Любить и понимать музыку

 
 

Сараева Светлана Валерьевна,

кандидат искусствоведения,

преподаватель высшей квалификационной категории

МБУДО Детская школа искусств № 11 г. Новосибирска

 

Любить и понимать музыку

Часто, когда дети знакомятся с тем или иным музыкальным произведением, я вижу в их глазах непонимание и равнодушие, и для меня это вполне ожидаемо – ведь если ты не понимаешь явление – то ты и не можешь испытать эмоции по этому поводу. Научить детей получать информацию о произведении искусства, присоединять свой собственный жизненный опыт, находить и сравнивать аналогичные явления, задавать вопросы, искать проблемы в этой области и решать их – это все первоочередные задачи для преподавателя, который действительно хочет научить детей понимать и любить искусство.

Начиная знакомство с музыкальным произведением, в первую очередь нужно помочь детям понять предпосылки его создания. Звучит вопрос: «Как вы думаете, почему композитор обратился именно к этой теме?» Как правило, сразу дети не всегда в состоянии бывают ответить. В результате обсуждения появляются направления для дальнейших размышлений. Может быть причиной могли стать собственные предпочтения композитора (например, интерес к национальному фольклору, исторической теме), впечатления от выставки, концерта, реакция на какое-либо событие, а может это был просто заказ, как, например, «Реквием» Моцарта или многие струнные квартеты Гайдна, Бетховена. Если по этому вопросу нет прямых указаний в учебной литературе – можно попробовать поразмышлять на эту тему самим. Это возможно делать также и в группах, таким образом подключается момент соревнования: кто выдвинет наиболее интересную идею.

Мы знакомимся с кантатой «Александр Невский» С. Прокофьева. Вспомнив подвиг русского воинства под предводительством легендарного князя, я задаю вопрос, почему эта тема заинтересовала композитора. Следуют ответы ребят: «Композитору интересна военная, историческая тематика. Возможно, он восхищался личностью Александра Невского». Я предлагаю ребятам вспомнить историю создания кантаты. Вначале композитором была создана музыка к кинофильму Сергея Эйзенштейна по просьбе кинорежиссера, а впоследствии музыка стала настолько популярной, что Прокофьев решил создать отдельное музыкальное произведение – кантату.

Далее я спрашиваю ребят, в каком году на экраны вышел фильм «Александр Невский»? Случайно ли его появление в это время или нет? Почему фильм вышел именно в это время? Ребята размышляют о том, что произведение было создано в 1938 году, а уже в 1941 году началась Великая Отечественная война. Возможно, опасность осознавалась уже в то время и таким образом активизировались патриотические чувства советского народа.

В кантате есть несколько частей. «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские!», «Ледовое побоище», «Мертвое поле», «Въезд Александра во Псков». Давайте попробуем представить, какие образы хотел воплотить здесь композитор и какими средствами музыкальной выразительности он соответственно воспользовался?

Например, обсуждаем 5 часть кантаты «Ледовое побоище». Ребята делают предположение, что это изображение сражения между русским и тевтонским войсками – следовательно музыка будет довольно интересно развиваться по темпу и динамике, ведь битва сначала начинается, потом развивается – одолевают то одни, то другие. Образная сфера также будет двух планов – с одной стороны композитор будет изображать закованных в броню тевтонских рыцарей, свято уверенных в своей несокрушимости, с другой – русских воинов, которые благодаря стратегической мудрости своего полководца перехитрили и победили врага. Далее, когда мы уже слушаем произведение, мы сразу узнаем темы тевтонцев и русских, так как мы уже слышали их в других частях кантаты (третьей и четвертой).

Таким образом, после предварительного обсуждения мы слушаем каждую из частей кантаты и анализируем, какие из наших предположений оправдались, а какие – нет, и размышляем, почему.

Далее ребята получают задание: придумать вопросы по теме «Кантата Прокофьева «Александр Невский», которые требуют точного ответа и такие, которые предполагают рассуждение, в результате которого может получиться несколько ответов.

Вопросы получаются разноплановыми и интересными. В дальнейшем вопросы зачитываются, и мы все вместе отвечаем на них. Результатом проделанной работы могут быть сообщения ребят по наиболее интересным для них направлениям или написание рассуждений по предложенным преподавателем (или выбранным самостоятельно) темам.

Использованная литература

1. Богданова М. Методы и приемы развития критического мышления // https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/20...

2. Гин А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. – М., Вита-пресс, 2001. – 88 с.

3. Гин А. ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить. – М., Вита-пресс, 2016. – 120 с.

4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

5. Критическое мышление // https://4brain.ru/critical/

6. Сараева С. Учить детей задавать вопросы // http://io.nios.ru/articles2/99/9/uchit-detey-zadavat-voprosy

7. Сараева С. http://io.nios.ru/articles2/84/9/formirovanie-tolerantnosti-posredstvom-...

Количество просмотров: 10609  

Добавить комментарий

1. Наставничество в условиях учреждения дополнительного образования: современный взгляд на проблему
2. Внеаудиторные формы учебных занятий в детском творческом объединении (из опыта работы историко-краеведческого клуба «Исток-39»)
3. DISTANCE – требование времени и возможность профессионального роста
4. «Сказка не уйдет на карантин»: опыт реализации новых творческих проектов в условиях дистанционного обучения дошкольников
5. Любить и понимать музыку
6. Вопросы для школьных игр «Что? Где? Когда?»: источники, требования, принципы
7. Уроки творчества: сложности или возможности?..
8. Социально-педагогическое проектирование как эффективное условие формирования активной жизненной позиции и гражданской идентичности детей и педагогов
9. В благодарность «трудному» ребёнку…
10. Квест как форма аттестации учащихся объединения по интересам
11. Профессиональная ориентация учащихся (из опыта работы творческого объединения «Ресторанное дело»)
12. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования
13. Формальные и неформальные методы коммуникации в народной педагогике как метод воспитания
14. «Секрет» развития успешной Личности
15. Музыка нас… воспитала!
16. Повышение профессиональных компетенций педагога как результат участия во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
17. Вариативность построения индивидуального образовательного маршрута на занятиях в авиамодельной секции «Полёт»
18. Учет возрастных особенностей при формировании мотивации и познавательного интереса у подростков в процессе обучения искусству фотографии
1. Глобальная компетентность как компонент финансовой безопасности и грамотности подростков в социальных сетях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Профессиональное становление педагога через интеграцию в педагогическое сообщество: из личного опыта педагога дополнительного образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Профессиональные сообщества как фактор роста в профессии. Выигрывай не в одиночку, а в команде Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Бисероплетение: трансформация традиций через современные технологии Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Психология способностей в контексте дополнительного образования: раскрытие индивидуального потенциала ребенка Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Формирование художественно-эстетического вкуса детей путем внедрения джазовой музыки в образовательный процесс Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. «Разные игры – один результат»: из опыта работы МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. За кулисами волшебства: чему учит сказка ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Стратегия и тактика гендерного воспитания в современных студиях бального танца ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
10. «Про отцов и дедов помнить от века завещано» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
11. Значение целостности разностороннего воспитания ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
12. Эффективная практика: занятия танцевальной импровизацией как способ самовыражения обучающихся ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
13. Развитие познавательного интереса к культуре и традициям народов России через участие в фестивале «Многоликая Россия: народы – хранители культуры» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
14. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в ансамбле авторской песни «Романтики»: из опыта работы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
15. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в театральной студии «Карамель». История одной постановки ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
16. Патриотическое воспитание в изостудии «Северное сияние» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
17. Использование теневого театра на занятиях при подготовке детей к обучению в школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Развитие координационных способностей у младших спортсменов в спортивной аэробике ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Как воспитать чемпиона ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Развитие скоростно-силовых качеств у боксеров 13-14 лет ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы