«Сказочная» терапия

 
 

Руковишникова Татьяна Александровна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ им. А.И. Ефремова г. Новосибирска

 

«Сказочная» терапия

В современном мире высоких скоростей, сложных информационных технологий, глобализации социальных процессов, человек постоянно подвергается нервным перегрузкам. Возрастающие негативные переживания, стрессовые ситуации оказывают влияние на учебную, коммуникативную деятельность детей и семейные взаимоотношения, приводят к перенапряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим расстройствам.

За долгие годы работы в студии декоративно-прикладного творчества «Сказка» я наблюдаю много детей с разными психологическими проблемами – это дети-сироты, усыновлённые, обделённые любовью и вниманием родителей. Характер таких детей очень сложен, они замкнуты, отстранены, закрыты в отношениях со сверстниками, иногда агрессивны, нервны, нестабильны, жестки или даже тихи и бесхарактерны. Это дети из неполных семей, часто имеют родителей с вредными привычками или неблагополучные семейные взаимоотношения. Таким ребятам трудно даже быть в обществе других детей, им холодно и неуютно в этом мире.

Но всё же они, как ростки, интуитивно тянутся к лучшему, в надежде быть согретыми тёплыми солнечными лучами радости и добра. Постепенно занимаясь творчеством, они отогреваются, потихоньку начинают общаться с более благополучными детьми, обогащаются их жизненной энергией и начинают раскрывать свой внутренний талант.

Наша система дополнительного образования предоставляет для детей и родителей большой спектр возможностей для проявления и реализации творческих способностей, самоактуализации личности, а самое главное создаёт комфортные условия и психолого-педагогическую поддержку.

Так в результате поиска новых технологий, методов, форм и средств организации образовательной деятельности я начала добавлять в базовую часть учебной программы дополнительные модули по востребованным направлениям декоративно-прикладного искусства, удовлетворяющих творческие и психологические потребности учащихся. Такой модуль в моей программе называется «Мишки Тедди и его друзья» – создание шарнирных игрушек из различных материалов.

Игрушка шарнирная может двигать всеми частями тела и поэтому кажется, что она живая, – это даёт детям всплеск положительных эмоций. Можно с ней разговаривать, моделируя ситуации общения и таким образом решать их проблемы, гладить по мягкой шёрстке – тактильные ощущения дают возможность физического расслабления тела, снижение уровня тревожности и гармонизации всех процессов в организме. Возникает чувство расслабленности, спокойствия, уюта, теплоты. Ребёнок через действия с игрушкой может сам себе ответить, причём то, что ему хочется услышать.

Результаты своей работы можно обсуждать с друзьями, дарить их и получать от этого радость, удовольствие, приятные ощущения, быть значимым, таким образом повышать свою самооценку. Можно коллекционировать изделия и находить новых интересных друзей, помогать детям с ограниченными возможностями.

Таким образом, этот проект является важным психотерапевтическим методом для гармонизации внутреннего состояния личности и улучшения социально-психологического климата в детском коллективе.

Человеку необходимо доброе и тихое общение, уединение, психологическая разгрузка или отдушина. Существует множество методов и приёмов снятия психологического напряжения. Один из самых доступных в моей профессиональной деятельности – это лечение и профилактика искусством «арт-терапия прикладным творчеством». Такие занятия помогают ребёнку выстроить индивидуальную систему психологической защиты, являются средством самопознания и исцеления через свободное творческое самовыражение, в то же время обучая навыкам и приёмам работы с новыми материалами и техниками.

Наша студия называется «Сказка», дети сами придумали её название и, приходя на занятия, они чувствуют себя волшебниками и сказочниками, способными творить чудеса. Используя игровые формы работы в структуре занятий, мы придумываем новых сказочных героев, рисуем, создаём, сочиняем и разыгрываем приключения и увлекательные истории.

  

Перед собой я ставлю задачу не научить ребенка делать поделку, а научить его выражать свой внутренний творческий потенциал, чувствовать себя, слышать, идти за пока еще слабым импульсом, который просится выйти наружу. Это основа, на мой взгляд, любого творчества.

Не может быть красивых и некрасивых поделок, каждый рукотворный предмет творчества отражает мир маленького человека. Важно объяснить ребёнку, что он уникален как личность и его творения неповторимы и особенны.

В результате наша сказочная арт-терапия помогает ребёнку лучше понять себя, свои потребности, повышает внутреннюю согласованность, целостность, открывает новые возможности и инициативы для свободного самовыражения и творческого развития.

На таких занятиях декоративно-прикладным искусством воспитанники получают возможность свободно применять полученные знания, умения и навыки, реализовать свои творческие идеи без страха и сомнения в успешности своей работы.

 

Количество просмотров: 7216  

Добавить комментарий

Target Image
1. Принципы здоровьесбережения как основа эффективной образовательной стратегии
2. Школа моделей как инновационное пространство по формированию мотивации к здоровому образу жизни
3. Здоровьесберегающие технологии на занятиях в студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Волшебная кисточка»
4. Здоровьесберегающие технологии как одно из условий организации занятий в объединении художественной направленности «Арт-текстиль» Центра дополнительного образования «Лад»
5. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях с дошкольниками
6. Семь Я, или пути организации эффективного полилога с родителями
7. «В здоровом теле – здоровый дух»: пропаганда здорового образа жизни
8. Волонтерское движение школьников в реалиях сегодняшнего дня
9. Использование организационно-информационных карточек для набора учащихся среднего школьного возраста на базе общеобразовательной школы (из опыта работы руководителя объединения по интересам «Экономикс»)
10. «И светит творчество души…»
11. Формирование уверенной коммуникативной личности обучающихся через занятия английским языком в урочное и внеурочное время
12. Применение здоровьесберегающих технологий в досуговой деятельности при работе с детьми дошкольного возраста
13. Здоровые эмоции? Или из чего состоят наши дети…
14. Внеурочная деятельность учащихся – составная часть дополнительного образования
15. «Сказочная» терапия
16. Сюжетно-ролевые игры: их специфика и значение в формировании метапредметных умений и навыков у современных подростков
17. Взаимодействие с родителями студии раннего развития как один из элементов системы внедрения здоровьесберегающих технологий в семье
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы