Сюжетно-ролевые игры: их специфика и значение в формировании метапредметных умений и навыков у современных подростков

 
 

Чемалитдинова Найля Дамильевна,

педагог-организатор

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 
 
 

Попова Анна Юрьевна,

педагог-организатор

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Сюжетно-ролевые игры: их специфика и значение в формировании метапредметных умений и навыков у современных подростков

Современный ребенок - это человек с большими потребностями и интересами. Он активен и живет в центре актуальных событий, ведь процессы глобализации и информатизации прочно вошли в жизнь современного подростка. В связи с активизацией интернет-пространства, стирающего границы между государствами, культуры разных стран перекликаются, формируя увлечения молодого поколения. Их жизнь – это поиск, развитие, самообразование и как следствие, самореализация.

Окружающий нас современный мир изменчив. Новое время диктует свои правила, требует от человека мобильности и готовности к стрессовым ситуациям. Исходя из этого, работа педагога-организатора должна вестись по различным направлениям, чтобы каждый ребенок смог проявить себя как личность и развить в себе межпредметные качества и навыки. А смена деятельности благоприятствует развитию этих качеств, умению переключать внимание, обработке большего количества разнообразной информации, ее анализу.

Не стоит забывать, что в детстве, каждое действие, образ – это новый опыт. Еще Лев Семенович Выготский писал: «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения». То есть каждое мероприятие или программа для ребенка становится неповторимым опытом. И чем больше форм и методик применяется при организации того или иного дела, тем качественнее и полезнее будет опыт.

Хорошим стимулом для саморазвития подростка может выступить не только процесс участия в игре, а также процесс создания и реализации. Коллективное сотворчетво выступает как толчок к продуктивной деятельности, не в смысле самого продукта, а самого процесса. Известно, что проявление человеческой индивидуальности происходит в результате межличностного общения и всегда является предъявлением этой индивидуальности другому человеку. Мы подразумеваем, что творчество развивается лишь в процессе субъект-субъективного взаимодействия, будь то руководитель или другой участник деятельности. В поддержку этой идеи можно привести рассуждения Г. Линдсея и К. Халла, которые говорили о том, что «групповая ситуация стимулирует процессы выработки новых идей, вызывает соревнование между членами группы, а это способствует интенсификации творческого процесса, при увеличении количества идей повышается их качество, и наконец, психологически правильно, что оценка предложенных идей выполняется другими людьми, так как недостатки собственного творчества замечаются с большим трудом. Поэтому так важно развиваться в этом направлении, находясь в коллективе единомышленников».

Исходя из всего перечисленного, педагоги-организаторы, осуществляющие деятельность в образовательных организациях, должны применять актуальные формы и методы не только обучения, но и воспитания, организации досуга. Одной из таких форм являются сюжетно-ролевые игры.

В ходе сюжетно-ролевой игры участники, активная группа организаторов развивают в себе некоторые навыки, которые достаточно актуальны в наше время: системность мышления, проектное мышление, умение работать в коллективе, коммуникативность, способность к идейности (беглость по П. Торрансу), гибкость (по П. Торрансу), оригинальность (по П. Торрансу).

Следует пояснить, что под сюжетно-ролевыми играми подразумевается игродействие в рамках определенного сюжета, в котором каждый участник воплощает конкретные роли и преследует конкретные цели. Под сюжетными играми подразумевается игра с определенной историей, в ходе которой участники должны достигнуть определенной цели, при этом не преследуя конкретно свою.

Одной из особенностей обсуждаемого типа игры выступает сюжетная ситуативность. Участник, погруженный в определенную атмосферу, действует, исходя из заданных условий. С одной стороны, есть определенные правила, игровые рамки, а с другой - игрок предоставлен сам себе и свободен в действиях и выборе методов достижения своих целей, как персонажа, или цели группы в данной игре. Сюжетная игра - это определенная модель жизненной ситуации, и задача каждого игрока вжиться в эту модель.

Для создателей и организаторов сюжетно-ролевых игр (в нашем случае адаптеров) это возможность развиваться в направлении творческой инициативы и креативного мышления. Ведь для того, чтобы создать интересную игровую ситуацию, необходимо положиться на свою фантазию и воображение, воплотить в жизнь предложенные идеи посредством сценария, актерской игры, атмосферности, реквизита.

Еще Д.Б. Эльконин писал: «Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Наше предварительное и общее определение близко, хотя и не тождественно, тому, которое дал В. Всеволодский-Гернгросс: «Игрой мы называем разновидность общественной практики, состоящую в действенном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части вне его реальной практической установки: социальная значимость игры в ее тренирующей на ранних ступенях развития человека роли и роли коллективизирующей». Другими словами, игра – это некий род трансляции и воспроизведения человеческого опыта, это то, что помогает нам транслировать приобретенные знания, при этом развивая новые.

Кроме того, что ребенок переживает определенные ситуации, накапливая и расширяя свой жизненный опыт, участники и организаторы в ходе самой игры и в процессе подготовки к ней, развивают в себе определенные качества, которые им будут полезны в дальнейшем профессиональном становлении. Говоря об этом, нужно упомянуть, что в 2015 году Агентством Стратегических Инициатив совместно с Московской школой управления Сколково был представлен «Атлас новых профессий». В этом документе его авторы попытались дать название профессиям будущего и раскрыть их сущность. Атлас помогает с выбором профессий и подсказывает, какие навыки необходимо в себе развивать, чтобы стать успешным в той или иной сфере. Данный документ дал определение порядка 136 профессиям, которые представлены в нескольких категориях. На что стоит обратить внимание при рассмотрении этого документа: в преамбуле описаны надпредметные навыки, которыми должен обладать человек, интересующийся той или иной профессией. В результате нехитрых подсчетов, удалось выявить, что такой надпредметный навык, как системность мышления, важен в 90% профессий будущего, проектное мышление – 72 %, умение работать в коллективе  - 45%, способность к творчеству – 25%.

Участие в сюжетно-ролевых играх помогает ребенку развить в себе некоторые из вышеперечисленных навыков в интересной и познавательной форме.

На базе ЦДО «Алые паруса» в рамках работы досугового отдела «Авторский мотив» были проведены несколько сюжетно-ролевых игр для детей подросткового возраста. Вот некоторые из них:

– Сюжетно-ролевая игра «13 вагон». Рассчитана на 16 ролей, действие происходит в 1965 году, в поезде «Москва-Вена», в вагоне № 13. Предполагает активное взаимодействие участников между собой, где цель каждого участника достигается посредством активной коммуникации и определенных договоренностей, обменом игрового реквизита.

– В 2016 году для Организаторов Свободного Времени «Поколение будущего» была проведена сюжетно-ролевая игра «Элементарно!» по мотивам рассказа Артура Конан Дойла «Пляшущие человечки». Эта игра имеет определенный сюжет, где участники предстают в образе детективов, которые должны раскрыть преступление с помощью имеющихся улик и показаний свидетелей. В данном случае каждый из участников не имел частной цели, группе необходимо было преследовать общую цель – разоблачение преступника. В ходе игры участники смогли развить в себе логическое и системное мышление, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, сформировали в себе умения различать, классифицировать и анализировать.

– В рамках городского семинара «Благополучное детство – социально-активная школа» (профилактика буллинга в школьной среде), прошедшего в апреле 2017 года на базе МБОУ СОШ №137 для учащихся 6-7 классов педагогами-организаторами ЦДО «Алые паруса» была проведена сюжетно-ролевая игра «Фабрика слов», основанная на одноименной книге Лестрада Аньес Докампо. Участники игры очутились в городе, где люди почти ничего не говорят. Жители этого странного города должны сначала купить слова, потом проглотить их, как пилюлю, и только после этого произнести. Почти на протяжении всей игры ребята могли произносить только те слова, которые у них имелись на игровых карточках или те, которые они зарабатывали в цехах. Целью игры было разрушение фабрики слов, но для этого жителям необычного города нужно было собрать таинственную фразу на центральной площади города. В ходе игры ребята получили навыки выстраивания эффективной коммуникации, взаимодействия, смогли развить в себе логическое и системное мышление.

– В ходе реализации проекта «Ура! Каникулы!» для детей подросткового возраста прошла сюжетно-ролевая игра «Игра престолов», в основу которой лег сюжет одноименного сериала. 16 участников – жители Вестероса вели борьбу за трон, деньги, землю, влияние. Каждый участник имел свою цель, которую он должен был достигнуть, находясь в игровой зоне в течение игрового времени – 1,5 часа. Ребята получили неоценимый опыт выстраивания личностного взаимодействия в условиях единого социума.

Основываясь на собственном опыте, уместным будет утверждение об актуальности проведения сюжетных и сюжетно-ролевых игр с детьми подросткового возраста. Данный тип игр имеет еще больший эффект при действии принципа «дети для детей», когда педагог и творческая группа ребят, взаимодействуя между собой, создают продукт для других детей.

Список литературы

1. Атлас новых профессий: сайт. URL: atlas100.ru (дата обращения: 12. 09.2016).

2. Воронин А.Н., Габриелян Н.А. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия. Сборник статей. М.: Российская академия наук, Институт психологии, 2000. 216 с.

3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: Союз, 1997. 96 с.

4. Де Боно Э. Искусство думать. Латеральное мышление как способ решения сложных задач = Lateral Thinking: An Introduction/ Edward de Bono/ пер. с англ. Самсонов П.А.: СПб.: Попурри, 2012. 384 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. СПб: Питер, 2002. 712 с.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 360 с.

Количество просмотров: 7119  

Добавить комментарий

Target Image
1. Принципы здоровьесбережения как основа эффективной образовательной стратегии
2. Школа моделей как инновационное пространство по формированию мотивации к здоровому образу жизни
3. Здоровьесберегающие технологии на занятиях в студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Волшебная кисточка»
4. Здоровьесберегающие технологии как одно из условий организации занятий в объединении художественной направленности «Арт-текстиль» Центра дополнительного образования «Лад»
5. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях с дошкольниками
6. Семь Я, или пути организации эффективного полилога с родителями
7. «В здоровом теле – здоровый дух»: пропаганда здорового образа жизни
8. Волонтерское движение школьников в реалиях сегодняшнего дня
9. Использование организационно-информационных карточек для набора учащихся среднего школьного возраста на базе общеобразовательной школы (из опыта работы руководителя объединения по интересам «Экономикс»)
10. «И светит творчество души…»
11. Формирование уверенной коммуникативной личности обучающихся через занятия английским языком в урочное и внеурочное время
12. Применение здоровьесберегающих технологий в досуговой деятельности при работе с детьми дошкольного возраста
13. Здоровые эмоции? Или из чего состоят наши дети…
14. Внеурочная деятельность учащихся – составная часть дополнительного образования
15. «Сказочная» терапия
16. Сюжетно-ролевые игры: их специфика и значение в формировании метапредметных умений и навыков у современных подростков
17. Взаимодействие с родителями студии раннего развития как один из элементов системы внедрения здоровьесберегающих технологий в семье
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы