Здоровьесберегающие технологии как одно из условий организации занятий в объединении художественной направленности «Арт-текстиль» Центра дополнительного образования «Лад»

 
 

Поддубная Лариса Викторовна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДО «Лад», г. Новосибирска

 

Здоровьесберегающие технологии как одно из условий организации занятий в объединении художественной направленности «Арт-текстиль» Центра дополнительного образования «Лад»

Сегодня, как никогда, становится актуальной проблема сохранения здоровья. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производственно-полезным трудом, принося пользу семье, обществу, государству. В связи с этим, задачей образовательного учреждения становится не только усвоение учащимися прочных знаний, но и воспитание всесторонне развитой личности, сохранение, а по возможности, и укрепление здоровья детей.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» рассматривается как качественная характеристика любой образовательной технологии, как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Работа, направленная на здоровьесбережение учащихся, объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению их здоровья [9].

Одним из распространенных детских заболеваний на сегодняшний день является аллергия. По данным Всемирной организации здравоохранения‚ за последнее десятилетие число аллергиков в России увеличилось на 20 %. В нашей стране каждый третий взрослый житель, и каждый четвертый ребенок России страдают от аллергических заболеваний, частота которых неуклонно растет [10]. Резкий всплеск заболеваемости за последние два десятилетия связан с усилением аллергенной нагрузки на человека, что связывают в значительной мере с загрязнением окружающей среды, в частности, атмосферного воздуха, питьевой воды, продуктов питания и почвы химическими веществами, которые выступают аллергенами. По данным официальной статистики в Новосибирске на одну тысячу жителей приходится 4,5 человека, которые страдают аллергическими заболеваниями. Но статистика отстает от жизни, и на самом деле больных в десятки раз больше[11].

В связи с этим, при организации занятий для детей по декоративно-прикладному искусству в объединении «Арт-текстиль» Центра дополнительного образования «Лад» особую актуальность приобрело использование натуральных материалов, в частности, тканей и нитей из льна для изготовления разнообразных поделок. Льняная ткань – материал натурального происхождения. Издревле лен считался на Руси целебным растением. Этот материал имеет уникальные свойства: способность угнетать болезнетворные микроорганизмы (выступает в роли антисептика, поэтому ткань изо льна является не только экологически чистой, но и очень гигиеничной), прекрасно охлаждает в жару и греет в холод, не накапливает статического электричества, что положительно влияет на общее самочувствие, высокую гигроскопичность (прекрасно впитывает влагу), износостойкость, высокие эксплуатационные характеристики, не вызывает аллергии, что допускает ее применение для детского текстиля, медицины и в тех местах, где требуется повышенный уровень стерильности.

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Работа с природным материалом включает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования важных навыков, помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Изготавливая поделки из природного материала, учащиеся вовлекаются в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомятся с растительным миром, учатся бережно относиться к окружающей среде. Работа с природным материалом вводит детей в удивительный мир живой природы, дает возможность проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от глаз современного человека мир.

Обучение детей 6-14 лет в объединении «Арт-текстиль» осуществляется в рамках реализации авторской образовательной программы по декоративно-прикладному искусству «Волшебная игла». Учащиеся объединения являются постоянными участниками и победителями разных конкурсов: от районных до международных. За 17 лет работы объединения, руководителем которого я являюсь, подрастает второе поколение моих воспитанников: теперь уже мамы приводят на мои занятия своих сыновей и дочерей.

В 2017 году среди учащихся объединения прошел конкурс творческих проектов, где были представлены работы детей по изучению вопросов в области декоративно-прикладного искусства. Большой интерес у детей вызвали темы по изучению свойств природных материалов, таких как хлопок, лен, шелк, шерсть. Победителем в этом конкурсе стала учащаяся объединения «Арт-текстиль» Васильева Карина (12 лет), представившая проект «Волшебные силы нити льна», целью которого являлось изучение свойств льна, ознакомление со способами его применения в быту. При защите проекта Кариной были представлены разнообразные изделия, изготовленные своими руками с использованием нитей и ткани изо льна, а также разработанное ею наглядное пособие по изготовлению изделий изо льна, применяемых в быту.

Как замечательно, что творчество способно вызывать у ребенка положительные эмоции, желание творить, созидать, исследовать, а поделки, созданные руками детей, могут стать отличным украшением домашнего интерьера и подарком для друзей, родных и близких. Очень важно, чтобы материал, из которого учащийся создает свои первые шедевры, был полезен для его здоровья.

Множество своих тайн открывает природа перед пытливым взглядом ребенка, а наша задача как педагогов – воспитать в нем тонкую и чувствительную душу, научить видеть прекрасное в обычном, ценить красоту окружающего мира, помочь ему найти себя в этом мире и, безусловно, сохранить его здоровье. Ведь дети – это наше будущее.

Великое счастье – быть педагогом, иметь возможность прикоснуться к детской душе, стать для своих воспитанников учителем, другом, наставником. Детские улыбки согревают сердца, а их стремление к любознательности и познанию окружающего мира вдохновляют меня на новые поиски и открытия.

Список литературы

1. Басов А. В. Образ жизни и здоровье. – Ярославль: Верхне-Волжское издательство, 1989. – 178 с.

2. Безруких М. М. Школьные факторы риска и здоровье детей // Magister. – 1999. – №3. – С. 56 - 64.

3. Войнатовская Е. Текстильные куклы на каркасе – СПб.: «Питер», 2014. – 32 с.

4. Войнатовская Е. Текстильные зайки – СПб.: «Питер», 2014. – 32 с.

5. Ковриго Н. М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе жизни – важная педагогическая задача // Образование и здоровье. – Калуга, 1998. – С. 149 - 150.

6. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир – М.: Ассоциация XXI век, 2016. – 154 с.

7. Кучма В.Р. Состояние здоровья школьников на пороге третьего тысячелетия // Magister. 1999. №3. С. 56-64.

8. Сухарев, А. Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария. – 2000. № 3. С. 43-44.

9. Тихомирова, Л. Ф. Анализ урока с точки зрения его воздействия на здоровье учащихся // Здоровье наших детей. – 2002. № 1. С. 18-19.

10.Электронный ресурс https://www.liveinternet.ru/users/zdorovie_russian/post360575492 (дата обращения: 04.02.2018).

11.Электронный ресурс http://www.nsktv.ru/presskonf/o_tendentsiyakh_zabolevaemosti_allergiey_v_novosibirskoy_oblasti/ (дата обращения: 04.02.2018).

Количество просмотров: 7139  

Добавить комментарий

Target Image
1. Принципы здоровьесбережения как основа эффективной образовательной стратегии
2. Школа моделей как инновационное пространство по формированию мотивации к здоровому образу жизни
3. Здоровьесберегающие технологии на занятиях в студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Волшебная кисточка»
4. Здоровьесберегающие технологии как одно из условий организации занятий в объединении художественной направленности «Арт-текстиль» Центра дополнительного образования «Лад»
5. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях с дошкольниками
6. Семь Я, или пути организации эффективного полилога с родителями
7. «В здоровом теле – здоровый дух»: пропаганда здорового образа жизни
8. Волонтерское движение школьников в реалиях сегодняшнего дня
9. Использование организационно-информационных карточек для набора учащихся среднего школьного возраста на базе общеобразовательной школы (из опыта работы руководителя объединения по интересам «Экономикс»)
10. «И светит творчество души…»
11. Формирование уверенной коммуникативной личности обучающихся через занятия английским языком в урочное и внеурочное время
12. Применение здоровьесберегающих технологий в досуговой деятельности при работе с детьми дошкольного возраста
13. Здоровые эмоции? Или из чего состоят наши дети…
14. Внеурочная деятельность учащихся – составная часть дополнительного образования
15. «Сказочная» терапия
16. Сюжетно-ролевые игры: их специфика и значение в формировании метапредметных умений и навыков у современных подростков
17. Взаимодействие с родителями студии раннего развития как один из элементов системы внедрения здоровьесберегающих технологий в семье
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы