Фестиваль научных обществ учащихся образовательных организаций города Новосибирска «НОУ-ФЕСТ» как форма работы с одаренными детьми

 
 

Бицко Наталья Николаевна,

методист высшей квалификационной категории

отдела научного творчества и интеллектуального проектирования

МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

 

Фестиваль научных обществ учащихся образовательных организаций города Новосибирска «НОУ-ФЕСТ» как форма работы с одаренными детьми

В настоящее время большое внимание уделяется работе с одаренными детьми, созданию условий, обеспечивающих их выявление и развитие. Одной из приоритетных задач является развитие интеллектуальных способностей учащихся. Интеллект – это способности личности к познанию, осмыслению и разрешению задач. Понятие интеллекта соединяет в себе все познавательные процессы индивида, такие как воображение и восприятие, ощущение, память, мышление и представление. Очень важно развивать эти качества с детского возраста. Чем раньше начнется работа по развитию одаренности ребенка, тем выше будут его результаты в последующие годы.

Для достижения этих целей в Новосибирске с 2014 года стало традицией проводить в конце календарного года во Дворце творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» открытый городской фестиваль интеллектуального творчества «НОУ-ФЕСТ». Сегодня необходимость проведения подобных мероприятий рассматривается в контексте Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013–2020 годы» и образовательных стандартов второго поколения, что придает ей особую значимость и актуальность. Фестиваль объединяет учащихся, проявляющих способности к интеллектуальной деятельности, создавая условия для дальнейшей успешной реализации личностного и интеллектуального потенциала, воспитывает качества, необходимые в будущем для успешной самореализации на благо общества. У всех участников фестиваля появляется возможность проявить свои интеллектуальные и творческие способности, выявить уровень своей подготовки по тем или иным вопросам, поработать в компании единомышленников, открыть в себе скрытые таланты и способности.

Фестиваль для старшеклассников проходит в рамках реализации городской программы «Интеллект», учредителем которого является Департамент образования мэрии города Новосибирска. Участники фестиваля – школьные научные общества и клубы интеллектуального развития из различных образовательных организаций общего и дополнительного образования. В рамках фестиваля проходит много мероприятий для юных интеллектуалов, так, в 2014 году состоялось интеллектуальное многоборье между командами школьных научных обществ и клубами интеллектуального развития, конкурс научных и интеллектуально-игровых проектов, работа интеллектуально-игровых центров.

Научные общества учащихся действуют как интеллектуально-творческие детские сообщества во многих образовательных организациях Новосибирска, создавая условия для получения опыта решения нестандартных исследовательских задач в широком спектре различных областей знаний.

В рамках Фестиваля научные общества представляют свои традиции, особенности коллективной деятельности, научные направления, по которым ведется исследовательская работа. Так создается среда коллективной творческой заинтересованности участников фестиваля, дающего стимул развитию детских научных сообществ. Интеллектуально и эмоционально насыщенная атмосфера, отношения педагогов и учащихся во время подготовки и проведения фестиваля порождают у школьников творческое вдохновение, ощущение собственной значимости, состояние жизнерадостности, потребности в общении и совместной деятельности.

Учредитель фестиваля – Департамент образования мэрии города Новосибирска. Организатор фестиваля – Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор», при участии Новосибирского государственного педагогического университета.

Цель фестиваля – содействовать активизации научных обществ учащихся как детских сообществ, ведущих познавательную и интеллектуально-творческую деятельность.

Поэтому перед организаторами фестиваля стоят следующие задачи:

– содействовать реализации интересов и потребностей учащихся в познании и творчестве;

– содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;

– создавать условия для творческого взаимодействия научных обществ;

– выявлять и пропагандировать инновационные подходы в деятельности научных обществ.

В фестивале принимают участие команды научных обществ учащихся образовательных организаций города в составе 6 человек, являющихся учениками 8-11 классов. Фестиваль проводится в ноябре и проходит в пять этапов.

I этап фестиваля (заочный) – «Конкурс портфолио». На этом этапе в оргкомитет фестиваля представляются портфолио научных обществ учащихся образовательных организаций Новосибирска.

Портфолио должно содержать следующие разделы:

-название научного общества, его девиз или творческое кредо, общие сведения (количество членов, их возраст, как давно было создано общество, другие сведения);

-организационная структура научного общества (краткое описание или схема);

-перечень направлений исследовательской деятельности членов общества с указанием наиболее сильных и ярких;

-краткое описание форм организации исследовательской деятельности учащихся;

-результаты исследовательской деятельности членов научного общества;

-достижения по итогам участия в конкурсах, конференциях;

-краткое описание массовых мероприятий научного общества с указанием цели их проведения;

-описание традиций, сложившихся в рамках научного общества, достижения выпускников научного общества, других особенностей жизнедеятельности сообщества;

-интеграция с вузами и научно-исследовательскими учреждениями, их роль в деятельности общества, формы сотрудничества.

Жюри оценивает работы на соответствие указанным разделам, качество содержания, информативность, оригинальность и творческий подход в подаче материала, культура технического исполнения. В 2016 году 1 место в конкурсе портфолио заняла команда «Альфа» лицея № 185.

II этап фестиваля (заочный) – «Конкурс эссе». На данном этапе в оргкомитет конкурса представляются эссе от команд – участников конкурса на определенную тему. Эссе – это авторское произведение (связный текст), отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме). В 2015 году тема эссе была «Интернет в современном мире – за и против», а в 2016 году была предложена тема: «Экологические проблемы Новосибирска глазами школьников». Оценивается эссе по критериям: представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы и раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования научных понятий в контексте ответа на вопрос эссе. В 2016 году 1 место по конкурсу эссе поделили между собой команда «Умка» Гимназии № 12 и экоклуб «Формика» ДТД УМ «Юниор».

III этап фестиваля (очный) – «Интеллектуальное многоборье». Здесь команды из 6 человек принимают участие в интеллектуально-познавательной игре. В игру включены разного рода задания на общую эрудицию. Многие вопросы требуют не только общей эрудиции, но прежде всего командного единства, выдумки и смекалки, нешаблонного мышления. Семь сильнейших команд проходят в следующий этап.

IV этап фестиваля (очный) – «IQ норма». Команды соревнуются в интеллектуально-логической игре (логические задачи, ребусы, интеллект-десятка вопросов, географическая викторина, логические перевертыши, пазлы).

V этап фестиваля (очный) – «Дискуссионная площадка». На этом этапе команды участвуют в дискуссии на различные темы. В дискуссии принимает участие вся команда: два представителя от каждой команды представляют точку зрения по заданной теме, все члены команды активно участвуют в обсуждении, отстаивая не только свою точку зрения, но и оппонируя другим командам. Активность участия команды оценивается в баллах. В 2016 году ребята развернули обширные дебаты на тему обеспечения здоровой экологии города Новосибирска. Старшеклассников интересуют не только глобальные экологические проблемы, фундаментальное решение которых порой мало зависит от них самих, к примеру, загрязнение атмосферы города промышленными выбросами. Их волнуют вопросы, которые в состоянии решить сама молодежь. Это может быть проведение волонтерских экологических акций, посадка новых деревьев, воспитание с самых детских лет бережного отношения к природе родного города. К примеру, ребята из команды «Формика» Дворца творчества «Юниор», живущие в Академгородке, озадачились экологической ситуацией в районе биотопа на улице Золотодолинской. После облагораживания болота в этом месте появился симпатичный пруд с уточками и оборудованными дорожками для пешеходных прогулок. Однако люди не до конца просчитали экосистему биотопа, и в результате там стали исчезать некоторые виды его обитателей. Ребята провели свои исследования и дали ряд рекомендаций для сохранения уникальной экосистемы этого места.

По сумме баллов за все этапы определились победители и призеры, которые были награждены дипломами и памятными знаками. По материалам сданных портфолио и эссе печатается сборник «Грани творчества», в котором будут представлены все сданные командами материалы.

В 2015 году в фестивале приняли участие: МАОУ Лицей № 9, МБОУ СОШ № 189, МБОУ СОШ № 78, МБОУ Гимназия 3 в Академгородке, МБОУ СОШ № 65, МБОУ лицей № 113, МБОУ ЛИТ, МБОУ Лицей №185, МБОУ СОШ № 177, МБОУ СОШ № 134, МБОУ СОШ № 173, МБОУ СОШ № 195, МАОУ Гимназия № 11 «Гармония», МАОУ Лицей № 176, МБОУ СОШ № 178, МБОУ СОШ № 105, МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17», МБОУ Лицей № 200, МБОУ СОШ № 29, МБОУ СОШ № 199, МБОУ Гимназия № 9, МБОУ Гимназия № 13.

Победителями фестиваля стали: ЛИТ, МБОУ СОШ № 173, Гимназия № 9, Гимназия № 17, Лицей № 113, МБОУ СОШ № 189.

В 2016 году в фестивале приняли участие: команда «Открытия» МБОУ «Новосибирская классическая гимназия» № 17», команда «УМКА» МАОУ «Гимназия № 12», команда «ШИК» МБОУ СОШ № 178, команда «Исследователь» МБОУ СОШ № 134, команда «Созвездие» МБОУ АКЛ ИМ. Ю.В. Кондратюка, команда «Открытие» МБОУ СОШ № 189, команда «Содружество» МАОУ «Лицей № 176», команда «Альфа» МБОУ Лицей № 185, команда «Ермак» МБОУ СОШ № 173, команда «Логос-Ю» МБОУ Гимназия № 3 в Академгородке, команда «Тринашка» МБОУ Гимназия № 13, команда «КСМ» МБОУ СОШ № 141, команда «Шесть в уме» МБОУ Гимназия № 9, команда «113 элемент» МБОУ Лицей № 113, команда «ЛИАН» МБОУ Лицей № 200, команда «5+» МБОУ Лицей № 159, команда «Команда прогресса» МБОУ «Экономический лицей», команда «КЭП» МБОУ СОШ № 41, команда «Пламя» МБОУ СОШ № 65, команда «Импульс» ДДТ им. В.Дубинина, команда «Триумф» МБОУ СОШ № 202, команда «IQ в шоке» ДТД УМ «Юниор», команда «Новаторы» МБОУ СОШ № 177, команда «Формика» ДТД УМ «Юниор».

Семеркой сильнейших стали команды: Гимназии № 9, Гимназии № 17, Гимназии № 12, МБОУ СОШ № 41, Лицея № 185, Гимназии № 3 в Академгородке, ДТД УМ «Юниор» и Лицея № 200. По сумме баллов за все этапы Золотой кубок фестиваля завоевала команда гимназии № 9, команде гимназии № 17 достался серебряный кубок, а бронзовый завоевала команда Лицея № 200.

Впервые в 2016 году в фестивале городских научных обществ учащихся успешно участвовала команда из детского объединения дополнительного образования – команда «Импульс» ДДТ им. В.Дубинина.

Развитие интеллекта в школьном возрасте определяется внутренней мотивацией ребенка – стремлением к высоким достижениям, тягой к соперничеству, любознательностью. Участие в фестивале создает идеальные условия для этого, приносит школьникам истинное удовольствие, дает возможность повысить уровень образования и расширить кругозор. Такие проекты воспитывают в детях ответственность, развивают творческий стиль жизнедеятельности, дают возможность приобретения опыта взаимодействия с окружающим социальным миром и формального и неформального общения со взрослыми.

Количество просмотров: 2715  

Добавить комментарий

Target Image
1. Школа ста восьми возможностей, или Российское движение школьников как система современной воспитательной деятельности ВЫПУСК №89, июнь 2020
2. «АМКИР собирает друзей»: по итогам проведения областной профильной смены Ассоциации молодежных клубов интеллектуального развития (АМКИР) Выпуск №84-85, октябрь 2019
3. Рискнуть стать добрым Выпуск №81, февраль 2019
4. Участие во всероссийских конкурсах и проектах как средство развития компетенций активистов РДШ Выпуск №80, декабрь 2018
5. Российское движение школьников – траектория наших возможностей ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
6. Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды ВЫПУСК №77, июнь 2018
7. Педагогика поколений – соотношение традиций и инноваций в воспитательной системе школы Выпуск №72-73, октябрь 2017
8. 10 нескучных летних дней Выпуск №72-73, октябрь 2017
9. Курс на лидерство Выпуск №72-73, октябрь 2017
10. Профориентация школьников в рамках программы летней профильной смены «Лидер нового поколения» Выпуск №72-73, октябрь 2017
11. Развитие интеллектуальной одаренности подростков в условиях областной профильной смены «Homo cogitus» Выпуск №72-73, октябрь 2017
12. Профильная смена «Лидер нового поколения»: от заезда до подведения итогов Выпуск №72-73, октябрь 2017
13. Самоуправление в школе № 102 ВЫПУСК №71, июнь 2017
14. Классный мой 10 класс! ВЫПУСК №71, июнь 2017
15. Особенности организации классного самоуправления ВЫПУСК №71, июнь 2017
16. Коучинговый подход к развитию самоуправления в инженерном классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
17. Роль классного руководителя в развитии и становлении ученического самоуправления в классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
18. Детские движения как пространство творческого развития и самореализации подрастающего поколения ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Проектная деятельность как условие творческой самореализации ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Исследовательская деятельность в РДМД «Поколение» ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы