Уроки творчества: сложности или возможности?..

 
 

Белова Екатерина Александровна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ «Первомайский» г. Новосибирска

 

Уроки творчества: сложности или возможности?..

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества…

В.А. Сухомлинский

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. На мой взгляд, наиболее эффективным средством для реализации этой задачи является изобразительная деятельность ребенка в учреждениях системы дополнительного образования.

В сентябре 2012 года мною впервые была открыта запись в творческое объединение «Вытворялки». Была разработана образовательная программа объединения лепки из солёного теста, целью которой было знакомство с основами изобразительного искусства.

Уже на этапе набора детей в объединение от многих родителей появился запрос на проведение занятий для детей и дошкольного возраста. Чтобы удовлетворить социальный заказ, в короткие сроки мною была скорректирована программа, и в сентябре начались первые занятия сразу в двух возрастных группах детей: дошкольники 5-6 лет и младшие школьники 7-8 лет.

Буду откровенна с читателем – достаточного опыта работы с детьми на тот момент у меня еще не было. Приходилось много читать, изучать психологическую и педагогическую литературу, приобретать различные методические пособия. Занятия по самообразованию и практический опыт работы натолкнули меня на некоторые размышления...

Заниматься творчеством со школьниками, по моему мнению, гораздо сложнее. Казалось бы, дети уже ходят в школу, многое умеют делать сами, у них уже развита фантазия. Но... именно то, что они уже многое умеют, им и мешает!

В школе урок рисования (технологии) строго регламентирован по продолжительности и заданной тематике. У ребенка нет возможности, да, собственно, как и у учителя, свободно обсудить идею творческой работы, обратиться за помощью или просто посидеть и поразмышлять, ведь в конце урока нужно сдавать работу, а учителю нужно поставить оценку.

Первая сложность, с которой мне пришлось столкнуться в начале занятий – это быстрое выполнение работы, как правило, низкого качества и мало интересной по содержанию. Поэтому достаточно много времени мы с ребятами уделяли тому, что учились фантазировать, мечтать, представлять то, что ходим воплотить в рисунке или объемной работе.

Для этого нам приходилось возвращаться в дошкольное детство, когда занятия проводятся в игровой, сюжетной форме. Так гораздо легче детей раскрепостить и дать волю их фантазии. Если же это было занятие по заданной теме, то к ней предлагались образцы с вариантами работ. Такие задания способствуют тому, что ребята, выполняя работу, могут проявить свою фантазию: добавить в рисунок или лепную работу что-то свое, личное, авторское, а не просто скопировать заданный образец. Учащимся предлагалось изменить цветовую гамму, внести дополнительные элементы декора, изменить фактуру и т.д.

В проведении занятий с дошкольниками были свои особенности. У дошколят еще мало практического опыта занятий рисованием и лепкой. И в этом я видела только большой плюс – нет рамок и шаблонов, они работают в своем темпоритме. Их ограничивает лишь отсутствие приемов работы с тем или иным художественным материалом. Но это было дело поправимое!

Я не собиралась сразу обучать детей рисовать привычные всем геометрические фигуры, получать изображения из них и рассказывать, «как правильно, а как вообще не годится». В начале наших занятий было сплошное отступление от привычных всем правил. Благодаря использованию мною разнообразных техник и приемов рисования (их еще называют нетрадиционное рисование или нетрадиционные техники изображения), мне удалось инициировать развитие детской фантазии, активизировать природное любопытство и непреодолимое желание попробовать все делать самому. Но самым главным было то, что на первоначальном этапе это помогло поддержать интерес к занятиям.

Такие занятия очень трудоемкие в организационном плане. Они требовали от меня, как от педагога, много предварительной подготовки раздаточного материала, иллюстраций и большого объёма работы по организации рабочего пространства. Но результат, в конечном счёте, всегда оправдывал трудности и потраченные силы. Ведь на занятиях детям позволялось рисовать не только пальчиками, но всей ладонью. Ну кто из них дома или в детском саду экспериментировал и рисовал гуашью трубочкой из-под сока? И тем более мало кому доводилось рисовать штампиками из овощей! Применяя необычные изобразительные приёмы, мы вместе с детьми занимались по-настоящему интересным и увлекательным творчеством.

Очень часто на своих занятиях, озвучив тему, я наблюдаю, как дети с огромным удовольствием передают фантастические образы, придумывают сказочных героев, волшебную природу, начинают проявлять свою фантазию в сочинении историй, произошедших с героями данного занятия. Выходит, что творчество само по себе не развивается и не проявляется у детей. Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия. Именно создание этих условий я и считаю своей основной педагогической задачей.

Вот так, умело комбинируя на занятиях игру, рисование, лепку, театрализованную и музыкальную деятельность, легко и без особых волевых усилий происходит у детей усвоение основ изобразительного искусства. Моя основная задача как педагога – создавать атмосферу максимального эмоционального благополучия, наполнять жизнь детей в первую очередь интересными впечатлениями и лишь потом уже знаниями и умениями.

Содержательная составляющая образования должна быть интересной для детей, чтобы сформировать первоначальный чувственный сенсорный опыт, и строиться на основе интеграции видов искусства и использования разнообразных методов и приемов работы.

Мой педагогический опыт подтверждает слова известного немецкого философа и педагога И. Дистервега, который утверждал, что: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».

Количество просмотров: 6534  

Добавить комментарий

1. Наставничество в условиях учреждения дополнительного образования: современный взгляд на проблему
2. Внеаудиторные формы учебных занятий в детском творческом объединении (из опыта работы историко-краеведческого клуба «Исток-39»)
3. DISTANCE – требование времени и возможность профессионального роста
4. «Сказка не уйдет на карантин»: опыт реализации новых творческих проектов в условиях дистанционного обучения дошкольников
5. Любить и понимать музыку
6. Вопросы для школьных игр «Что? Где? Когда?»: источники, требования, принципы
7. Уроки творчества: сложности или возможности?..
8. Социально-педагогическое проектирование как эффективное условие формирования активной жизненной позиции и гражданской идентичности детей и педагогов
9. В благодарность «трудному» ребёнку…
10. Квест как форма аттестации учащихся объединения по интересам
11. Профессиональная ориентация учащихся (из опыта работы творческого объединения «Ресторанное дело»)
12. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования
13. Формальные и неформальные методы коммуникации в народной педагогике как метод воспитания
14. «Секрет» развития успешной Личности
15. Музыка нас… воспитала!
16. Повышение профессиональных компетенций педагога как результат участия во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
17. Вариативность построения индивидуального образовательного маршрута на занятиях в авиамодельной секции «Полёт»
18. Учет возрастных особенностей при формировании мотивации и познавательного интереса у подростков в процессе обучения искусству фотографии
1. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Взаимодействие с родителями в рамках соревновательной деятельности в детском оздоровительно-образовательном бассейне ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Творческое взаимодействие как основа доверительного отношения ребёнка, родителей и педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Духовная связь поколений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Методы и средства общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Успешная концертная деятельность детского хореографического коллектива как результат совместной работы педагога-хореографа и концертмейстера ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Создание привлекательного визуального контента для успешного онлайн-присутствия образовательного учреждения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы