Социально-педагогическое проектирование как эффективное условие формирования активной жизненной позиции и гражданской идентичности детей и педагогов

 
 

Гасанова Сафия Макгрупповна,

педагог-организатор

МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова г. Новосибирска

 

Социально-педагогическое проектирование как эффективное условие формирования активной жизненной позиции и гражданской идентичности детей и педагогов

Приоритетной задачей Российского государства является формирование знаний и умений, традиционных нравственных ценностей нового поколения, готового к мирному созиданию и защите Родины.

Объем и содержание воспитательного процесса определяет современный социум с точки зрения сохранения и передачи опыта, духовно-нравственных ценностей гражданского общества на пути становления современного человека.

Социально-педагогический проект как открытое образовательное пространство наиболее приемлем для создания эффективных комплексных условий, направленных на формирование активной жизненной позиции всех участников образовательного процесса; воспитание в детях гражданской идентичности, патриотизма; непрерывное повышение педагогического мастерства педагогов дополнительного образования.

Одним из приоритетных направлений воспитательной программы ДДТ им. А. И. Ефремова является социально-педагогическое проектирование. Опыт реализации ведет свое начало с 2007 года. Темы и направления проектов диктуют современные реалии, воплощающие в себе актуальные жизненные ситуации. Проекты являются продуктом сетевого сотрудничества образовательных учреждений: основного общего и дополнительного образования с охватом участников 5-10 классов до 600 человек в год. Работа ведется по 2 направлениям: познавательно-воспитательное – учащиеся 5-7 классов и гражданско-патриотическое – учащиеся 8-10 классов.

Одним из наиболее успешных проектов, разработанных и реализованных мной в 2016 году, стал проект для 5-7 классов «Новое поколение», который был направлен на формирование активной жизненной позиции и воспитание гражданских качеств. Опыт показал, что более успешно реализовались в рамках проекта учащиеся старших классов. На основе сделанных выводов на 2017-2018 учебный год мной был предложен к реализации социально-педагогический проект по гражданско-патриотическому воспитанию для учащихся 8-10 классов «Позиция».

Данный проект под одноименным названием реализуется третий год подряд. Основой каждого проекта является его название – «Позиция». Тем самым мы, старшее поколение, создаем условия для формирования жизненной позиции участников проекта. Современные формы организации и проведения мероприятий, такие как диспут, форсайт-игра, встречи с людьми различных профессий, флешмобы проводятся с учетом интересов и тем, волнующих не одно поколение молодых людей. В течение проекта участники выражают свою позицию через видеоролики, выбирая злободневные темы: экология, благотворительность, отношения к старшему поколению, отношение к истории, памяти великих людей, героев страны, молодежная субкультура, современная музыка и искусство, молодежь и работа, молодежь и спорт и др., также проводят различные акции в поддержку семейных ценностей и российских праздников.

В год празднования 75-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне участники проекта посетили Исторический парк «Россия – моя история». По результатам экскурсии участвовали в викторине «Непобедимая и легендарная!».

Одним из важнейших этапов проекта является подготовка репортажа о тружениках тыла, детях войны, узниках концлагерей. Репортаж должен включать в себя рассказ о ныне здравствующем ветеране и интервью с ним. Впоследствии эти репортажи будут переданы в Интерактивный музей Исторический парк «Россия – моя история!», который стал сетевым партнером социально-педагогического проекта. Очень тесная работа ведется с Советом ветеранов Кировского района, а также с Новосибирской общественной организацией «Союз бывших малолетних узников фашистских концлагерей».

В реализации проекта также принимает участие Новосибирская областная организация общества «Динамо». Организация «Динамо» участвовала в проведении этапа «Сибирский легион», в котором дети, проявляя командный дух, соревновались в быстроте, меткости и ловкости. Команды, занявшие призовые места, получили футболки с логотипом «Динамо». Этап вошел в социально-значимый проект «Желаем мира, помним о войне», получивший грантовую поддержку Министерства региональной политики Новосибирской области.

Проект еще на стадии реализации, но решение заложенных в нем задач, таких как ответственное отношение к наследию Победы, к его историческому значению не оставляет равнодушным участников проекта и вот уже инициатива исходит от самих детей: провести концерт на площадке Семейного торгового центра «Мега», посвященный 75-летию Победы. Эту инициативу с воодушевлением поддержало руководство торгового центра. В данный момент идет подготовка к концерту.

Динамично развивающаяся жизнь диктует новые реалии, и организаторы, при создании проекта, учитывают интересы и увлечения детей для формирования их активной, ответственной гражданской позиции. Такая форма воспитательной работы как социально-педагогический проект дает возможность комплексного подхода к достижению заданной цели и предоставляет многообразие форм и методов воспитательной работы с подрастающим поколением.

Количество просмотров: 5761  

Комментарии

Отличный проект
Это нужно, это важно

Страницы

Добавить комментарий

1. Наставничество в условиях учреждения дополнительного образования: современный взгляд на проблему
2. Внеаудиторные формы учебных занятий в детском творческом объединении (из опыта работы историко-краеведческого клуба «Исток-39»)
3. DISTANCE – требование времени и возможность профессионального роста
4. «Сказка не уйдет на карантин»: опыт реализации новых творческих проектов в условиях дистанционного обучения дошкольников
5. Любить и понимать музыку
6. Вопросы для школьных игр «Что? Где? Когда?»: источники, требования, принципы
7. Уроки творчества: сложности или возможности?..
8. Социально-педагогическое проектирование как эффективное условие формирования активной жизненной позиции и гражданской идентичности детей и педагогов
9. В благодарность «трудному» ребёнку…
10. Квест как форма аттестации учащихся объединения по интересам
11. Профессиональная ориентация учащихся (из опыта работы творческого объединения «Ресторанное дело»)
12. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования
13. Формальные и неформальные методы коммуникации в народной педагогике как метод воспитания
14. «Секрет» развития успешной Личности
15. Музыка нас… воспитала!
16. Повышение профессиональных компетенций педагога как результат участия во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
17. Вариативность построения индивидуального образовательного маршрута на занятиях в авиамодельной секции «Полёт»
18. Учет возрастных особенностей при формировании мотивации и познавательного интереса у подростков в процессе обучения искусству фотографии
1. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса на занятиях по робототехнике ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. О важности драматургии урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие с родителями в рамках соревновательной деятельности в детском оздоровительно-образовательном бассейне ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Творческое взаимодействие как основа доверительного отношения ребёнка, родителей и педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Духовная связь поколений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы