Семь Я, или пути организации эффективного полилога с родителями

 
 

Смирнова Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Семь Я, или пути организации эффективного полилога с родителями

Это древнее слово «воспитание» то слово, от которого зависит судьба наша и наших детей.

Заглянем «внутрь» слова, в нем кроется глубочайшая мудрость: «воспитание» –

это «питание оси». А какой оси? – духовной, конечно. А чем эта ось питается?

она питается образами. Изначально в ребенке присутствует Творец, который

раскрывается в нем с помощью потоков красивых, мудрых, возвышенных,

наполненными всеми благими чувствами и намерениями образов. 

Родители должны думать, какие образы они дают своему ребенку…

Ребенок должен «купаться» в … красивых, возвышенных образах: приятной речи,

искренних отношениях, мудрых и полезных знаниях, нежной и верной любви.

Ш. А. Амонашвили

Создание коллектива родителей, влияющих в конечном итоге на жизнь своих детей, – немаловажное условие успеха воспитательной деятельности в дополнительном образовании. Только тесный контакт с мудрым, заинтересованным родителем приводит к отличным результатам в работе с ребёнком.

В то же время современные родители, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка и нацелены на образовательный результат. И за границами их внимания остаются воспитательные цели, по сути, являющиеся основой будущего становления и развития личности ребенка. Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно не просто выстраивание партнерских отношений с родителями, но, в первую очередь, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия, просветительская деятельность, позволяющая в доступной для родителей форме раскрыть суть воспитательного потенциала системы дополнительного образования.

Эффективность взаимодействия с родителями во многом зависит от форм организации работы. В Центре дополнительного образования «Алые паруса» работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического и гуманитарного просвещения, обучения, консультирования, профилактики, – которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.

Задачи сотрудничества с родителями:

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого учащегося.

2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.

3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

5. Способствовать созданию бесконфликтной среды.

6. Формировать дружные родительские коллективы и общности в условиях учреждения дополнительного образования.

7. Создать условия для эффективной совместной деятельности учащихся и их родителей, оказывающей положительное влияние на становление взаимоотношений в семье.

При этом хорошо организованная система работы педагога с родителями учащихся – это еще и путь к повышению профессионального уровня и мастерства педагога дополнительного образования, гарант совершенствования его личностных качеств, развития педагогического творчества, стратегия, направленная на отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию и самовоспитанию.

На сегодняшний день досуговым отделом «Глобус» ЦДО «Алые паруса» ведется целенаправленная работа по вовлечению родительской общественности не только в образовательный, но и в культурно-досуговый и воспитательный процесс, в процесс духовного обогащения.

Основные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся, реализуемые в условиях ЦДО «Алые паруса» совместно досуговым отделом «Глобус» и педагогами:

Дни открытых дверей.

Родительское собрание.

Творческие мастерские.

Содержательный событийный семейный досуг.

Проектная деятельность.

Лонгитюдные маркетинговые исследования, анкетирование, отзывы.

Индивидуальная консультация (беседа).

Интерактивная просветительская работа и не только.

Дни открытых дверей. Это не только средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в творческом объединении. Это способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «День открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. В ходе игровых «кругосветок», проводимых педагогами ЦДО «Алые паруса», родители и дети знакомятся со всем богатством предлагаемых направлений деятельности, что позволяет каждому ребенку сделать ответственный выбор направления дополнительного образования и минимизировать возможную текучку контингента учебных групп.

Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы – одна семья»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей» и др. В работе нашего учреждения мы разнообразили формы проведения родительских собраний, которые могут проходить в форме «круглого стола», диспута, тематической дискуссии самих родителей с приглашением педагогов-психологов, консультации со специалистами, совместных детско-родительских соревнований по итогам учебного года и др.

Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Творческие мастерские. Периодическое вовлечение родителей и детей в совместную деятельность в рамках творческих мастерских, циклов мастер-классов является способом формирования опыта продуктивной совместной деятельности ребенка и родителя, той части личностного взаимодействия, которая в современных семьях, к сожалению, «западает». Опыт работы ЦДО «Алые паруса» позволяет говорить о возможностях привлечения не только к участию, но и к проведению мастер-классов, творческих мастерских родителей учащихся, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.

Содержательный событийный семейный досуг. Одной из самых популярных и востребованных форм работы с родителями является организация содержательного событийного семейного досуга. Совместные воспитательные и праздничные мероприятия активизируют и повышают заинтересованность родителей, сплоченность семейных отношений.

Формы досуга могут быть разнообразными: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; спортивные соревнования, экскурсии.

Примерами таких мероприятий являются традиционные праздники: «Волшебница Осень», «Новогодние приключения», «8 Марта – праздник мам», «День матери», творческие конкурсы и фестивали: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, «Наша дружная семья», «Хобби и увлечения моей семьи», «Папа, мама, я – дружная семья», «Традиции в моей семье», «Мама, папа, я – читающая семья».

По результатам художественных и литературных конкурсов оформляются выставки и сборники сочинений, рассказов, эссе детей и родителей.

Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды.

Проектная деятельность. Педагоги ЦДО «Алые паруса» стараются не просто вовлекать родителей в образовательный процесс, но обеспечивать их полное «погружение» в специфику той деятельности, которой занимается их ребенок. И неудивительно, что результатом данной работы становятся проекты и инициативы самих родителей.

Одно из направлений работы педагогов в рамках организации событийного семейного досуга – реализация проектов, посвященных Новосибирску и семье (разработка совместно с детьми генеалогического дерева семьи, организация и проведение экскурсий и многое другое). Одним из таких проектов является инновационный педагогический проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Моя Родина – Новосибирск», отмеченный Золотой медалью Международного заочного конкурса «Факел» прогрессивных идей, оригинальных начинаний, перспективной практики образования, развития и социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста в современном полифоническом образовательном пространстве.

Лонгитюдные маркетинговые исследования, анкетирование, отзывы. Проводятся для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой педагога, объединения, учреждения. Исследование предполагает изучение степени удовлетворенности родителей и учащихся работой педагога, объединения, учреждения на длительной основе. Анализ полученных данных проводится не в единомоментной констатации, а в сравнительном исследовании изменений (положительных или негативных), поиске путей устранения негативных факторов, развития положительных факторов. Письменные отзывы родителей о деятельности педагога составляются, как правило, в свободной форме, хранятся у педагога в портфолио.

Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Одним из принципов организации работы ЦДО «Алые паруса» является открытость педагогов к диалогу с родителями. Консультации могут проводиться по инициативе педагога или по инициативе самих родителей и предполагают, как вопрос-ответную форму по индивидуальным достижениям ребенка, так и педагогическое просвещение родителей по развитию личности ребенка.

Интерактивная просветительская работа и не только. В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения, как одного из вариантов привлечения к деятельности объединения родителей «удалившихся» от воспитательного процесса. Педагогами ЦДО «Алые паруса» сегодня разрабатываются и ведутся лично-профессиональные блоги и сайты для родителей, общение ведется в группах вконтакте, инстаграмм и др. На официальном сайте учреждения действуют странички каждого творческого объединения. Предполагается разработка интерактивных опросов для родителей.

Наглядная информация. Формы работы по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важна форма и способ подачи информации, а также её содержание.

На сегодняшний день педагогами ЦДО «Алые паруса» используются такие формы наглядно-текстовой информации:

Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.

Групповые выставки детских работ (периодически, по итогам каждого занятия или блока занятий).

Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.

Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в учреждении.

Информационные стенды: «Для вас, родители!». На стенде можно размещать информацию в виде памяток, советов, рекомендаций представлены материалы по темам воспитания детей.

Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения и т.д.

Золотой фонд. Ежегодно лучшие работы учащихся и педагогов формируют Золотой фонд ЦДО «Алые паруса», который презентуется родителям и педагогической общественности в рамках тематических выставок.

Таким образом, используя различные формы общения с родителями, педагог создает благоприятный микроклимат между самими учащимися и семьей в целом, необходимый для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка; повышает уровень педагогической и психологической грамотности родителей. Ведь только совместная деятельность педагога и родителей по формированию «красивых, возвышенных образов» поможет добиться оптимальных результатов в воспитании и обучении детей.

Сотрудничество учреждения дополнительного образования и семьи в свою очередь – результат целенаправленной и длительной работы. Деятельность педагогов, родителей и детей успешна, если все настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

В заключении хочется привести золотые правила по организации работы с родителями:

Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.

То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.

Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.

Количество просмотров: 7930  

Добавить комментарий

Target Image
1. Принципы здоровьесбережения как основа эффективной образовательной стратегии
2. Школа моделей как инновационное пространство по формированию мотивации к здоровому образу жизни
3. Здоровьесберегающие технологии на занятиях в студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Волшебная кисточка»
4. Здоровьесберегающие технологии как одно из условий организации занятий в объединении художественной направленности «Арт-текстиль» Центра дополнительного образования «Лад»
5. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях с дошкольниками
6. Семь Я, или пути организации эффективного полилога с родителями
7. «В здоровом теле – здоровый дух»: пропаганда здорового образа жизни
8. Волонтерское движение школьников в реалиях сегодняшнего дня
9. Использование организационно-информационных карточек для набора учащихся среднего школьного возраста на базе общеобразовательной школы (из опыта работы руководителя объединения по интересам «Экономикс»)
10. «И светит творчество души…»
11. Формирование уверенной коммуникативной личности обучающихся через занятия английским языком в урочное и внеурочное время
12. Применение здоровьесберегающих технологий в досуговой деятельности при работе с детьми дошкольного возраста
13. Здоровые эмоции? Или из чего состоят наши дети…
14. Внеурочная деятельность учащихся – составная часть дополнительного образования
15. «Сказочная» терапия
16. Сюжетно-ролевые игры: их специфика и значение в формировании метапредметных умений и навыков у современных подростков
17. Взаимодействие с родителями студии раннего развития как один из элементов системы внедрения здоровьесберегающих технологий в семье
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы