Организация речевого развития дошкольников с ОВЗ через использование технологии друдлов

 
 

Капищенко Татьяна Сергеевна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МКДОУ Детский сад № 415 г. Новосибирска

 

Организация речевого развития дошкольников с ОВЗ через использование технологии друдлов

В настоящее время в обществе возрастает потребность в творческих людях с креативным мышлением, способных, получив определённый багаж знаний, не остановиться на месте, а развиваться на протяжении всей жизни. Находясь на первой ступеньке образования, мы – педагоги дошкольного уровня – должны дать базу для развития такого поколения. Для этого нужно использовать все возможные технологии и практики для развития творческой инициативной личности ребенка, особенно это касается детей с речевыми нарушениями. Дошкольники с ОВЗ отстают в развитии наглядно-образного мышления, с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии, что замедляет их процесс развития, в том числе и творческого креативного мышления.

Работая на протяжении 4 лет учителем-логопедом, я сделала для себя несколько выводов. Во-первых, считаю, нет детей, которые не любят рисовать, рисование – это естественная потребность ребенка. И пусть на первых порах это только каракули, понятные лишь своему создателю, все равно они отражают эмоциональную сферу маленького художника и способствуют развитию творчества. Во-вторых, использование в работе нетрадиционных техник (а это для детей что-то новое, необычное) увлекает ребят, дает базу для развития креативного мышления. В-третьих, использование в работе нетрадиционных инновационных техник заставляет меня «не сидеть на месте», что благотворно влияет на саморазвитие.

В 2017 году я познакомилась с новой для себя техникой по развитию креативного мышления детей – друдлами, которые придумал американец Роджер Пирс. Droodle = doodle + riddle (riddle – загадка, doodle –абстрактные каракули, которые рисует человек, разговаривая по телефону). Друдлы – картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам надо придумать, что изображено на картинке. Вы можете предложить несколько разных интерпретаций к изображениям. Если у вас получится увидеть в картинке-друдле то, чего не видят другие – поздравляем – вы обладатель оригинального творческого мышления! (https://planerka.info/item/drudly/)

Я определила для себя, что этот инновационный метод отвечает всем требованиям ФГОС ДО и оптимизирует процесс коррекции речи. С детьми старшего дошкольного возраста мы познакомились с друдлами, и я стала использовать друдлы в образовательной деятельности, связанной с работой по коррекции речи. Ребята стали рассуждать, на что похожи друдлы и дорисовывать их. Также дети, расшифровав друдл, выкладывали звуковую схему слова (звуки обозначаются фишками разного цвета, в зависимости от характеристики звука) или определяли в какой части слова находится заданный звук, чертили слоговую схему слова (полоска делится на столько частей, сколько слогов в слове). В результате дети получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. А если соединить несколько друдлов, получается предложение или даже маленький рассказ. Дети проговаривают его, выкладывают схему этих предложений (где слова обозначаются полосками цветной бумаги) и зарисовывают схематично на бумаге.

Конкретно эта работа выглядит так. Предложим ребенку не законченную картинку «друдл». Ребенок придумывает и дорисовывает свою картинку. Делит слова на слоги, отстукивая каждый слог и проговаривая слово, считает, сколько раз хлопнул в ладоши, столько слогов в этом слове и рисует слоговую схему слова. Также ребенок определяет, в какой части слова находится звук Ш, звук З и выкладывает на схеме. Далее из нескольких друдлов ребенок придумывает предложение, например: Пират катался на машине и встретил воздушный шар.

– Это предложение.

– Давайте прошагаем это предложение, на каждое слово делаем шаг.

Считаем, сколько сделали шагов – столько в предложении слов. Проговариваем, какой величины слова. Длинные и короткие слова, обозначаем длинными полосками длинные слова, а короткими полосками короткие слова. Затем дети рисуют эту схему.

Кошка

____|____  

Забор

____|____

Пират катался на машине и встретил воздушный шар.

|____  ____  __  ____  __  ____  ____  ____ .

Таким образом, анализ звучащей речи ребенок производит на разных уровнях языкового материала: предложения, слова, слога, звука. Ребёнок придумывает свое слово и дорисовывает, показывает на схеме, где предложение, слова, слоги, считает количество слов в предложении. Эти задания помогают ребенку различать понятия: слово, слог, предложение, звук. Схема помогает запомнить составляющие элементы предложения, слова, слоги, закрепляются представления ребёнка о целом и его частях. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на своем наглядно представленном материале, с учетом интересов и возможностей каждого.

Я считаю, что целенаправленная разнообразная работа учителя-логопеда с использованием различных инноваций способствует формированию и активизации речевой активности детей дошкольного возраста в преодолении речевых трудностей.

Количество просмотров: 11565  

Добавить комментарий

1. Основы экологического воспитания в детском саду
2. Экологическое воспитание дошкольников в современном дошкольном образовании
3. Радужное лето: коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателей в летний период
4. Экологическое воспитание дошкольников
5. Значение волонтерской деятельности в детском саду
6. Развитие экологической культуры в современном дошкольном образовательном учреждении
7. Разработка дидактического пособия «Дидактическая кормушка “Зимующие птицы”» как средство экологического воспитания дошкольников
8. Формирование экологической культуры у дошкольников
9. Создание условий для формирования у воспитанников группы комбинированной направленности экологической грамотности
10. Развитие речи дошкольников на материале текстов цепной структуры по методике В. К. Воробьевой
11. Воспитание культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста через совместную деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса
12. Развитие творческих способностей младших дошкольников в изобразительной деятельности
13. Образовательная среда детского сада как третий учитель
14. Музыкальная деятельность для дошкольников в условиях режима самоизоляции
15. Речевое развитие младших дошкольников с использованием малых форм фольклора
16. Формирование активного словаря у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности
17. Развитие речи детей раннего возраста в ходе игровой деятельности
18. Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в совместной деятельности взрослого и ребенка
19. «Безопасный мир детства»: модель организации культурных практик в группах ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей в социуме, быту, природе
20. Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста в период адаптации

Страницы

1. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы