Педагогическая мастерская «Цифровая школа в зоне ближайшего развития»

 
 

Воронова Елена Ивановна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 78 г. Новосибирска

 

Педагогическая мастерская «Цифровая школа в зоне ближайшего развития»

Скорость технологических изменений нарастает стремительно,

идёт резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую

волну, вырвется далеко вперёд. Тех, кто не сможет этого сделать,

она – эта волна – просто захлестнёт, утопит.

В. В. Путин

Сегодня каждый учитель понимает, что цифровая образовательная среда прочно входит в наше педагогическое пространство, что её нельзя отвергать, о ней нельзя не говорить и не думать, нельзя не совершенствоваться в этом направлении. И не только потому, что одной из задач национального проекта «Образование» является задача по созданию к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, а ещё и потому, что наши сегодняшние ученики в этом вопросе настолько нас могут опередить в ближайшее время, что нам их будет просто не догнать.

Цифровая среда подразумевает свободный доступ к электронному образовательному контенту (наполнению) и широкие возможности индивидуализации учебного процесса с учетом способностей каждого ученика. Цифровая среда должна обеспечить высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Хотя 120 лет назад эти задачи думали решать другим путём.

Перед нами бумажная карточка французского художника Жана-Марка Коте «Школа будущего». Выполнена она была на стыке XIX и XX столетий. Изначально эта карточка и ещё 86 карточек других художников, посвящённых разным сферам жизни, вкладывались в коробки с сигарами, а затем использовались в виде почтовых открыток. Эти рисунки изображали мир, каким он будет, по тогдашним представлениям, в отдаленном 2000 году.

Мы видим детей, сидящих в классе. Через чудесные устройства, одетые на голове, они получают знания, которые приходят к ним из уникальной машины. Управляет машиной учитель, который предлагает им учебники. Переработанные учебники знаниями входят в головы учеников. В обустройстве школы мало что изменилось. А вот дети изменились и меняются катастрофически быстро. Межпоколенческий возраст, по мнению социологов, – 5 лет.

Никто из смотрящих вперёд 100 лет назад и не думал, что появится всемирная система для хранения и передачи информации – Интернет. А так как информация переводится в цифровой код в форме данных, баз данных и программно-информационных продуктов и обрабатывается с использованием средств вычислительной техники, среда называется цифровой.

Для чего стоит применять цифровые технологии в образовании? Прежде всего, цифровые ресурсы мотивируют школьников на учебный процесс и влияют на качество обучения, как было сказано выше. Сегодняшний ученик не может в течение 45 минут сидеть слушать лекцию и вести записи. А вот интересные презентации, видеосюжеты, виртуальные лаборатории, интерактивные модели, компьютерное тестирование – все эти учебные материалы для организации учебного процесса с удовольствием принимаются школьниками в любом классе. Так как, по мнению английского рекламодателя Фреда Барнарда, «один взгляд стоит тысячи слов», то и учебный процесс в цифровом режиме будет эффективней.

Какие же цифровые ресурсы используют ученики начальных классов? Конечно же, в первую очередь информационные сайты для подготовки сообщений, внеклассного чтения и исследовательских работ.

Школьники являются активными участниками бесплатных интерактивных образовательных онлайн-платформ. Например, российская платформа «Учи.ру» объединяет более трёх миллионов школьников. Уникальность этого интерактивного пространства в том, что оно позволяет получать дополнительные задания в игровой форме по школьным предметам в домашних условиях. Учащиеся проходят программу школы в удобном для себя темпе, показывая существенно лучшие результаты обучения. Родители получают возможность наблюдать за успехами своих детей. Учителя могут фиксировать активность учеников и уровень выполнения заданий. Мне нравится эта платформа ещё и потому, что ребёнок может избирательно подходить к выполнению заданий, никаких обязательств перед школой.

Уверена, что ежедневно наши педагоги используют цифровое образовательное пространство для выставления оценок в электронные дневники, для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям, для хранения информации на личных сайтах, для повышения квалификации и участия в профессиональных интернет-конкурсах.

Были времена, когда мы к урокам готовились самостоятельно либо по методичкам. Некоторые учителя и сегодня придерживаются такой формы подготовки к урокам. Но какова же россыпь уроков, презентаций, викторин и другого учебного материала в Интернете! Почему не воспользоваться? Сэкономим время на другие интересные дела.

С удовольствием привлеку внимание педагогов к постоянным ресурсам, которые я использую активно при подготовке к урокам.

«Генератор ребусов» – уникальная разработка русскоязычного создателя ребусов. Надо лишь задать любое слов или фразу, и программа моментально сгенерирует по запросу ребус! Используя соответствующий переключатель, можно создавать специальные ребусы для детей, в которых использованы изображения детских героев из сказок и мультфильмов. Генератор может выдавать несколько вариантов ребусов. Попробуйте отгадать ребус!

Кроссворд – это отличный способ привить ребенку интерес к познанию всего нового. Для создания кроссвордов к уроку я использую программу «Нomacosoft Crossword Creator». Простая в обращении программа может легко генерировать кроссворды до тысячи слов. Архитектура программы обеспечивает оптимальное построение кроссворда. Кроме того, встроены небольшие возможности по оформлению кроссворда, функции открытия и сохранения кроссворда в файл, а также толковый словарь, позволяющий автоматически генерировать вопросы к кроссворду.

Не всегда нам, учителям начальных классов, хватает опыта в изобразительном искусстве. Точнее, уровень нашего рисования желает лучшего. Поэтапные уроки рисования – это то, что нам нужно! Множество сайтов, которые разработаны как раз для того чтобы научить начинающих художников рисовать, развить навыки ребят, уже имеющих успех в данной области искусства, помочь учителю в проведении урока. «Развитие и воспитание детей», «Зайкина школа», «Мaam.ru» – уникальные сайты для подготовки учителя к урокам ИЗО и технологии.

«Фонд методических материалов» ГЦРО города Новосибирска позволяет учителю прорешать с учащимися олимпиадные задания районного и городского уровней прошлых лет и эффективно подготовиться к предстоящей предметной олимпиаде.

Большая информация хранится и передаётся мною через мой личный сайт: https://helene12064.wixsite.com/elenavoronova. Мой сайт для учеников, родителей, педагогов. Есть общая информация для коллег: статьи по воспитанию и обучению, сценарии уроков и мероприятий, памятки. А есть информация, которая касается моего класса. Я рассказываю о событиях, которые происходят в классе, предлагаю анонс будущих мероприятий, размещаю конкурсную информацию и демоверсии предстоящих контрольных работ.

Цифровая образовательная среда – это возможность провести внешнюю экспертизу. И здесь мне хочется остановиться на электронной школе «Знаника». В сентябре и апреле для учащихся 2-4 классов «Знаника» проводит бесплатную традиционную Всероссийскую неделю мониторинга: входную и итоговую. В рамках мероприятий школьники могут проверить свои знания по математике и русскому языку, а учителя и администрация образовательных организаций – оценить уровень знаний школьников в начале учебного года и эффективно спланировать учебный процесс, а также определить динамику образовательного процесса, сравнив итоговые результаты с входными в конце учебного года. Контрольные работы стандартизированные, в интересной форме, охватывают все темы курса, простые для обработки учителя. «Знаника» предусматривает обратную связь: учитель загружает ответы учащихся. Уникальность этого ресурса в том, что специалисты школы «Знаника» высылают развёрнутые анализы работ с выводами, благодарности ученикам и учителю. В течение года на этом образовательном ресурсе можно поучаствовать классом в разных олимпиадных работах, по которым можно определить также и уровень сформированности метапредметных результатов.

Цифровая среда – это возможность повысить свои компетенции. Постоянно на многих образовательных платформах проходят вебинары. Я с удовольствием принимаю участие в вебинарах, которые проводит корпорация «Российский учебник». Конференции в режиме онлайн проводят высококлассные специалисты. Темы, которые они представляют, всегда актуальные, специалисты делятся опытом, отвечают на вопросы. Каждого участника ждет именной бесплатный электронный сертификат.

Огромное количество сайтов предлагает поучаствовать в олимпиадах, блиц-опросах, тестировании. Учитель, выбирая тему и отвечая на вопросы, лишний раз вспоминает материал заданного направления. Непросто мне далось тестирование к юбилею Пушкина, которое проводили ФГБУ культуры «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское». В итоге – бесплатная Грамота за отличные знания биографии и творчества «хозяина языка литературного». «Международный эпистолярный конкурс «Семьи моей обитатель» – новый конкурс до 31 декабря 2019 года. Можно поучаствовать!

Информационный вестник «Педагогическое обозрение» ГЦРО и электронная газета «Интерактивное образование» НИОС – две педагогические платформы, на которых публикуемые материалы достоверны, своевременны, направлены на развитие муниципальной системы образования и повышение качества образования в целом. На сайтах ГЦРО и НИОС всегда можно найти интересные проекты, конкурсные мероприятия разных уровней, новости образования Новосибирской области и анонс ближайших ярких событий.

Год назад Министр просвещения Ольга Васильева рассказала, как «Цифровая школа» изменит российское образование. Запуск приоритетного проекта «Цифровая школа» – важнейший этап на пути реализации программы «Цифровая экономика в Российской Федерации». По словам министра, предполагается изменение роли учителя, который «станет куратором, ориентирующим ребёнка в соответствии с его запросами и приоритетами, и максимально индивидуализирует траектории обучения школьников». Появится возможность прохождения аттестации и сдачи государственной аттестации в цифровой форме. В «цифровой» части библиотеки в компьютерах будет всё собрано в «цифре». Чтобы увидеть Эрмитаж или Мариинку, необязательно ехать в Санкт-Петербург. Безопасность будет контролироваться через систему видеоидентификации по лицу, которая не пропустит в школу посторонних. Родители смогут в режиме реального времени узнавать, находится ли ребёнок в школе, и какие результаты он показывает в образовательной деятельности. Для педагогов цифровизация снизит административную нагрузку, высвобождая время для повышения качества своих образовательных программ.

Реализация проекта «Цифровая школа» рассчитана на период с 2018 по 2025 год. Успеем ли? На сегодняшний день нас, учителей, волнуют следующие вопросы: смогут ли всех учащихся страны обеспечить электронными учебниками, будет ли интернет скоростным, все ли учителя пройдут эффективные курсы повышения квалификации, не забудем ли мы в технологических изменениях про здоровье детей? Напомню, работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой в начальной школе не должна превышать 15 минут.

Президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков поделился своим мнением в новостной ленте «Накануне.RU»: «В такой насыщенной цифровой среде учителю придется помогать ребенку не терять быстро интерес, ведь в быстром доступе у ребенка может оказаться огромное количество чего-то нового, и это новое всегда будет перехватывать его внимание. Учителю надо будет помочь ребенку идти по треку, сохранять концентрацию. Учитель должен помогать определяться с целями, быть партнером в зоне ближайшего развития – вовремя подсказать, сориентировать, объяснить».

Современный мир всё больше становится цифровым. Будущее уже наступило. Как сохранить для наших детей то, что совершенно необходимо для их развития, в мире, который меняется с невероятной скоростью?

Использованные сайты Интернета для написания статьи:

1. Минпросвещения России. Ссылка: https://edu.gov.ru/national-project/.

2. Учитель станет придатком «цифровых технологий»? Зачем в школах вводят смешанные уроки. Ссылка: http://www.zavuch.ru/news/news_main/1470/.

3. Как представляли 2000 год в XIX веке. Ссылка: https://inosmi.ru/photo/20171201/240894254_240892013.html.

 

Кроссворд «Наш край» для учащихся 4 классов в программе «Нomacosoft Crossword Creator»

Количество просмотров: 5211  

Добавить комментарий

1. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы