Элективный курс «Инженерные технологии» как инструмент обучения программированию в Лицее № 113

 
 

Валеева Ирина Владимировна,

учитель информатики и ИКТ

МБОУ Лицей № 113 г. Новосибирска

 

Элективный курс «Инженерные технологии» как инструмент обучения программированию в Лицее № 113

Анализ IT-рынка, проведенный за последние 5 лет, позволяет сделать вывод о недостатке специалистов данного направления. Каков рейтинг России по основным показателям с точки зрения информационно-коммуникационных технологий, какова динамика развития? Если в 2012 году Россия занимала 88 место (по данным рейтинга конкурентоспособности 142 стран мира, подготовлен Всемирным экономическим форумом) [1], то к началу 2017 года – 41 позиция (по данным Международного союза электросвязи, отчет «Факты и цифры, касающиеся ИКТ, 2016 год») [2]. Прогресс, как говорится, на лицо, но его объемы явно недостаточны. Аналитика – это не единственный путь, позволяющий выявить проблему нехватки IT-специалистов. В силу внешних факторов, в нашей стране на уровне правительства в экономической области взят курс на создание максимально самодостаточного государства. А это, в первую очередь, сильная промышленность в сочетании с высоким уровнем развития информационно-коммуникационных технологий. Что сдерживает развитие IT-направления в России? Одной из главных проблем называют дефицит кадров и недостаточный уровень подготовки специалистов.

Современная школа не остается сторонним наблюдателем сложившейся ситуации и посредством элективного образования оказывает действенную помощь в профессиональном самоопределении своих воспитанников, показывает разнообразие данного направления, сферы применения, степень востребованности.

С этой целью в МБОУ «Лицей № 113» был разработан элективный курс «Инженерные технологии» для 6-7 класса. Он состоит из четырех взаимно дополняющих модулей:

– лаборатория робототехники;

– школа программирования;

– наглядная геометрия;

– конструирование на плоскости и в пространстве.

Подробнее хотелось бы остановиться на модуле «Школа программирования». Почему именно программирование? Данный раздел в школьном курсе информатики изучается в 9 классе. Уже по окончании 9 класса есть инструмент, позволяющий увидеть, насколько хорошо изучен тот или другой раздел (это в условиях, что информатику сдают по выбору те ребята, которые считают себя «знающими»). К сожалению, статистика гласит, что традиционно низкий процент выполнения на ОГЭ по информатике – это задания именно по программированию. Создатели курса «ИТ» поставили цель пропедевтическим модулем «программирование» создать условия для формирования начальных навыков в программировании, создании блок-схем.

Темы, изучаемые в рамках полугодового модуля:

1. Виды циклов.

2. Критерии выбора циклов.

3. Создание цикла с увеличивающимся счетчиком.

4. Применение цикла с увеличивающимся счетчиком.

5. Создание цикла с уменьшающимся счетчиком.

6. Применение цикла с уменьшающимся счетчиком.

7. Создаем цикл с предусловием.

8. Применяем цикл с предусловием.

9. Создаем цикл с постусловием.

10. Применяем цикл с постусловием.

11. Конструируем ветвление в цикле.

12. Блок-схема ветвления в цикле.

13. Цикл в цикле.

14. Способы реализации цикла в цикле.

15. Выполнение проекта: "Я - инженер-программист"

16. Презентация проектов.

17. Презентация буклетов о программировании.

18. Подведение итогов изучения курса.

Хотелось бы отметить возможность изучения предложенных тем на примере любого исполнителя имеющегося в арсенале учителя. Занятия элективного курса «Инженерные технологии» строятся по требованиям ФГОС ООО, используются методические рекомендации по реализации системно-деятельностного подхода в образовании, а именно: учитель перестает быть транслятором знаний, каждое занятие становится шагом к очередному открытию для ребят.

Говоря об отличиях традиционной системы, следует отметить, в начале занятия учитель не сообщает тему, а лишь предлагает задание, справиться с которым участники, априори, могут только частично, из чего и формируется проблемная ситуация, определяются границы знания – не знания и озвучиваются ребятами вербально. Вся проделанная работа позволяет сформулировать учебные задачи, определить цель и сформулировать тему занятия. Затем (зная цель), учениками же, строятся гипотезы, предлагаются решения, разрабатывается план действий, который, при грамотной направляющей со стороны учителя, приводит к определенному результату.

Не смотря на то, что внеурочная деятельность – процесс безоценочный, этап рефлексии в конце занятия является обязательным. О самооценивании и рефлексии хотелось бы сказать, что это самая наработанная и при этом самая не простая деятельность ученика. Критерии самооценивания многократно обсуждены и хорошо известны каждому, но как «быть у колодца, а воды не напиться», как в позиции «своя рука владыка» справиться с искушением и проявить объективность при самооценивании? Как правило, учителю не приходится вмешиваться, справиться с искушением помогают недремлющие одноклассники с корректной, здоровой критичностью.

При необходимости, вспоминаем критерии полноценного самооценивания и взаимооценивания:

1. В чем заключалось задание?

2. Удалось получить результат?

3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой?

4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью?

5. Делаем вывод с комментарием «Сегодня я не справился, т.к. …», «Я справился, но мог бы лучше сделать…», «Я хорошо справился, но было бы лучше, если…», «Я очень доволен результатами своей работы, потому что …»?

По завершении изучения модуля «программирование» каждый учащийся создает проект, а затем презентует его одноклассникам, а самые интересные – ребятам своей параллели в рамках лицейской конференции.

В 8 классе логичным продолжением пропедевтического модуля «Школа программирования» является курс «Программирование», рассчитанный на 2 года обучения (по 1 ч. в неделю), реализуемый за счет лицейского компонента, где ведется изучение высокоуровневого языка.

В заключении следует сказать, что индустрия программного обеспечения – бурно развивающаяся область современной российской и мировой экономики, а программное обеспечение – важнейшая составляющая информационных систем. Наша работа в направлении программирования нацелена на взращивание будущих технических специалистов, квалифицированных разработчиков, архитекторов программного обеспечения и др. востребованных специалистов.

Список литературы:

1. http://itmozg.ru/news/1206

2. https://www.max-info.by/post/392_reiting_stran.html

Количество просмотров: 1868  

Добавить комментарий

Target Image
1. Предпосылки формирования инженерных способностей младших дошкольников ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
2. Робототехника как инновационная технология в обучении детей дошкольного возраста в дополнительном образовании ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
3. Применение логоробота Bee-Вot в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. Развитие креативных способностей как составляющая инженерного творчества ВЫПУСК №105, февраль 2023
5. Робототехника как элемент инновационной деятельности в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
6. Техническое конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
7. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием средств ИКТ и программируемого мини-робота Bee-Bot «Умная пчела» для детей старшей группы по теме «Баба Яга. В поисках Bee-Bot» ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством STEM-образования с использованием игрового набора «Дары Фребеля» Выпуск №100, Апрель 2022
9. Робототехника и профессии будущего Выпуск №98, декабрь 2021
10. Языковая подготовка учащихся на основе интегрированного подхода к инженерному образованию Выпуск №98, декабрь 2021
11. Использование матриц для развития инженерного мышления дошкольников Выпуск №98, декабрь 2021
12. Развитие инженерного мышления и технического творчества дошкольников средствами робототехники и конструирования Выпуск №86, декабрь 2019
13. Развитие инженерного образования в МБОУ Гимназия № 14 «Университетская» города Новосибирска Выпуск №86, декабрь 2019
14. Bee-Bot – увлекательный мир программирования Выпуск №82, апрель 2019
15. Лего-конструирование как вид деятельности по развитию инженерного мышления детей среднего дошкольного возраста Выпуск №82, апрель 2019
16. Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников Выпуск №82, апрель 2019
17. Развитие детей посредством конструирования в условиях детского сада ВЫПУСК №76, Апрель 2018
18. Инженерное направление в начальных классах. Теория и практика ВЫПУСК №76, Апрель 2018
19. Использование мини-роботов Bee-bot в работе с дошкольниками ВЫПУСК №76, Апрель 2018
20. Первые шаги от конструирования к LEGO-конструированию и робототехнике в ДОУ ВЫПУСК №76, Апрель 2018

Страницы