жизни школьного государства.

Учебный год

Название проекта

Цель

2005-2006

«Твори добро

 во имя жизни!»

Организовать социальные акции, установить отношения сотрудничества с детским домом № 1, Союзом ветеранов Афганистана, ветеранской организацией «Эхо».

2006-2007

«Моя семья – моё богатство»

Организовать работу по изучению истории семей учащихся школы, провести семейные конкурсы и мероприятия с участием родителей.

 

2007-2008

«Школьное братство» (посвящён 65-летию школы)

Организовать поисково-исследовательскую работу для расширения и углубления знаний об истории школы, о судьбах её выпускников и учителей, пополнить материалами музей истории школы.

2008-2009

«Олимпийская высота»

Выявить самые яркие таланты в разных областях школьной жизни и деятельности, увеличить «золотой запас» ШАГ через открытие новых талантов.

2009-2010

«Правда в памяти!»

Провести поисковую работу и подготовить к изданию юбилейный  журнал  «Ветераны  Западного жилмассива», посвящённый  65-летию Великой Победы.

 

2010-2011

2011-2012

«Вместе-дружная семья!»

Организовать работу по изучению   культуры и национальных традиций народов, представители которых обучаются в школе № 86 с целью воспитания толерантности и уважения к представителям других культур  и конфессий. 

2012-2013

«Имя класса»

Расширить знания о Героях Отечества, организовать  работу, направленную на поиск своего Героя, который станет Именем класса.

 

2013-2014

«Мы строим Доброград»

Создать в Школьном Государстве новый город Доброград для ребят из группы продлённого дня, организовать для них при участии вожатых-волонтёров уют и интересный досуг.

2014-2015

«Песни Победы»

Организовать конкурс «Самый певучий класс» на тему «Песни Победы», посвящённую 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

 

2015-2016

«Книгожоры-86»

Объединить читающих ребят и организовать разнообразную весёлую агитацию за чтение, использовать интересные формы работы, подключить к этому как можно больше учеников

С 2013 года актив Ученического Правительства ШАГ представляет свои проекты на городском конкуре «Мастерская добрых дел», по итогам которого победителями в номинации «Общественное признание» стали ШАГ-проекты: «Мы строим Доброград», «Песни Победы», «Книгожоры-86».

Молодёжный Совет микрорайона «Западный»

В декабре 2010 года на микрорайоне «Западный» появился новый территориальный орган самоуправления Молодёжный Совет. Он расширил сферу нашего самоуправления, научил ребят работать за пределами школы вместе с ТОС и Советом ветеранов. По плану совместной работы участники Молодёжного Совета участвуют в организации мероприятий на микрорайоне. Помогают проводить Масленицу, День соседей, организуют чемпионат по дворовому футболу. Но самое большое внимание уделяется работе с ветеранами и детьми из многодетных и малообеспеченных семей. Для ветеранов ребята организуют концерты, поздравление с праздниками, оказывают тимуровскую помощь. Для детей из малообеспеченных семей проводят новогоднюю ёлку в ТОСе, для многодетных мам – ежегодный концерт.

Молодёжный Совет микрорайона учит актив работать за пределами школы, искать партнёров среди людей старшего поколения, работать рука об руку с ними. Это, безусловно, положительный опыт взаимопонимания и сотрудничества поколений, преемственности ценностей и традиций.

Место музея в школьном самоуправлении

Музей истории МБОУ СОШ № 86 создан в 2006 году. Он занимает важное место в системе школьного самоуправления, что стало возможным благодаря сотрудничеству трёх звеньев: ученического правительства школы, актива музея, пресс-центра, которые в свою очередь связаны с органами самоуправления классов-городов.

Музейщики классов составляют актив музея, юнкоры классов являются внештатными корреспондентами пресс-центра. В свою очередь их представители участвуют в работе ученического правительства школы. Членами же высшего органа самоуправления музея – совета музея – обязательно являются как активисты музея, так и представители ученического правительства и пресс-центра.

Такое взаимопроникновение органов ученического самоуправления позволяет им работать согласованно, при определённой автономности избегать разобщения и обособленности. Сотрудничество осуществляется по следующим направлениям:

1. Планирование.

2. Организация мероприятий.

 3. Создание совместных проектов и их реализация.

Так, в 2011 году был разработан и реализован проект «Имя класса», представленный на XXX городскую научно-практическую конференцию «Сибирь-2011» и ставший лауреатом секции детского движения. Проект является результатом сотрудничества музея и школьного самоуправления. Исследовательская работа проведена музеем, проект на её основе разработан ученическим правительством, в реализации проекта участвовали обе стороны, информационную поддержку обеспечил пресс-центр.

Школьная печать

Эффективной формой самоуправления и включения школьной молодёжи в жизнь общества является школьный пресс-центр. Он создан в 2000 году. Цель пресс-центра – формировать физически и нравственно здоровую социально-активную личность, живущую в гармонии с собой и миром, готовую   строить себя и свою судьбу.

Усилиями юнкоров в образовательном учреждении сформировано единое информационное пространство. Юнкоры ШАГ выпускают три печатных издания: журналы «ШАГовский домовёнок» для 1-4 классов, «Живчик» для ребят среднего звена и «86-ое чувство» для старшеклассников.

Корреспонденты пресс-центра являются активными участниками мероприятий в школе, районе, городе. Поднимают молодёжные проблемы, вопросы нравственности, экологии. Главное правило редакции – быть позитивными и творческими. Корреспонденты пишут о талантливых ребятах, которые проявили себя в спорте, учёбе, творчестве, о школьных мероприятиях и акциях, знаменательных событиях в жизни города, страны. Есть рубрики о событиях на Западном микрорайоне, специальная рубрика о работе Ученического Правительства. Задача пресс-центра - формировать общественное мнение, учить добру, взаимопониманию, бороться силой пера с негативными явлениями: курением, сквернословием, жестокостью, равнодушием.

Юнкоры всегда находимся в гуще событий, проводят в школе свои мероприятия, чтобы привлечь читателей, – это реклама номера, лотерея, брифинг, фотоконкурс, встреча с героем номера, игра, круглый стол, пресс-конференция, фестиваль газетной моды, Декада прессы.

Пресс-центр активно участвует в городских медиапроектах. С сентября 2012 года МБОУ СОШ № 86 является соучредителем городского детского электронного информационно-развлекательного журнала «TIMIX». Юнкоры – пресс-центра - активные участники его редакции, их материалы практически во всех рубриках. С сентября 2014 года детским редактором журнала «TIMIX» является Наврузой Саидова – главный редактор журнала «86-ое чувство». 

Пресс-центр школы – победитель городского конкурса детских и юношеских СМИ в номинации «Пресс-центр года», Всероссийских конкурсов «Океанский медиапарад» (2008, 2009), «ШКОЛИЗДАТ: пресс-лайн» (2015).

В пресс-центре ребята учатся мыслить, высказывать своё мнение, отстаивать свою позицию, видеть проблемы, поднимать их в своих материалах, искать их позитивное решение, но главное – учатся неравнодушию, без которого не может быть активной гражданской позиции.

Участие в социально значимых акциях и проектах

Одним из важных направлений работы ученического самоуправления является организация участия школьников в социально значимых акциях и проектах как реальный путь воспитания нравственного отношения к людям не на словах, а на деле. Ученическим правительством проводятся благотворительные акции в рамках Осенней и Весенней Недель Добра, а также в ходе межведомственной операции «Семья» и Дня защиты детей. Традиционными стали акции: «Ветеран», «Открытка ветерану», «Протяни руку», «Птичий домик», «Добрые письма», «Фруктовый бум», «Для братьев наших меньших», «Тёплые ручки и тёплые ножки» и другие. Они организованы в тесном сотрудничестве с Молодёжным Парламентом и Ресурсным центром Ленинского района.

Ученическое правительство школьного государства ШАГ является участником Лидерской ассоциации детских организаций и школьных активов города Новосибирска. Успешно участвует во всех городских лидерских проектах, организованных Лабораторией детского движения ДТД УМ «Юниор». В 2016 году стало АБСОЛЮТНЫМ ПОБЕДИТЕЛЕМ городского смотра активов детского самоуправления «Лидерская десятка» и получило переходящий кубок.

Заключение

Опыт школы № 86 доказывают, что самоуправление является важнейшим инструментом формирования социально активной личности. Оценивая уровень воспитанности учащихся в течение 3 лет (2012-2013; 2013-2014; 2014-2015), педагоги отмечают, что у большинства воспитанников развиты такие нравственные качества, как доброта и отзывчивость, честность и правдивость. Стабильны показатели «общественная активность» (87% активны и очень активны), долг и ответственность (более 60% учащихся всегда ответственны). За 17 лет существования школьного государства ШАГ 63 выпускникам школы присвоено Почётное звание «Звезда выпуска» как свидетельство активной жизненной позиции и гражданской зрелости.  Ежегодно более 400 учащихся получают по итогам года дипломы за активность в разных областях школьной жизни. Количество активных и очень активных учеников составляет 87%. Большинство из них – участники ученического самоуправления, школьных клубов и творческих объединений.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России так определяет современный национальный воспитательный идеал – это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Создавая в наших школах и учреждениях дополнительного образования органы ученического самоуправления и детские общественные организации, мы делаем уверенные и правильные шаги на пути его достижения.

Количество просмотров: 6397  

Добавить комментарий

Target Image
1. Школа ста восьми возможностей, или Российское движение школьников как система современной воспитательной деятельности ВЫПУСК №89, июнь 2020
2. «АМКИР собирает друзей»: по итогам проведения областной профильной смены Ассоциации молодежных клубов интеллектуального развития (АМКИР) Выпуск №84-85, октябрь 2019
3. Рискнуть стать добрым Выпуск №81, февраль 2019
4. Участие во всероссийских конкурсах и проектах как средство развития компетенций активистов РДШ Выпуск №80, декабрь 2018
5. Российское движение школьников – траектория наших возможностей ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
6. Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды ВЫПУСК №77, июнь 2018
7. Педагогика поколений – соотношение традиций и инноваций в воспитательной системе школы Выпуск №72-73, октябрь 2017
8. 10 нескучных летних дней Выпуск №72-73, октябрь 2017
9. Курс на лидерство Выпуск №72-73, октябрь 2017
10. Профориентация школьников в рамках программы летней профильной смены «Лидер нового поколения» Выпуск №72-73, октябрь 2017
11. Развитие интеллектуальной одаренности подростков в условиях областной профильной смены «Homo cogitus» Выпуск №72-73, октябрь 2017
12. Профильная смена «Лидер нового поколения»: от заезда до подведения итогов Выпуск №72-73, октябрь 2017
13. Самоуправление в школе № 102 ВЫПУСК №71, июнь 2017
14. Классный мой 10 класс! ВЫПУСК №71, июнь 2017
15. Особенности организации классного самоуправления ВЫПУСК №71, июнь 2017
16. Коучинговый подход к развитию самоуправления в инженерном классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
17. Роль классного руководителя в развитии и становлении ученического самоуправления в классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
18. Детские движения как пространство творческого развития и самореализации подрастающего поколения ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Проектная деятельность как условие творческой самореализации ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Исследовательская деятельность в РДМД «Поколение» ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы