Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников

 
 

Садовская Ольга Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 122 г. Новосибирска

 

Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников

Какое же счастье находиться дома в окружении родных и близких, ужинать вместе, гулять, ходить на любимую работу, наслаждаться бесконечными возможностями и просто радоваться тому, что у нас есть завтрашний день!

А будет ли этот день всегда? Именно таким уверенным, стабильным и благополучным? Я не знаю. Зато понимаю, что во многом это зависит от меня и моей деятельности.

Мне повезло, я уже четвёртый год являюсь классным руководителем умных, амбициозных и ответственных ребят. И у меня есть возможность способствовать формированию у моих юных граждан важных жизненных ценностей, воспитывать и прививать им качества, необходимые для их социализации, пробуждать чувства, ведущие к исключительно положительным поступкам как для себя, так и для общества. И в моих интересах помочь каждому ребёнку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворённой, способной помогать другим, быть готовым в будущем отдать себя народу, Родине.

Пробуждению лучших человеческих качеств, на мой взгляд, служит обращение к памяти о Великой Отечественной войне. История этой войны – самый значимый пример для воспитания патриотического чувства у школьников. Именно эта тема до сих будоражит сердца людей, волнует их души, несмотря на длительный временной промежуток после события. И этому есть объяснения.

Во-первых, память о Великой Отечественной войне связана с историей абсолютно каждой семьи. Это событие затронуло самые важные и сокровенные стороны каждого. Для старшего поколения – эта темы боли, потерь и страданий, которые невозможно забыть и относиться к ним равнодушно.

Во-вторых, это событие определило будущее как нашей страны, так и всего мира. На интуитивном уровне мы осознаём роль этой войны и её цену для всего человечества.

В-третьих, эта война стала не только символом героизма, отваги, мужества, но также и сплоченности народа – понятия, без которого страна бы никогда не одержала Победу.

Здесь важно то, что именно чувство патриотизма объединило интересы общества, разные народы и целые страны, сплачивая их, заставляя действовать совместно, забывая обиды и несправедливости.

Материалы о Великой Отечественной войне, без сомнения, содержат огромный потенциал для духовно-нравственного развития школьников. Зная историю подвигов дедов и прадедов в Великой Отечественной войне и пережитые ими испытания, зарождается стремление сделать правильный нравственный выбор, укрепляется убеждённость в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится её славной историей, изучает её историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Чтобы полностью реализовать данный потенциал, я применяю разнообразные формы и методы в своей деятельности. В первую очередь, привлекаю родителей школьников, бабушек и дедушек, которые трепетно хранят историю своей семьи и готовы поделиться сведениями с детьми.

Классные события и беседы с ветеранами – прекрасный способ окунуться в атмосферу и познакомиться с историческими фактами, реальными историями из первых уст и героями времён Великой Отечественной войны.

Просмотры документальных фильмов про войну, знакомство с тематическими музыкальными произведениями, заочные путешествия в виртуальные музеи боевой Славы позволяют сделать занятия яркими и запоминающимися, помогают детям прочувствовать события.

Будучи параллельно учителем русского языка и литературы я использую тематический дидактический материал. Мы знакомимся с такими понятиями, как честь, долг перед Отечеством, отвага, мужество, самоотверженность, любовь к Отечеству, трудовой подвиг. Делаем разграничения между понятиями патриотизм и национализм. Важно донести до ребят, что чувство патриотизма не должно препятствовать развитию уважения и терпимости к культуре других народов. Выдвигаем тезисы о том, что Победа не была бы возможна без любви к Отечеству, не было бы успеха без единения всего народа, каждый герой – не забыт. Вспоминаем истории названий улиц, площадей, ведь некоторые названы в честь Героев войны. Читаем художественные произведения о Великой Отечественной войне, изучаем сибирских писателей, пишем авторские стихотворения. 

Активно участвуем в районных тематических конкурсах, таких как «Связь поколений – вчера, сегодня, завтра», «Письмо Солдату», конкурсах стихотворений на тему Великой Отечественной войны; создаём проекты, участвуем в школьных мероприятиях: организуем военно-патриотические фестивали песен военных лет, ставим мини-спектакли, делаем выставку плакатов, рисунков. Конечно, приходится сталкиваться с разными мнениями, иногда непониманием, острыми убеждениями, навеянными средствами массовой информации, принципиальными позициями, на что дети имеют право. Моя задача – направлять ребят на верный курс, туда, где помнят, ценят, гордятся, а самое главное – учатся на этом.

В завершение хотелось бы выразить мысль о том, что начинать всегда нужно с самого малого. Для каждого ребёнка, как и для взрослого, нет роднее места, чем его собственный дом, нет ближе людей – чем его семья. И закладывать основы патриотизма нужно именно с этой первостепенной ценности: с любви к тем – кто с тобой рядом, к тому месту – где ты живёшь. И тогда у маленького человека будет формироваться желание заботиться и защищать самое дорогое. Отсюда последует и любовь к улице, на которой проживает ребёнок, к городу, к краю и, наконец, к стране. Важно научить ребёнка понимать, что не страна красит человека, а человек – страну. Показать ученику, что его любовь и отношение – наивысшая ценность, имеющая невероятную значимость. И тогда ему захочется быть нужным своей стране, служить ей и быть достойным гражданином, цель которого – сделать страну лучше, а народу обеспечить порядок, безопасность и стабильность.

И с такими гражданами уверенность в завтрашнем дне никогда не покинет!

Количество просмотров: 6995  

Добавить комментарий

1. Педагогические проекты и программы воспитательной работы участников конкурса «Классный руководитель Новосибирска»: аналитические наброски
2. Условия реализации регионального проекта «Социально-педагогическая деятельность с детьми-билингвами, инофонами и мигрантами»
3. Завершён IX городской конкурс профессионального мастерства «Классный руководитель Новосибирска»
4. Классный час «Подвиг воинов–сибиряков, ставший песней. Мужеству и доблести сибиряков – защитников Отечества посвящается»
5. Час социального общения «Нам мир завещано беречь»
6. Технологическая карта внеклассного мероприятия «Музыка нашей Победы»
7. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников (Записки классного руководителя или в поисках главного)
8. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
9. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
10. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
11. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
12. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
13. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
14. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
15. Сценарий Митинга Памяти у Вечного огня
16. Ты хочешь мира? Помни о войне!
17. Классный час «Господь нам дарует Победу»
18. Письма с фронта
19. Моя семья в годы Великой Отечественной войны
20. Моя семья в годы Великой Отечественной войны

Страницы

1. Формирование творческих компетенций детей младшего школьного возраста на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Взаимодействие педагогов, учащихся и родителей во внеурочной деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Организация работы с родителями в рамках внеурочной деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Разработка классного часа для 7 инженерного класса «Элементарно, Ватсон» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Души прекрасные порывы – тебе, Новосибирск! ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Система работы студии «Мокрый нос» для учащихся 1-4 классов по программе «Мы – твои друзья!» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Наставники счастливых людей ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Семья и школа – партнёры в воспитании ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Новые возможности интеграции иностранных граждан в российское общество ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы