«Откуда есть пошла» наша краеведческая работа со школьниками

 
 

Рубинштейн Татьяна Геннадьевна,

кандидат исторических наук, педагог дополнительного образования
Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор»  г. Новосибирска

 

«Откуда есть пошла» наша краеведческая работа со школьниками

Страшно подумать. Вот уже без малого 25 лет я занимаюсь краеведческой работой со старшеклассниками Советского района г. Новосибирска. С одной стороны, началось всё случайно, с другой, закономерно. С детства в семье профессора математики я дышала воздухом этой матери наук, витавшим в нашей квартире, но она была мне чуждой. Гораздо больше нравилось слушать рассказы отца, прошедшего Великую Отечественную с самого начала до Берлина, участника Сталинградской и Курской битв, награжденного двумя орденами Красного Знамени, медалью «За отвагу» и многими другими, о военных операциях и буднях. Общаясь с действительно великими математиками, я сама очень рано решила стать историком. К чести родителей, для которых тогда, в 70-е годы ХХ в., это было как гром среди ясного неба, они не стали меня отговаривать. При этом мне всегда нравилась также и биология, не случайно многие из моих школьных друзей стали биологами.

Честно признаюсь: поступив в итоге на истфак пединститута, никогда не думала, что буду работать со школьниками. Я видела себя в науке. С первого курса включилась, насколько это было возможно, в исследовательскую деятельность. Здесь не могу не сказать слова благодарности своему первому научному руководителю, познакомившему меня с лабораторией исторического исследования, любимому преподавателю Валентине Вениаминовне Рабцевич. Вообще, «по жизни» мне повезло с научными руководителями. Потом был известный ленинградский профессор, доктор исторических наук Р. Г. Скрынников. Многое дало общение с профессором Н. Н. Покровским. Со словами благодарности вспоминаю тогдашних преподавателей историко-педагогического факультета НГПИ. Это, прежде всего, уже маститые лекторы Т. Н. Троицкая, Б. Н. Фойницкий, Е. И. Соловьева, молодой тогда доцент И. В. Островский, ассистентка З. П. Горьковская. После окончания института мечтала продолжить разработку темы по истории Якутии XVII в., которой занималась все пять студенческих лет и по которой защищала дипломную работу. С этой темой, к моему удивлению и радости, меня был готов взять в аспирантуру при Ленинградском государственном университете Р. Г. Скрынников, с которым я познакомилась, когда он читал спецкурс в НГУ. Мы гуляли с ним по Академгородку и много беседовали, я призналась Руслану Григорьевичу, что всегда мечтала поступить на истфак ЛГУ в городе, где я родилась.

Дальше была работа в одном из ГПТУ Первомайского района, куда меня распределили после окончания института. Одновременно сдавала экзамены кандидатского минимума. Потом год проработала в Новосибирском областном краеведческом музее. Вот здесь я поняла, что нужно передавать свои знания другим. Перевелась в Сибстрин. Вначале совмещала преподавание истории КПСС с работой в кабинете общественных наук. Потом прошла по конкурсу на должность ассистента. Одновременно активно занималась научной работой под руководством Р. Г. Скрынникова. Еще в студенчестве поставила цель достичь чего-нибудь в науке к 30 годам. По большому счету, мне не удалось это сделать. Когда это стало ясно, мне – молодой, полной сил 30-летней женщине, казалась, что всё уже закончено. Перспектива быть вечным ассистентом не прельщала, хотя преподавание в Сибстрине, особенно на архитектурном факультете, мне очень нравилось. Несмотря на отговоры коллег, лично заведующего кафедрой и ректора, я подала заявление об уходе.

Решила поменять работу по профессии на работу в области хобби. Благо, я с детства серьезно занималась собаками, и к этому времени была уже экспертом. Устроилась на работу в СЮН (ныне Лаборатория экологического воспитания СО РАН) в качестве руководителя кружка «Юный кинолог». Вот тут и началась моя краеведческая работа со школьниками, выработалось свое основное, нетрадиционное направление – историко-экологическое. Дело в том, что ежегодно летом СЮН организовывал изучение каких-то объектов. Первоначально это был район Нижней Ельцовки. Мне захотелось посмотреть на этот район не только с экологической, но и с исторической точки зрения. Было ясно – без истории я жить не смогу. Мы с ребятами, по большей части биологами, начали выискивать и расспрашивать нижне-ельцовских старожилов, копаться в архивах. На глазах биологи превращались в историков, а я искала стыки экологии и истории. До сих пор вспоминаю прекрасную работу Светланы Барановой, ныне кандидата биологических наук.

А потом мне безумно повезло. Центральный Европейский университет организовал школу по социальной экологии. Непонятно почему, но туда набирались специалисты с естественнонаучным образованием. Но так как в это время я работала в СЮНе и у меня занималась талантливая девочка Соня Герасимова, внучка профессора А. А. Титляновой, одного из учредителей этой школы, мне удалось попасть туда. Тут я поняла, что социальная экология – это стык истории, экономики и естественных наук. Это новое направление в российской науке, и оно мне очень близко, так как перекликается с тем, к чему я уже пришла самостоятельно. Было двухгодичное заочное обучение с познавательными месячными летними сборами. По окончании школы мне в числе пяти «краснодипломников» удалось побывать в самом ЦЕУ в Будапеште.

Всё это дало новый импульс моей краеведческой работе, в которой историко-экологический подход остается приоритетным. После изучения районов Нижней Ельцовки, Малой протоки р. Обь прибавились районы речки Зырянки, пос. Кирова, Нового поселка, Речкуновки. Последние два объекта изучались в конце ХХ – начале ХХI в., когда стоял вопрос о создании не только технопарка, но и свободной экономической зоны в Новосибирске. Было важно показать историю этих населенных пунктов и перспективы развития в новых условиях. Наряду с прошлым, изучалось современное состояние, проводился соцопрос для выявления пожеланий людей. С учетом традиций прошлого, реалий сегодняшнего дня и пожеланий жителей строились прогнозы на будущее. Создаваемые проекты обязательно доводись до администрации. Эти принципы сохраняются в нашей работе по сей день. В исследованиях участвовали девушки из разных профильных классов – экономического, биологического, юридического (Н. Шевлягина, М. Даниленко, Ю. Плахутина и др.). В результате получилась работа-проект, которым заинтересовались специалисты. К сожалению, Новосибирску в конкурсе достался только технопарк, и проект перестал интересовать чиновников. Хотя некоторые частные наши предложения всё же были реализованы.

Одновременно проходили экспедиции по районам Новосибирской области. Причем мы с ребятами наблюдали практические результаты работы, что очень важно. Увидев неравнодушие детей, начинали шевелиться чиновники. Подробно был изучен район села Старососедова. Именно тогда, в начале 2000-х годов, школьник Евгений Скворцов предлагал сделать в районе Новососедова горнолыжную трасу, а в районе Старососедова организовать сплав с экостоянками. Сегодня осуществлено только первое предложение. Жанна Веселовская, прирожденный историк, глубоко изучавшая Старососедово в историко-экологическом плане, в итоге по настоянию родителей стала химиком.

В это время судьба свела меня с замечательным человеком – начальником Сибирского этнографического отряда Института археологии и этнографии СО РАН Г. В. Любимовой. Началось наше плодотворное сотрудничество, которое продолжается по сей день. В это время я уже работала в ДТДиУМ «Юниор». В моей научной и краеведческой работе со школьниками прибавилось этнографическое направление. Я с удовольствием познавала специфику этнографической работы вместе с ребятами. К работе по грантам активно привлекались старшеклассники. Мы подробно изучили Маслянинский, Искитимский, Ордынский районы Новосибирской области, район озера Танай, юг Красноярского края. Именно в школьные годы определилось направление работы Марии Бут, которая школьницей изучала деревни близ озера Танай в историко-экологическом отношении. В студенческие годы она продолжила историко-экологическое направление в работе. Сегодня она аспирантка в секторе этнографии ИАиЭ СО РАН. Тема ее будущей диссертации связана не только с этнографией, историей, но и с экологией.

Мне особенно приятно, когда ребята продолжают разрабатывать темы, начатые на школьной скамье. Особенно хорошие контакты здесь у нас сложились с этнографами, за что огромное спасибо Г. В. Любимовой, у которой М. Бут писала дипломную работу, и И. В. Октябрьской, у которой она в аспирантуре. Хочет попробовать развить свою тему в новом направлении выпускница прошлого года, победительница всевозможных конференций школьников Алена Бакурова, тема исследовательской работы которой в школьные годы была связана с историей ее семьи. Сегодня, обучаясь на первом курсе гумфака НГУ, Алена хочет заняться изучением немецких поселений Сибири, пока в рамках этнографии.

Краеведческая работа остается одной из основных в моей непосредственной исследовательской работе со школьниками гимназии № 3 в Академгородке. Темы краеведческих работ школьников не ограничиваются историко-экологическим направлением. Немало работ связано с историей Академгородка, семейной историей. Являясь педагогом ДТТ УМ «Юниор», я участвую в организации и проведении различных общегородских мероприятий – профильных смен, конференций для учащихся, семинаров, круглых столов для учителей и др.

Приобщение школьников города к краеведческой работе я осуществляю на городских профильных сменах «Экологи Сибири», проводимых на базе лагеря «Созвездие Юниор». Этот бывший пионерский лагерь им. В. Котика (в 1970-е годы – базовый лагерь истпеда НГПИ) расположен в так хорошо мне знакомой Нижней Ельцовке, в районе Малой протоки р. Обь. В течение летней смены ребята знакомятся с основными методами исследовательской работы, участвуют в практической работе по возрождению традиций прошлого, а также в решении экологических проблем.

Вообще-то я никогда не делила науку на детскую и взрослую. С самого начала пытаюсь приобщить школьников к настоящей науке. И неважно, кем они станут в будущем. Практически все мои бывшие воспитанники окончили вузы, большинство связало жизнь с наукой – экологией, биологией, экономикой, историей (что мне особенно приятно). Но главное – все они стали людьми мыслящими, неравнодушными, настоящими патриотами, знающими и уважающими свою историю, нашу великую и могучую Сибирь.

Количество просмотров: 6619  

Добавить комментарий

Target Image
1. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы