Вовлечение родителей в жизнь группы детского сада

 
 

Богославец Светлана Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 110 г. Новосибирска

 

Вовлечение родителей в жизнь группы детского сада

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. «Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ…» (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6).

Я работаю в детском саду компенсирующего вида. Большая часть детей в группе имеют тяжелые нарушения речи, есть дети, которым по решению медико-педагогической комиссии был поставлен статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Некоторые родители, к большому сожалению, не принимают реальности выявленных специалистами проблем ребенка. Выстраивая диалог с такими родителями, стараюсь их заинтересовать теми мероприятиями, которые организуются в группе, отметить положительные моменты, происходящие в развитии ребенка. Родители, посещая совместные детско-родительские мероприятия, получают возможность увидеть своего ребенка как бы со стороны. Таким образом, происходит постепенное осознание, что их ребенку необходимо особое внимание и помощь узких специалистов.

В нашем детском саду взаимодействие с родителями осуществляется в разных формах:

– проектная деятельность;

– детско-родительские праздники и развлечения;

– совместные детско-родительские мероприятия;

– творческая мастерская;

– встречи с интересными людьми;

– игра-квест и др.

Прежде чем начинать любую совместную детско-родительскую деятельность, необходимо заинтересовать ею родителей. Поэтому очень тщательно продумываем объявления и информационные листы. В этом нам помогает прекрасная книга Л.В. Михайловой- Свирской «Работа с родителями».

Например, мы пишем объявления от лица детей. «Дорогие родители! Наши дети решили больше узнать о транспорте…» Подписываем «Ваши дети!», часть объявлений мы создаем вместе с детьми.

Также бывают объявления, в которых мы рекомендуем вместе с ребенком выпустить плакат, макет, книжку – малышку по той или иной теме. В результате получаются очень интересные продукты деятельности.

Остановлюсь подробнее на некоторых формах работы с родителями. В нашей группе большое внимание уделяется проектной деятельности. Метод проектов является большим подспорьем, который позволяет решать коррекционно-логопедические задачи в комплексе. Ряд проектов включены в комплексно-тематический план. Они являются средством раскрытия лексической темы: «Моя семья», «Дикие животные», «Осень в лесу», «Продукты питания».

За последние два года было реализовано много интересных проектов:

– «Мой первый семейный альбом» Перелистывая страницы сделанного вместе с родителями альбома, каждый ребенок рассказал о своей семье. Каждый альбом отличался оригинальным оформлением. В некоторых альбомах прослеживалась родословная всей семьи.

– Длительным по времени и насыщенным по содержанию, получился проект «Мы – друзья природы», который охватил почти все виды образовательной деятельности (художественно-эстетическая, познавательная, речевая, социально-коммуникативная). Дети рисовали, лепили с использованием природного материала, сочиняли сказки, рассказы на экологические темы, проводили опыты и эксперименты, были ознакомлены с Красной Книгой. С родителями и воспитанниками в октябре было организовано мероприятие "Земля – наш дом". Сценарий мероприятия включал в себя: (разгадывание кроссвордов; викторину для детей и родителей; презентацию и защиту разработанных проектов; игру на сближение, «Птичка»; 2 физминутки (https://xmusik.me); презентацию для родителей, которая раскрыла особенности деятельности с детьми в группе по реализации проекта. Мероприятие закончилось вручением дипломов – «Юный эколог».

– Следующий проект назывался «В здоровом теле – здоровый дух», который закончился интересным спортивным праздником. Папы, мамы, дети и даже дедушки принимали участие в различных эстафетах. Особый восторг вызвало перетягивание каната папами и отжимание от пола мальчиками.

– В настоящее время запущен проект «Самый счастливый день нашей семьи!». Цель проекта: Расширить знания об истории своей семьи, понять важность семьи в жизни каждого человека.

Проектная деятельность, как одна из форм взаимодействия, помогает выстроить неформальные отношения с родителями, создает условия для включения родителей в образовательную деятельность, сделать их нашими незаменимыми помощниками в осуществлении всестороннего воспитания ребенка и его социальной адаптации.

Следующая форма работы с родителями – детско-родительские праздники и развлечения. Это особый вид сотрудничества с родителями, который позволяет создать атмосферу радости и творчества. Родители нашей группы активно участвовали и разработке сценариев, подготовке оформления и костюмов, исполняли роли сказочных персонажей: «Бармалей», «Айболит», «Василиса», «Кощей бессмертный», «Снегурочка», «Сорока», «Зайчиха», «Ежиха», «Баба Яга».

Большая работа по воспитанию любви к семье, городу, стране ведется в нашей группе. Детско-родительское мероприятие «Мы наследники Победы» помогло детям узнать много интересного о членах своей семьи, о семьях других детей. Родители принесли портреты, награды, подготовили мини- презентации о своих прадедушках воевавших в годы ВОВ.

Праздник под названием «Мы растем достойной сменой» вызвал эмоциональный подъем не только среди детей, но и родителей. Были проведены эстафеты: «Санитарка», «Снайпер», «Сапер. Много положительных эмоций получили дети в ходе проведения соревнования армрестлинг с «Кощеем» (роль которого исполнял папа Гоши).

Теплым и трогательным получился праздник «День матери», все задания были направлены на сближение мамы и ребенка, на развитие эмоционально-тактильного контакта: игра «Солнышко»; угадай по голосу; костюм для мамы; волшебная коробка и др.

Еще одна из результативных форм работы с родителями является творческая мастерская. Мы проводили: «Декорирование солёного теста»; «Витражные краски»; «Лепим из прыгающего пластилина» и др. Эта форма работы помогает не только улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей и родителей. Совместно выполненные работы детей и родителей используются в игровой деятельности детей, в качестве подарков взрослым и детям, в обогащении предметно-развивающей среды.

В нашей группе мы организовывали интересные встречи, на которых родители рассказывали о своих профессиях:

Мама Андрея – зубной врач, рассказала о необходимости чистить зубы, показала, как это делать правильно; мама Вадима – сурдолог, объяснила детям почему люди бывают глухими, показала, как можно пользоваться языком жестов; мама Кирилла – почвовед, рассказала ребятам о том, как правильно делать посадки растений; папа Алеши – пожарный, подготовил презентацию и представил ребятам разнообразные пожарные машины, говорил о причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре.

А недавно мы апробировали новую форму работы – игра-квест, которая называлась «В поисках Красной Шапочки». Родители были активными участниками образовательного процесса, исполняя роли сказочных героев, сами давали задания детям.

Цель: способствовать развитию воображения дошкольников, познавательной активности, используя современные нетрадиционные методы и приемы.

Задачи:

Образовательные: Закреплять у детей умения правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?", "Который по счету?". Различать форму предметов: круглую, овальную, прямоугольную, треугольную. Совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционные: Развивать внимание, мышление, пространственные представления, тактильные ощущения, навыки речевого общения.

Воспитательные: Воспитывать целеустремленность, умения работать в группе, желание помогать друг другу.

Общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствовало сближению воспитателей, детей и родителей. Мамы и папы увидели другую сторону работы педагога, почувствовали сложность и трудности работы с воспитанниками.

Хочется отметить, что на всех наших мероприятиях, была очень высокая посещаемость родителей. Я думаю, это обусловлено тем, что мы очень тщательно готовимся к каждому виду деятельности с родителями, ставим цель, задачи, продумываем оформление, игры и задания.

Эмоциональная вовлеченность родителей в образовательную деятельность детского сада позволяет им:

– почувствовать себя причастными к образованию своего ребенка;

– установить длительные дружеские связи с другими родителями;

– понять важность организации игровой деятельности дома;

– увидеть своего ребенка в группе сверстников, дать более объективную оценку достижений.

У детей возникает позитивная связь между семьей и детским садом; формируется более доверительное отношение к работающим в группе взрослым; присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам, у некоторых детей, после таких праздников наблюдается положительная динамика в речи, ребенок, стеснявшийся общаться со сверстниками ранее, начинает рассказывать о том какую роль, играла его мама и обсуждать в группе прошедшее мероприятие.

Без сотрудничества с родителями невозможна успешная коррекционная работа. Если сравнить ребенка с лодкой, плывущей по реке, где одно весло – это детский сад, а другое – это семья, то только при условии, что оба весла будут грести слажено в одном направлении, лодка дойдет до цели намного быстрее.

Я думаю, что доброжелательное и продуктивное взаимодействие с каждым родителем, помогает мне иметь хороших союзников во всех начинаниях группы.

Количество просмотров: 15811  

Добавить комментарий

Target Image
1. Сотрудничество детского сада и семьи: от традиций к инновациям
2. Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
3. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО
4. Проблемы развития инклюзивного образования в сфере дошкольного образования
5. Проект в первой младшей группе в адаптационный период «Здравствуй, детский сад!»
6. Патриотическое воспитание детей в детском саду
7. Экономическое воспитание старших дошкольников
8. Развитие выразительной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации
9. Нетрадиционная работа с бумагой
10. Роль художественной литературы в развитии речи детей
11. Роль интегративных качеств в развитии дошкольника
12. «Эти трудные звуки…» Использование зрительных символов звуков в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
13. Семь раз отмерь…
14. «Добрая дорога детства» в детском саду «Черничка»
15. Здоровье детей – это общее дело
16. Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО
17. Русское народное творчество как основа гармоничного развития ребенка
18. Вовлечение родителей в жизнь группы детского сада
19. Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы