Разработка метапредметных заданий по истории Новосибирска для учащихся старших классов

 
 

Басова Марина Ивановна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории,

тьютор специализированного медицинского класса

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Разработка метапредметных заданий по истории Новосибирска для учащихся старших классов

В последнее время в российском обществе наметились значительные перемены: идет поиск новых идеалов, ценностей, ориентиров. В такой ситуации своевременно обратиться к истории, переосмыслить события прошлого, чтобы взять все хорошее для сегодняшнего дня. Если мы хотим вырастить достойных граждан, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. В связи этим школа, выполняя социальный заказ общества, все большее внимание должна уделять именно воспитательному аспекту современного образовательного процесса, поскольку с раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

В этом случае образовательный процесс успешно проходит через школьный музей. Ведь именно в музее хранятся подлинные экспонаты, посредством которых осуществляется принцип творческого соединения прошлого и настоящего, обращения к будущему. Работа музея объединяет поколения и дает возможность ребенку прикоснуться к миру своих бабушек и дедушек, своих родителей, почувствовать свою причастность к истории страны.

Мною разработан комплекс межпредметных тематических заданий по истории г. Новосибирска с использованием материалов лицейского музея. Представленные материалы могут быть использованы в адаптированном варианте коллегами из других учебных заведений.

Задание для урока английского языка

Прочитайте и переведите текст. Выполните задание к нему.

Our city was established first as a settlement for bridge builders due to the construction of the Trans-Siberian Railway. The city’s beginning is associated with the names of professor N. A. Belelubsky, engineer N.B.Boguslavsky, bridge builders G. M. Budagov and N. M. Tikhomirov and railway engineer N. G. Garin-Mikhailovsky.

The settlement at first was called Alexandrovsky, then it became Novonikolaevsk, but in 1926 it was named Novosibirsk city. In July 1962, in less than a hundred years, the population reached 1 million people which earned the city a nickname “Siberian Chicago”.

People here have always enjoyed learning. Novonikolaevsk became the first city of Russia to introduce compulsory primary education.

Almost from the very beginning of the settlement schools were built and by 1912 there were 12 of them. Those schools were created by architect A. D. Kryachkov. One of those beautiful schools was a school which later became Lyceum 9. Among the graduates of school 9 there is one bridge builder – the author of Dimitrovsky bridge, E. G. Baranov.

The first fully-fledged university was The Siberian University of Economy which opened on the 8th of November 1929.

On the 8th of May 1957 the Ministerial Council of the USSR approved the proposal of academics M. A. Lavrentiev and S. A. Christianovich of creating the Siberian Division of the USSR Academy of Sciences in Novosibirsk. After that the construction of Akademgorodok began.

In 125 years, since its foundation in 1893 and up to now, the history of the city is closely connected to history and life of the people who took part in its creation and development.

Задание:

1. Какую дополнительную информацию о развитии образования в Новониколаевске – Новосибирске можно включить в текст? Добавьте не менее двух позиций.

Задания для урока истории

Ответьте на вопросы викторины.

– Русский купец и общественный деятель, первый городской голова Новониколаевска. «За понесенные им труды на пользу города в течение пяти лет руководства городской Думой» был удостоен звания «Почетный гражданин города Новониколаевска» (В.И. Жернаков)

– Одна из крупнейших в своем роде построек в России, которая представляет собой образец архитектуры 30-х годов двадцатого столетия, объемно-пространственное решение которого напоминает паровоз, развернутый на восток. Расчет арочного свода и других железобетонных конструкций сделал инженер Николай Никитин, в честь которого в Новосибирске названа одна из улиц. Объект был сдан в эксплуатацию 25 января 1939 года. (Железнодорожный вокзал «Новосибирск-Главный»)

– Важнейший научный и образовательный центр России, спутник Новосибирска. Там находится единственный в России музей Солнца. (Академгородок)

– Здание этого театра представляет собой сложный и уникальный архитектурный комплекс, и имеет статус культурного наследия Российской Федерации. Премьера постановки «Иван Сусанин» состоялась 12 мая 1945 года. (Оперный театр)

– Огромное разнообразие деревьев, включая экзотические для нашей природной зоны виды: дуб, канадский клён, пробковое дерево, грецкий орех, голубые ели. Огромное количество белок, синиц, поползней. Этот уникальный природный объект был образован на территории Заельцовского района в 1997 году. (Новосибирский дендропарк)

– Центральная магистраль Новосибирска, протяжённостью около семи километров, частью которой является центральная площадь города — площадь Ленина. (Красный проспект)

– Один из ведущих театров города Новосибирска. Занимаемое ныне театром здание Коммерческого клуба спроектировано в 1911 году А. Д. Крячковым в модернизированных формах русского классицизма. (Театр «Красный факел»)

– Сибирский публицист, писатель и общественный деятель, исследователь Сибири и Центральной Азии, один из основоположников сибирского областничества, чьим именем названа одна из улиц Новосибирска. (Ядринцев Н.М.)

– Выпускница школы № 9, главный режиссер Новосибирского театра музыкальной комедии, заслуженный деятель искусств России. (Титкова Э.И.)

Задание для урока русского языка

Прочитайте текст Аэропорт «Толмачево»

1) Международный аэропорт Новосибирска – визитная карточка города. 2) Самый крупный в Сибири по пассажиропотоку, находящийся на пересечении большого числа воздушных линий, идущих из Юго-Восточной Азии в Европу и из Северной Америки в Индию и Азию. 3) Аэродром принимает все типы самолётов и вертолётов. 4) Имеются две функционирующих взлётно-посадочные полосы. 5) 12 июля 1957 года считается днём рождения аэропорта. 6) На реактивном самолёте Ту-104 выполнен первый пассажирский рейс № 020 Новосибирск — Москва (командир воздушного судна В.М. Купало) с промежуточной посадкой в Свердловске. 7) Самолёт доставил в столицу 50 пассажиров. До этого времени на месте Толмачёво был военный аэродром.

8) Спустя 10 лет после того, как в Новосибирске появился миллионный житель, стал «миллионником» и новосибирский аэропорт. 9) Начиная с 1972 года пассажиропоток Толмачёво превышает 1 млн. пассажиров в год. 10) Даже несмотря на снижение производственных показателей в тяжелые 1990-ые годы, объемы перевозок в Толмачёво всегда оставались крупнейшими среди аэропортов Сибири. 11) 5 июня 2012 года в аэропорту Толмачёво открыт первый в мире памятник Ту-154 — самому массовому отечественному среднемагистральному лайнеру. 11) Установка самолёта на вечную стоянку приурочена сразу к трём знаменательным датам: 55-летнему юбилею Толмачёво, 40-летию эксплуатации Ту-154 и 20-летию базовой авиакомпании аэропорта S7 Airlines.

Задания:

– Запишите числительные, соблюдая форму, используемую в тексте.

– Выпишите из предложений № 11 и 12 краткие причастия.

– Найдите предложение, в котором используется прилагательное в превосходной степени и запишите его номер.

Задания для урока физики

Прочитайте текст и выполните задания

Музей нашего лицея начался с материалов, которые принес Барабанов Евгений Георгиевич, выпускник школы № 9 1939 года. Принес материалы не о себе, а о своем однокласснике, известном в городе писателе. О себе скромно умолчал.

Но актив музея нашел информацию о Евгении Георгиевиче.

Выпускник НИВИТ. Участник битвы под Москвой, награжденный медалями «За отвагу», «За победу над Германией в ВОВ 1941—1945 гг.», юбилейными медалями, орденом «Отечественной войны I степени». Это во время войны.

Отличился Евгений Георгиевич и в мирное время. С 1968 по 1978 годы он руководил проектированием крупного комплексного объекта - «Городской мостовой переход через реку Обь в г. Новосибирске» (Димитровский мост), за что получил почетное звание «Лауреат премии Совета Министров СССР». Работу над проектом этого мостового перехода Евгений Георгиевич считал главным и наиболее интересным делом своей жизни.

Задания:

– Определите вид моста, к которому можно отнести Димитровский мост.

– Что такое стрела прогиба?

– Как влияет роза ветров на проектирование и эксплуатацию моста?

Задания для урока физкультуры

Школа и лицей всегда уделяли особое внимание физической культуре и спорту. Созданы условия для воспитания талантливых спортсменов. Среди них можно выделить чемпиона по спортивной ходьбе олимпиады 1992 года Андрея Перлова. Он вспоминал о том, что уроки физкультуры вел очень суровый учитель, фронтовик. Занятия всегда, при любой погоде, проходили на улице. Посещаемость была 100%.

Победителем первенства России среди юниоров, призером чемпионатов Европы по легкой атлетике (бег с барьерами) стал выпускник лицея 2006 года Андриянов Никита.

Оба спортсмена закончили обучение в школе на «4» и «5», закончили ВУЗы, что еще раз подтверждает огромную дисциплинирующую роль спорта.

А начинается кропотливая работа над собой с комплекса упражнений, которые мы привыкли называть разминкой.

Задание для работы в группе:

Составить тематическую разминку для ребят младшей школы:

а) игровую

б) тематическую

в) событийную

г) для конкретного вида спорта

Обязательное условие: каждый вид разминки связан с историей г. Новосибирска.

Задания для урока обществознания

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Новосибирский зоопарк считается одним из лучших в мире. С 1967 года его бессменным руководителем стал Шило Ростислав Александрович. Теперь зоопарк носит его имя.

Заслуженный работник культуры, награжден орденом «Знак Почета», орденом Дружбы, медалью «Ветеран труда» и орденом Белой Вороны. В 1999 году был выбран Человеком года, в 2003 году награжден медалью «За вклад в наследие народов России», с 2007 года – Почетный житель города Новосибирска. С 2000 года новосибирцы избирали Шило в качестве депутата Горсовета.

 Сегодня в Новосибирском зоопарке содержится около 11 тысячей особей 738 видов животных. Он, как и зоопарки Сингапура и Сан-Диего, сам себя окупает.

Более 350 видов занесены в Международную Красную Книгу, Красную Книгу России и Новосибирской области. Именно здесь впервые получено потомство некоторых редких видов — это детеныши речной выдры, перевязки, азиатской дикуши, камчатского снежного барана, путоранского барана и других. Также в зоопарке получен гибрид льва и тигрицы — лигр. И такой результат – это особая заслуга Р.А. Шило.

Одними из последних планов Шило было построить в зоопарке дельфинарий и пингвинарий.

– Как деятельность влияет на личность? Есть ли обратная связь? Ответ поясните.

– Ростислава Шило называли «царем зверей». Как вы понимаете смысл такого сравнения?

– Какие функции выполняет зоопарк как организация? Проиллюстрируйте их примерами.

Задание для урока литературы

Первыми экспонатами музея лицея стали материалы об известном выпускнике школы № 9 Николае Алексеевиче Мейсаке – общественном деятеле, писателе, герое войны.

Московская битва изменяет жизнь Николая Алексеевича. Тот подвиг, который совершил наш земляк под с. Капанью, достоин памяти и поклонения. Не дрогнул, не струсил… Полк отступал. Окруженный гитлеровцами, оставшись в блиндаже один, Николай закопал комсомольский билет и другие документы. Отбивался от врагов до последнего патрона, а когда они кончились, и немцы пытались вытащить его из блиндажа, взорвал гранату. Неделю в беспамятстве лежал с перебитыми ногами. Нашли его местные жители. Николай Алексеевич остался жив и продолжил бороться с врагом писательским пером. Его часто называли сибирским Маресьевым.

Сегодня мы проанализируем стихотворение, написанное Н.А. Мейсаком в 1942 году.

***

Засыпая в землянке сырой на солдатской шинели прожженной,

Я, как девушкой, брежу тобой, мой красавец, мой город зеленый.

Сквозь туман, застилающий взгляд, вижу облики зданий знакомых,

Милый домик и маленький сад в белой дымке старинных черемух.

Мимо низеньких яблонь в цвету прохожу по аллеям прекрасным,

Комсомольским проспектом иду, вдоль рядов тополиных на Красном...

... Милый город, я вырос с тобой под ветрами седого Алтая,

Каждый маленький камушек твой - это юность моя золотая...

...А теперь днем и ночью в огне, в горьких тучах горячего дыма,

В дальних селах, неведомых мне, защищаю тебя, мой любимый...

Задания:

– Определите стихотворный размер.

– Какие средства художественного выражения использовал автор стихотворения?

– Определите тему произведения. Какие чувства вызывают прочитанные строки?

Задания для урока математики

На рисунке показано изменение численности населения в Новониколаевске. По горизонтали указываются года, по вертикали – число жителей.

 

Задания:

– Определите по рисунку, в каком году был самый высокий и самый низкий прирост населения.

– На сколько процентов выросло население Новониколаевска за 10 лет?

Список литературы

Учебная литература

История Новосибирской области / отв. ред. В. И. Молодин. – М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017

История Сибири: история России через историю регионов / отв. ред.: В.А. Зверев, О. М. Хлытина. – М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2015

Материалы музея лицея № 9

Электронные ресурсы

http://www.phys.nsu.ru/school/museum/history_novosibirsk.htm

http://wiki.nios.ru/index.php/Новосибирск.История_Новосибирска

https://histrf.ru/

https://moiarussia.ru/novosibirsk-proshloe-i-nastoyashhee/

http://www.protown.ru

Количество просмотров: 5859  

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы