Возможности учреждения дополнительного образования в профессиональном самоопределении обучающихся

 
 

Скуратовская Наталья Александровна,

руководитель регионального модельного центра дополнительного

образования детей ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ»

 

Возможности учреждения дополнительного образования в профессиональном самоопределении обучающихся

В календаре профессиональных праздников России насчитывается более двухсот событий, посвященных разным профессиям. Только в январе их шесть, что составляет минимум по отношению к другим месяцам. Например, в марте – 22, в мае – 25, а в октябре – 38! Таким образом, в арсенале взрослых более двухсот поводов ввести школьников в мир профессий! Правила установления профессиональных праздников утверждены приказом Президента РФ в 2000 году.

За последние шестнадцать лет заметно изменилась социально-экономическая ситуация в стране. Поменялись нормы и ценности не только социально-экономические, но и психологические. Изменилась ситуация на рынке труда. Отношение общества к рабочим специальностям. Вопросами формирования престижа рабочих профессий уделяют особое внимание на государственном уровне.

В последние годы в рамках модернизации российского образования одной из главных задач является «вооружение» учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной деятельности, самостоятельности, активности и мотивации в выборе своей будущей профессии. Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать в определённой отрасли и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса по формированию профессионально-ориентированной мотивации учащихся.

Дополнительное образование обладает значительным потенциалом для решения задачи профильного обучения. Как следует из приказа министра образования РФ «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», профильное обучение в конкретных школах может осуществляться за счет «привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений». Задача профилизации – создать такие условия, чтобы каждый обучающийся нашел себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен и более способен. Сделав подобный выбор, ученик вправе рассчитывать на то, чтобы получить в школе такой уровень подготовки, который обеспечил бы ему возможность поступить в среднее специальное или высшее учебное заведение, соответствующее направленности его интересов. Поэтому введением профилизации преследуется и еще одна цель – обеспечить преемственность старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, подготовить выпускников к поступлению в эти учебные заведения.

Связующим звеном между школой и учреждениями профессионального образования является дополнительное образование, обладающее соответствующими ресурсами: кадрами, программно-методическим обеспечением, материально-технической базой.

Действительно, дополнительное образование способно внести вклад в обеспечение вариативности общеобразовательной школы. Многие дополнительные образовательные программы могут стать прямым продолжением базовых образовательных программ, существенно углубив их содержание и дав при этом детям актуальные прикладные навыки. В качестве примера приведем некоторые образовательные программы, реализуемых в ДТД УМ «ЮНИОР». Расположим их так, чтобы был виден тот предмет, которому они более всего соответствуют:

– окружающий мир, география, биология – клуб спортивного туризма, клуб туристов «Лесная школа», спелеологический клуб «Сибирь»; творческие объединения «Юные исследователи», «Юный кинолог», «Социальная экология» и др.;

– технология и изобразительное творчество, МХК – «История искусств», «студия современного рукоделия «Эстетика», изо-студия «Акварельки», студия керамики «Живая глина» и др.;

– физика, технология – клуб технического моделирования «Самородок», клуб «Авиамоделирование».

Нельзя не отметить тот факт, что современное развитие рыночных отношений привело к повышенному спросу на профессии типа человек-человек. В частности, сюда можно отнести ранее незнакомую большинству профессию менеджера. Для того чтобы подросток был успешным, ему необходимо обладать рядом совершенно новых для него качеств личности: уметь общаться с разными категориями людей, быть способным работать в команде, мотивировать других, уметь выражать то, что чувствует. Известно, что процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека.

В октябре 2015 года Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» организовал и провел городской форум лидерских активов, детских и молодежных общественных организаций «Время лидера», основной целю форума являлась оценка состояния лидерского движения в образовательных организациях города, создание условий для развития детских и молодежных общественных объединений, совершенствование механизмов взаимодействия, содействие созданию единого информационного пространства деятельности детских и молодежных общественных объединений Новосибирска, а также привлечения к участию в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Основным результатом городского форума «Время лидера» является создание Лидерской ассоциации детских организаций и школьных активов города Новосибирска что, безусловно, будет способствовать активному участию молодежи Новосибирска в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года.

Умение работать в команде, общественные коммуникации, умение организовать совместную деятельность и руководить ею, быть мобильным в трудовой сфере и т.д. – все это формируется при использовании активных и интерактивных, имитационных методов обучения, к числу которых, наряду с деловым играми, игровым и социальным проектированием, относится и метод профессиональных проб.

Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного направления профессиональной деятельности, способствующее сознательному, обоснованному выбору профиля обучения в старших классах и дальнейшему профессиональному самоопределению обучающихся. Рассматривая профессиональную пробу как процесс, следует отметить её диагностические и обучающие возможности. Кроме того, профессиональная проба стимулирует формирование адекватной самооценки собственных возможностей в предстоящей профессиональной деятельности.

Метод профессиональных проб широко используется при работе со старшеклассниками в различных студиях и объединениях учреждений дополнительного образования детей. Особое внимание заслуживают такие детско-юношеские объединения, как городской клуб волонтеров, школа вожатых, которые наряду, с социальной миссией способствуют профессиональной ориентации обучающихся.

Реализация профессиональных проб ведется в различных формах: в рамках выполнения профессиональных ролей при реализации социально-значимых проектов и общественно-полезных инициатив, разработанных самостоятельно обучающимися, работа в качестве тьютеров в более младших детско-юношеских объединений, в рамках образовательных программ дополнительного образования детей различных предметов и курсов, устройство школьников с 14 лет через центр занятости населения на общественно-значимые работы в период каникул, прохождение практик на договорной основе с ВУЗами и т.д.

Учреждения дополнительного образования помогают школьникам в накоплении социального опыта, в духовном и творческом развитии, в осознанном выборе профессии. Многие известные ученые, артисты, писатели, спортсмены, политики начинали свой путь в спорт, науку, искусство с занятий в кружках Домов и Дворцов пионеров.

Количество просмотров: 4187  

Добавить комментарий

Target Image
1. Школа ста восьми возможностей, или Российское движение школьников как система современной воспитательной деятельности ВЫПУСК №89, июнь 2020
2. «АМКИР собирает друзей»: по итогам проведения областной профильной смены Ассоциации молодежных клубов интеллектуального развития (АМКИР) Выпуск №84-85, октябрь 2019
3. Рискнуть стать добрым Выпуск №81, февраль 2019
4. Участие во всероссийских конкурсах и проектах как средство развития компетенций активистов РДШ Выпуск №80, декабрь 2018
5. Российское движение школьников – траектория наших возможностей ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
6. Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды ВЫПУСК №77, июнь 2018
7. Педагогика поколений – соотношение традиций и инноваций в воспитательной системе школы Выпуск №72-73, октябрь 2017
8. 10 нескучных летних дней Выпуск №72-73, октябрь 2017
9. Курс на лидерство Выпуск №72-73, октябрь 2017
10. Профориентация школьников в рамках программы летней профильной смены «Лидер нового поколения» Выпуск №72-73, октябрь 2017
11. Развитие интеллектуальной одаренности подростков в условиях областной профильной смены «Homo cogitus» Выпуск №72-73, октябрь 2017
12. Профильная смена «Лидер нового поколения»: от заезда до подведения итогов Выпуск №72-73, октябрь 2017
13. Самоуправление в школе № 102 ВЫПУСК №71, июнь 2017
14. Классный мой 10 класс! ВЫПУСК №71, июнь 2017
15. Особенности организации классного самоуправления ВЫПУСК №71, июнь 2017
16. Коучинговый подход к развитию самоуправления в инженерном классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
17. Роль классного руководителя в развитии и становлении ученического самоуправления в классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
18. Детские движения как пространство творческого развития и самореализации подрастающего поколения ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Проектная деятельность как условие творческой самореализации ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Исследовательская деятельность в РДМД «Поколение» ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы