Классный час «Господь нам дарует Победу»
Остаётся совсем немного времени до празднования нашим народом 75-летия со дня Великой Победы. Благодаря мужеству и отваге каждого участника тех событий мир был избавлен от фашизма, наша страна осталась свободной, а народ – единым!
«Русская православная церковь в годы Великой Отечественной Войны» – одна из важных тем, которая должна быть изучена в рамках подготовки к празднованию юбилея Победы.
Презентация к классному часу «Господь нам дарует Победу»
Ход классного часа
I. Организационный и мотивационный этап.
Учитель: (Слайд 2) К началу Великой Отечественной войны советская власть закрыла большинство церквей страны и попыталась искоренить христианство, но в душах русских людей православная вера теплилась и поддерживалась тайными молитвами и обращениями к Богу. Вставая в атаку, вместе с призывным криком «За Родину! За Сталина!» солдаты шептали «С Богом» и уже открыто крестились.
Сегодня на классном часе, в преддверии юбилея Великой Победы, необходимо определить роль православной церкви в годы Великой Отечественной войны, познакомиться со священнослужителями, которые, несмотря на гонения и репрессии со стороны советской власти, встали на защиту своей страны.
II. Открытие новых знаний: работа с текстом.
Учитель: Откроем новый пласт исторических знаний, составив текст по теме «Церковь и власть до и во время Великой Отечественной войны».
1) Составлением текста.
Комментарии: части у ребят в тексте перепутаны, необходимо восстановить хронологию событий.
В 20-ый век русская церковь (Слайд 3) вступила, казалось бы, исключительно влиятельной и могущественной. 90 млн. людей России были записаны православными христианами. В России было более 50 тысяч церквей, около 20 тысяч часовен, каждый год строилось по 500 храмов.
Большевики, захватив власть в октябре 1917 года, ни на минуту не скрывали, что их задача – уничтожение церкви (Слайд 4). 99 % человек перестали ходить в церковь, произошли первые убийства священников. Патриарх Тихон публично назвал убийство императора Николая II тягчайшим преступлением.
Основной причиной гонения церкви в 20-30 годах в СССР считался страх государственных деятелей потерять влияние над людьми или делить его с Русской Православной Церковью. Необходимо было отречься от Спасителя Христа.
После гражданской войны многих епископов арестовывали и сослали в дальние местности. Храм Христа Спасителя в Москве был построен по указу императора Александра I в благодарность Богу за победу русского народа в Отечественной войне 1812 года. 5 декабря 1931 года по распоряжению Иосифа Сталина храм был взорван (Слайд 5).
22 июня 1941 г. Германия напала на Россию. В тот же день митрополит Сергий обнародовал послание, которым призвал всех православных христиан выступить на защиту находящегося в опасности отечества (Слайд 6). За годы войны митрополит Сергий обращался к православному народу с патриотическими посланиями 24 раза.
3 июля 1941 года Сталин выступил по радио, обращаясь к гражданам СССР: «Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!» Так обращались к прихожанам православные священники. Официальность уступила место человечности, помогающей объединиться против общей беды.
Осенью 41-ого года Сталин заявил, что он никуда не уедет из Москвы: «Будем открывать храмы, и Бог нам поможет». Было ясно, что верующие все еще составляют значительную часть населения, а Сталин нуждался в помощи каждого россиянина, если хотел победить в войне. (Слайд 7) Известный маршал Жуков перед боем вместе с солдатами говорил: «Ну, с Богом!». В народе сохраняется предание о том, что Жуков возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери.
Миф или правда? Сталин согласился попросить совета у Матроны Московской, когда враг подошёл к Москве слишком близко. (Слайд 8) По его тайному приказу Москву трижды облетел самолет с Казанской иконой Божией Матери на борту. В три часа утра 5 декабря советские войска пошли в контрнаступление.
Молитвы помогали обрести хотя бы минимальное душевное успокоение, а это оказалось очень дорого в неспокойное военное время. Впервые во время войны Пасха была открыто отпразднована в 1942 г., после завершения боев под Москвой. (Слайд 9)
В ночь с 4 на 5 сентября 1943 года в Кремле состоялась встреча. Иосиф Сталин пригласил пообщаться трех митрополитов – Сергия, Алексия и Николая. (Слайд 10) Вождь общался с иерархами 1 час и 55 минут. Выслушал их проблемы и просьбы, причем, не просто со всем согласился, но по некоторым вопросам даже предлагал руководителям церкви более решительные действия.
Миф или правда? Один из офицеров, принимавших участие в штурме Кенигсберга в 1944 г., вспоминал: "Наши войска уже совсем выдохлись, потери были огромны. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, и с ним священники с иконой. (Слайд 11) Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Со стороны немцев была такая стрельба – огненная стена! Но они спокойно шли на огонь. И вдруг стрельба оборвалась, как по приказу. Тогда был дан сигнал – и наши войска с суши и с моря начали общий штурм Кенигсберга. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен".
К концу войны в СССР действовало 10547 православных церквей и 75 монастырей, в то время как перед началом Второй мировой войны было только около 380 церквей и не одного действующего монастыря. (Слайд 12) В первые послевоенные годы Сталин разрешил предпринять более широкие меры по восстановлению церкви.
Но в 1959 г. Хрущев начал вновь крупное наступление на церковь. 1964–1988 гг. – период внешнего спокойствия. В 1989–1992 гг. русское православие смогло приступить к восстановлению своих внешних структур.
В праздник Рождества Христова 7 января 1995 года состоялась закладка вновь воссоздаваемого храма Христа Спасителя (Слайд 13). Благодаря невероятно стремительным темпам ведения строительных работ уже в 2000 году полностью построенный храм был освящён. (Слайд 14)
2) Проверка текста.
Комментарии: учащиеся читают части текста по порядку, при необходимости исправляют нумерацию.
3) Подведение итогов по составлению текста, определение лидеров-победителей.
III. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Учитель: Словом и делом священнослужители вносили весомый вклад в общее дело победы над грозным врагом. Учащиеся представят дополнительную информацию по теме Классного часа.
Комментарии: учащиеся заранее готовят качественные выступления, чтобы не затянуть мероприятие.
1. Выступление учащихся.
1 ученик: Священники, находившиеся в лагерях в самом начале войны, были возвращены и стали настоятелями вновь открытых храмов. Широко известны имена пастырей, молившихся в те дни о даровании победы и вместе со всем народом, ковавших победу русского оружия. Под Ленинградом в поселке Вырица жил известный сегодня на всю Россию старец, иеросхимонах Серафим (Муравьев). (Слайд 15). В 1941 году ему было 76 лет. Болезнь практически не позволяла ему передвигаться без посторонней помощи. Очевидцы передают, что старец любил молиться перед образом своего святого покровителя преподобного Серафима Саровского. Икона преподобного была укреплена на яблоне в саду престарелого священника».
2 ученик: В те же годы в Архангельске, в Свято-Ильинском кафедральном соборе служил тезка вырицкого старца – игумен Серафим (Шинкарев) (Слайд 16). По воспоминаниям очевидцев, нередко он по нескольку дней пребывал в храме на молитве за Россию. Несколько раз он предсказывал победу советских войск, когда обстоятельства прямо указывали на печальный исход сражения.
3 ученик: Ни на час не покидал Москву настоятель храма сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, протоиерей Павел Успенский, в мирное время живший за городом. При своем храме он организовал настоящий социальный центр. В церкви было установлено круглосуточное дежурство, а в подклети организовано бомбоубежище, позже переделанное в газоубежище. Для оказания первой помощи при несчастных случаях отец Павел создал санитарный пункт, где были носилки, перевязочный материал и все необходимые лекарства.
4 ученик: Другой московский священник, настоятель храма Илии Пророка в Черкизове, протоиерей Павел Цветков (Слайд 17) устроил при храме приют для детей и стариков. Он лично нес ночные дежурства и в случае необходимости принимал участие в тушении пожаров. Среди своих прихожан отец Павел организовал сбор пожертвований и лома цветных металлов на военные нужды. Всего же за годы войны в фонд обороны страны верующими было направлено 300 миллионов рублей. На эти деньги были построены и переданы в действующую армию 40 Т-34 танковой колонны «Димитрий Донской», а также истребительная эскадрилья «Александр Невский».
5 ученик: В начале войны в адрес Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина поступила телеграмма от архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) (Слайд 18), в котором священнослужитель, находящийся в ссылке в Красноярском крае, сообщал, что являясь специалистом по гнойной хирургии, «готов оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено». Заканчивалась телеграмма просьбой прервать его ссылку и направить в госпиталь, при этом после войны архиерей выражал готовность вернуться обратно в изгнание. Лука был реабилитирован и причислен к лику местночтимых святых.
6 ученик: Священник Федор Пузанов. (Слайд 19) В 1929 был посажен в тюрьму, затем служил в сельском храме. Во время войны собрал в селах Заполье и Бородичи 500000 рублей и передал их через партизан в Ленинград на создание танковой колонны Красной Армии. Помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову, бельё, то, в чём только нуждались партизаны.
8 ученик: Строительство однокупольной церкви Александра Невского в Новосибирске закончилось в 1899 году – 120 лет назад. (Слайд 20) 29 декабря 1899 г. церковь была освящена. Когда в городе стало несколько церквей, церковь А. Невского, как главная, стала называться собором. В 1938 г. собор был закрыт, сняты колокола, кресты, разрушена колокольня. В годы Великой Отечественной войны в здании разместился проектный институт. Потом здание занимала Западно-Сибирская студия кинохроники. В сентябре 1989 г. – 30 лет назад – здание было возвращено Русской Православной Церкви и освящено вторично».
9 ученик: Владыка Варфоломей, архиепископ Новосибирский и Барнаульский (Слайд 21), призывал людей к пожертвованиям на нужды армии, совершая богослужения в храмах Новосибирска, Иркутска, Томска, Красноярска, Барнаула, Тюмени, Омска, Тобольска, Бийска и других городов. Сборы шли на приобретение тёплых вещей для бойцов, содержание госпиталей и детских домов, на восстановление районов, пострадавших во время немецкой оккупации и помощь инвалидам войны.
Учитель: Митрополит Ленинградский Алексий, большую часть блокады проведший со своей многострадальной паствой, писал: «Победа достигается силой не одного оружия, а силой всеобщего подъема и могучей веры в победу, упованием на Бога, венчающего торжеством оружия правды, «спасающего» нас «от малодушия и от бури». И само воинство наше сильно не одной численностью и мощью оружия, в него переливается и зажигает сердца воинов тот дух единения и воодушевления, которым живет весь русский народ».
2. Песня «Священная война» – гимн защиты Отечества.
Тестовые вопросы учителя:
– Какая песня является гимном защиты Отечества во время Великой Отечественной войны?
А) «День Победы» Б) «Священная война» (послушать) В) «Катюша»
– Когда она была исполнена?
А) 26 июня 1941 года Б) 26 июля 1941 года В) 26 августа 1941 года
Комментарии: 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. В мае 2005 года, в память об этом событии, на здании вокзала была установлена мемориальная доска.
– Кто авторы этой песни?
А) поэт В. Харитонов и композитор Д. Тухманов
Б) поэт М. Исаковский и композитор М. Блантер
В) поэт В. Лебедев-Кумач и композитор А. Александров
Комментарии: Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача (Слайд 22). Сразу же после публикации композитор Александр Васильевич Александров написал к ней музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию.
Ребята, а почему в этой песне война называется священной? Почему-то войны с Наполеоном, с ханом Мамаем мы не называем священными, несмотря на то, что эти войны имели ключевое значение для России. А Великую Отечественную – называем. (Ответы детей)
Комментарии: Фашисты объявили свою собственную Священную войну – войну против человеческой сущности, против человеческой жизни. (Слайд 23) Они уничтожали наш народ, издевались над ним, сжигали и терзали человеческие тела. Фашисты готовы были стереть с лица земли нашу страну, погасить в русских людях искру божью, благодаря наличию которой человек является венцом творения.
3. «Вечная память».
Учитель: В День Победы во всех православных храмах России совершается поминовение воинов, «за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех мученически погибших в годы Великой Отечественной войны». Церковь особо чтит воинов, погибших за Родину. Как говорится в Евангелии, «нет большей той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Церковь почитает память тех, кто настолько возлюбил ближнего, что перед лицом смертельной опасности принял решение принять удар на себя. (Слайд 24)
– Прослушивание православного песнопения «Вечная память».
IV. Рефлексия.
Учитель: Подходит к концу наш классный час. Предлагаю вам сделать выводы по содержанию Классного часа и коротко сформулировать его главные мысли.
1. Составление синквейна «Церковь в годы войны». Представление вариантов ответов.
Примерные варианты ответов детей |
Церковь |
Православная, родная |
Помогала, защищала, просветляла |
Церковь поддержала народ от порабощения |
Солдат |
2. Формулировка вывода по классному часу.
Учитель: Ребята, с какой информацией классного часа вы поделитесь сегодня со своими родителями? Какая форма деятельности на классном часе была более удачной? Если бы вы были организаторами подобного классного часа, чтобы вы изменили или чтобы привнесли нового? Можно ли назвать уважительное отношение к церкви – традицией русского народа? Докажите!
3. Оценка эмоционального состояния учащихся в конце классного часа через «Анкету»:
На классном часе я работал |
активно / пассивно |
Своей работой на классном часе я |
доволен / не доволен |
Классный час для меня показался |
коротким / длинным |
За классный час я |
не устал / устал |
Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
Материал классного часа мне был |
понятен / не понятен; полезен / бесполезен |
4. Награждение учащихся, отличившихся в ходе классного часа.
V. Заключение: «С верой в Бога в душе»
Учитель: «Владимир Путин, президент РФ, уверяет: «На мой взгляд, каждый человек рождается с верой в бога в душе. Только разные люди в разное время и при разных обстоятельствах начинают это понимать»
Беда порой как буря налетает
И бьёт она, как в море бьёт волна.
Она нас своей болью оглушает,
И нас лишает под ногами дна.
Но только через грохот в этом море
Откуда-то звучит: «Не унывай,
Ты не утонешь в этих волнах горя,
Ты только верь и Богу доверяй».
Помните, Бог даёт тебе новый день не для того, чтобы ты его просто прожил, а для того, чтобы ты успел стать лучше!
Вот такие картины, на которых церкви выполнены в формате оригами, мы с ребятами подготовили ко Дню Великой Пасхи и к юбилею Победы.
Приложение. Презентация к классному часу «Господь нам дарует Победу»
Электронные ресурсы для подготовки классного часа:
1. Русская православная церковь в период гонений. Ссылка:
2. Русская церковь в XX веке. Ссылка: https://religion.wikireading.ru/19276
3. Двадцатый век, II: православие и воинствующие атеисты. Ссылка: https://religion.wikireading.ru/102420
4. Священники и монахи — ветераны Великой Отечественной войны. Ссылка: https://www.pravmir.ru/veterany-svyashhenniki-i-monaxini/
5. Об облете Москвы с иконой и прочих религиозных мифах СССР во Второй Мировой войне. Ссылка: https://reich-erwacht.livejournal.com/151694.html
6. Казанская икона Божьей Матери спасла Москву в 1941 году. Ссылка: https://www.liveinternet.ru/users/3382567/post332406368/
7. «Иконы на страже земли Русской» — 3 иконы, которые спасли Россию. Ссылка: https://moiarussia.ru/ikony-na-strazhe-zemli-russkoj/
8. Дар Божий. К семидесятилетию битвы под Москвой. Ссылка: https://ruskline.ru/analitika/2011/11/11/dar_bozhij
Количество просмотров: 6473 |
Добавить комментарий