Развитие речи дошкольников на материале текстов цепной структуры по методике В. К. Воробьевой

 
 

Евсеенко Анна Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево

 

Развитие речи дошкольников на материале текстов цепной структуры по методике В. К. Воробьевой

Специфика моей работы в группе детей с общим недоразвитием речи включает в себя организацию и проведение коррекционной деятельности с детьми по заданию логопеда. Большое внимание мы уделяем совместному планированию воспитательно-образовательного процесса: обговариваем индивидуальные задания детям, определяем общие задачи на группу во время работы над отдельной темой, возможные проекты как продукт детской деятельности по теме, их презентацию.

Работа проводится не только в специализированных видах деятельности, но и при организации совместной деятельности воспитателя и детей, самостоятельной деятельности детей, на занятиях узких специалистов: физкультурных, музыкальных, логопедических.

Анализ обследования на начало года показал:

– словарный запас отстает от возрастной нормы;

– наблюдались затруднения в использовании предметного словаря, словаря действий, признаков, в подборе синонимов, антонимов, родственных слов;

– дети могли строить лишь простые предложения, включая фразы лишь с несколькими определениями, но в этих предложениях у детей отмечались нарушения согласования и управления, пропуски или замены сложных предлогов, изменение порядка слов;

– указанные нарушения отражались на связной речи детей, рассказы были недостаточно полны, развернуты, последовательны, содержали фонетические и грамматические ошибки.

Для коррекции уровня речевого развития детей нами был разработан проект «Развитие связной речи дошкольников на материале текстов цепной структуры по методике Воробьевой В. К.».

Целью данного проекта является развитие монологических форм речи, стимулирование речевого творчества детей.

В основе проекта лежит разработка адаптированных текстов цепной структуры и предметно-графических схем.

На первом этапе работы над проектом была изучена методика Воробьёвой В. К. по развитию связной речи у детей. Были определены этапы объяснения детям структуры составления рассказов и предметно графических схем.

На следующем этапе была проведена предварительная работа по обогащению знаний детей по темам с помощью бесед, дидактических игр и упражнений. Далее происходило знакомство детей с предметно-графическим планом цепной структуры и обучение составлению рассказов цепной структуры по частично заданному плану. Для понимания учащимися такой структуры предлагается способ наглядной записи смысловой связи предложений в виде графической схемы.

Применение таблицы позволяет реально показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений рассказа: на первом месте – обозначение предмета, на втором – действия, на третьем – снова обозначение, но уже нового предмета сообщения. В следующем предложении на первом месте используется предметное обозначение из предыдущего предложения, что даёт возможность продемонстрировать смысловое соединение предложений.

Нами были определены требования к структуре рассказов и схемам-моделям. Детям совместно с родителями было предложено составить рассказы цепной структуры по заданным темам, с чем они успешно справились.

По составленным рассказам совместно с педагогами были придуманы схемы-модели и подобраны картинки для условных обозначений слов.

На итоговом этапе проекта детьми были представлены их рассказы и все желающие дети попробовали пересказать их рассказ по графическим схемам. В результате проделанной работы была создана рукотворная книга рассказов цепной структуры.

Предметно-графические схемы помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети с интересом рассматривают картинки к рассказу, называют, что на них нарисовано.

Затем слушают текст и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя их в связное повествование (рассказ).

В результате работы над проектом повысился уровень монологической речи детей, был вызван интерес к творческой речевой деятельности, повышен уровень коммуникативной компетенции детей.

Количество просмотров: 18443  

Добавить комментарий

1. Основы экологического воспитания в детском саду
2. Экологическое воспитание дошкольников в современном дошкольном образовании
3. Радужное лето: коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателей в летний период
4. Экологическое воспитание дошкольников
5. Значение волонтерской деятельности в детском саду
6. Развитие экологической культуры в современном дошкольном образовательном учреждении
7. Разработка дидактического пособия «Дидактическая кормушка “Зимующие птицы”» как средство экологического воспитания дошкольников
8. Формирование экологической культуры у дошкольников
9. Создание условий для формирования у воспитанников группы комбинированной направленности экологической грамотности
10. Развитие речи дошкольников на материале текстов цепной структуры по методике В. К. Воробьевой
11. Воспитание культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста через совместную деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса
12. Развитие творческих способностей младших дошкольников в изобразительной деятельности
13. Образовательная среда детского сада как третий учитель
14. Музыкальная деятельность для дошкольников в условиях режима самоизоляции
15. Речевое развитие младших дошкольников с использованием малых форм фольклора
16. Формирование активного словаря у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности
17. Развитие речи детей раннего возраста в ходе игровой деятельности
18. Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в совместной деятельности взрослого и ребенка
19. «Безопасный мир детства»: модель организации культурных практик в группах ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей в социуме, быту, природе
20. Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста в период адаптации

Страницы

1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы