Внеурочная деятельность учащихся – составная часть дополнительного образования

 
 

Мухина Светлана Григорьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 90 с УИП ХЭЦ г. Новосибирска

 

Внеурочная деятельность учащихся – составная часть дополнительного образования

Рука является вышедшим наружу головным мозгом.

И. Кант

Мой педагогический стаж – 30 лет. На протяжении многих лет работала педагогом дополнительного образования в ДООЦ «Спутник», сейчас продолжаю работать учителем и педагогом дополнительного образования в МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением предметов ХЭЦ.

Основная методическая тема нашего образовательного учреждения - повышение качества образовательной среды для обеспечения успешной социализации и профессионального становления как выпускников, так и педагогов на этапе внедрения ФГОС и применение проекта Профессионального стандарта педагогических работников. Достижение эффективных воспитательно-образовательных результатов возможно лишь при системно-деятельностном подходе, когда цели и задачи педагога согласуются с общими целевыми установками.

Практика показала, что сегодня семилетние дети приходят более или менее интеллектуально подготовленными к школе. Но это еще не говорит об их психологической подготовке, так как развития как такового здесь может и не быть. Приведу такой факт. В 2017 году я провела с учениками своего 1 класса специальное обследование с целью выявления неблагоприятных тенденций, доминирующих в развитии первоклассников, препятствующих их успешному обучению. И что же оказалось? Мною было зафиксировано следующее:

– у детей недостаточно развиты мелкая моторика и координация рук;

– недостаточное развитие устной речи;

– отсутствие достаточного уровня владения коммуникативными навыками.

Все эти неблагоприятные тенденции в развитии можно отнести к психо-социальной зрелости ребенка. Дальнейшее исследование и наблюдение показали, что эта комплексная характеристика и определяет будущую успешность в школе. Для преодоления недостатков я решила вести кружок «Волшебные пальчики», направленный на обучение прикладному искусству. Так я смогу решить общеобразовательные задачи школы и повысить уровень художественного образования детей.

Цель образования: воспитание человека, богатого духовно, способного трудиться творчески. Освоение народно-прикладного искусства – важнейшее направление дополнительного образования детей. Оно открывает широкие возможности для формирования эстетического вкуса, развития креативного мышления, приобщения детей к истокам культуры.

Используя современные подходы в организации обучения младших школьников художественному труду, конструированию и моделированию изделий из разных материалов, обучение строю на основе целостно-интегративного знания. Для этого я активно использую программный материал по предмету «Художественный труд» Б. Неменского, «Рукотворчество» Н.А. Цирулик и «Школа мастеров» Геронимус Т.В. В основе моей программы лежит авторская программа Е.А. Тягловой «Путь к творчеству».

Занятия в мастерской проводятся по группам 2 раза в неделю.

Тема программы «Волшебные пальчики»: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе конструирования и моделирования  изделий из разных материалов».

Создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для формирования нравственно-личностных качеств, воспитания эстетики, конструктивного мышления, развития чувства прекрасного – основная цель программы.

Обучаясь художественному труду, конструированию и моделированию, младшие школьники приобретают необходимые для творчества предпосылки: умение мыслить самостоятельно, оригинально, проблемно подходить к деятельности, способность доводить решение до конца, желание экспериментировать и накапливать новый опыт, смекалку.

Чем шире диапазон приобретенного практического и теоретического опыта, тем богаче условия для возникновения у детей воображения, фантазии, ассоциативности, мышления, а, значит, и творчества.

Моя задача поощрять стремление детей принимать самостоятельные решения по ходу работы и высказывание нестандартных, оригинальных идей, поддерживать их трудовую активность, желание самостоятельно и как можно лучше выполнить работу в срок и раньше срока, расширять возможности знакомства с новыми материалами, способами их обработки. Ведь новизна материальных изобразительных средств и многообразная деятельность – залог творческого отношения младших школьников к труду.

В своей работе главным считаю – развитие у детей сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил. Поэтому для проведения занятий важную роль играет метод поэтапных открытий, для которого характерно вычленение тем каждого занятия и их неповторимость. Это обеспечивает постепенное втягивание обучающихся в осознание темы и ее переживание.

Предоставляю детям возможность самим готовить теоретический материал к занятию – найти стихотворение по теме, интересные сведения о материале или каком-либо предмете, биографии знаменитых людей. Работа с энциклопедиями, со словарями, с книгами значительно повышает интеллектуальный уровень учащихся.

С первого занятия я стараюсь создать атмосферу творческого поиска и сотрудничества. Дети приучаются работать парами, группами, выполнять коллективные работы. Настраиваю детей на то, что не следует бояться неудач, подбадриваю учащихся. Такой подход мотивирует творческую деятельность ребенка, делает занятие более эффективным.

Большое внимание уделяю личным наблюдениям детей. Например, прошу ребят рассмотреть стрекозу, паучка или цветок, остановиться возле безмолвного силуэта дерева, наклониться над травинкой. Во время этой работы ребенок активно и радостно мыслит, а позже, рисуя или конструируя изделие, дополняет увиденное воображением. Так развиваю зрительную память, внимание, фантазию, любовь к природе и огромное желание заниматься творчеством.

Для создания эмоционального настроя использую фотовыставки, произведения русских мастеров, картины художников, стихи известных поэтов, рассказы и сказки. Это помогает активизировать восприятие и развивает художественный вкус. При изготовлении изделий в качестве образца использую изделия прикладного творчества мастеров, что способствует развитию сенсорного опыта, эстетического вкуса детей. Значительное внимание уделяю освоению материалов и способов их обработки, развивая при этом моторику, координацию движений, глазомер, точность действий и приучая детей к аккуратности.

На занятиях творческой мастерской «Волшебные пальчики» дети работают с природным и бросовым материалами, постигают технику бумажной пластики, лепки из пластилина, учатся различным методам аппликации. Обязательно поощряю любые самостоятельные эксперименты с материалом.

Чтобы заинтересовать детей процессом труда, возбудить познавательный и творческий интерес, использую на своих занятиях элементы игры. Регулярно вместе с детьми совершаем мысленные прогулки в лес, в волшебный замок, в сказочную страну, в город игрушек и т.д.

Часто ребята получают задание обыграть своё изделие: придумать сказку, стихотворение, рассказ. Игровые моменты способствуют формированию у детей творческого отношения к труду.

Использую методы коллективной и индивидуальной поисковой деятельности. Постоянными тренировками перевожу внутреннюю речь во внешнюю, понятную собеседнику. Начинаю с простых диалогов, затем включаю элементы инсценировки. Через групповые и коллективные формы работы вывожу детей на защиту своего рисунка, поделки, проекта. Такой подход позволяет развивать не только творческое воображение и устную речь учащихся, но и умение вести диалог и монолог.

Для расширения познавательной деятельности вместе с детьми посещаем выставки. Ребятам очень важно оценивание их труда. В школе регулярно действуют тематические и итоговые выставки детского творчества.

В 2017-2018 уч. г. наша творческая мастерская «Волшебные пальчики» принимала участие в районных и городских выставках декоративно-прикладного творчества детей. Для педагогов и родителей было проведено несколько открытых занятий по бумажной пластике.

Важным условием реализации программы «Волшебные пальчики» является работа с родителями. Родители вместе с детьми активно принимают участие в заготовке материала, посещают занятия, выставки детского творчества. Индивидуальные занятия с родителями помогают решить некоторые проблемы, которые возникают в процессе обучения.

Организация учебного процесса мастерской «Волшебные пальчики» опирается на следующие принципы:

– принцип систематичности и последовательности (системное, планомерное освоение теоретического и практического материала);

– принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли педагога (он выражается в том, что обучающиеся сами ставят цели и задачи обучения, осознают их, организуют свою работу, проявляют интерес к творческой деятельности, познавательную активность);

– принцип наглядности как привлечение всех органов чувств к восприятию и переработке учебного материала (использование картин художников, изделий мастеров декоративно-прикладного творчества, карточек и т.д.).

– принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста;

– принцип доступности и посильности.

Результаты своей деятельности отслеживаю с помощью следующих методик:

– наблюдение (в естественных условиях);

– беседа (индивидуальная и групповая);

– создание экспериментальных ситуаций;

– творческие задания;

– применение тестов (индивидуальных и групповых);

– применение тестов для родителей.

Диагностирование детей в течение года позволяет утверждать, что творческие способности развиваются в процессе развития ребенка на занятиях в творческой мастерской.

Улучшение результатов работы в конце учебного года дает основание считать, что конкретные методические приемы по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях конструирования и моделирования изделий из разного материала заслуживают внимания и дальнейшего применения.

Педагогам дополнительного образования, учителям художественного труда рекомендую создание следующих условий, способствующих развитию творческих способностей детей:

1. Наличие разнообразного полифункционального материала, который ребенок может использовать в качестве выразительного дополнения к новому изделию (пуговицы, фантики, кусочки кожи, лоскуты разноцветной ткани, косточки, камешки, ракушки и т.д.).

2. Создание эмоционального настроя на творчество. Поддержка нестандартных решений детей, оценка изделий с точки зрения функциональности и оригинальности. Дети не должны получать отрицательные оценки со стороны педагога.

3. Между педагогом и детьми должно быть свободное общение, что формирует у ребенка чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний. Такие отношения сотрудничества создают комфортный психологический климат и способствуют развитию творчества на занятиях.

4. Необходимо обеспечить такую обстановку, когда дети не только овладевают знаниями и навыками, но и имеют возможность применить их в изменившихся условиях, проявляя свои творческие особенности, фантазию, воображение, умение самовыразиться (сочинить стихотворение, сказку, рассказ, спеть песенку).

5. Всю деятельность на развитие творческих способностей лучше проводить в игре. Игровые ситуации раскрепощают ребенка, давая ему возможность проявить себя во всех своих начинаниях.

Список литературы:

1. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Издательство «Академия развития», 2013 г.

2. Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А. Умные руки. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2013 г.

3. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2013 г.

4. Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А. Уроки творчества. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2013 г.

5. Хлебникова С.И., Цирулик Н.А. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Издательство «Учебная литература», 2013 г.

Количество просмотров: 5570  

Комментарии

Светлана Григорьевна, зная Вас, я абсолютно уверена, что все, о чем Вы написали в статье, очень подробно и эмоционально, все получится. Получиться с классом, с развитием ребятишек, и родители Вам непременно помогут, увидев реальные успехи детей.

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Принципы здоровьесбережения как основа эффективной образовательной стратегии
2. Школа моделей как инновационное пространство по формированию мотивации к здоровому образу жизни
3. Здоровьесберегающие технологии на занятиях в студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Волшебная кисточка»
4. Здоровьесберегающие технологии как одно из условий организации занятий в объединении художественной направленности «Арт-текстиль» Центра дополнительного образования «Лад»
5. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях с дошкольниками
6. Семь Я, или пути организации эффективного полилога с родителями
7. «В здоровом теле – здоровый дух»: пропаганда здорового образа жизни
8. Волонтерское движение школьников в реалиях сегодняшнего дня
9. Использование организационно-информационных карточек для набора учащихся среднего школьного возраста на базе общеобразовательной школы (из опыта работы руководителя объединения по интересам «Экономикс»)
10. «И светит творчество души…»
11. Формирование уверенной коммуникативной личности обучающихся через занятия английским языком в урочное и внеурочное время
12. Применение здоровьесберегающих технологий в досуговой деятельности при работе с детьми дошкольного возраста
13. Здоровые эмоции? Или из чего состоят наши дети…
14. Внеурочная деятельность учащихся – составная часть дополнительного образования
15. «Сказочная» терапия
16. Сюжетно-ролевые игры: их специфика и значение в формировании метапредметных умений и навыков у современных подростков
17. Взаимодействие с родителями студии раннего развития как один из элементов системы внедрения здоровьесберегающих технологий в семье
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы