Система работы по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении

 
 

Назина Ирина Петровна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ Детский сад № 27 «Росинка» г. Новосибирска

 

Система работы по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении

Еще в январе 2013 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин обратился к россиянам с посланием, где есть фраза, в которой достойно внимания каждое слово: «Система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого педагога». Думаю, вы со мной согласитесь, что качественное обучение без воспитания невозможно. В своем послании нынешний президент России говорил о национальной идее, что нас, россиян, объединяет. И такой идеей могут стать именно духовность и нравственность как традиция, в которой надо воспитывать детей.

Поэтому педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения было решено продолжить работу по методической теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО». Наше ДОУ работает по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования МКДОУ д/с № 27 «Росинка», опирающейся на базовую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы», программа обучения и воспитания в детском саду под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой (2011 г.), которая обеспечивает реализацию целей нашего дошкольного образовательного учреждения – продолжить внедрение федеральных государственных стандартов в целостный педагогический процесс ДОУ.

Исходя из актуальности данной темы, возникла необходимость в разработке программы нравственного и патриотического воспитания. Принципы, на которых построена программа по патриотическому воспитанию, реализует идея создания воспитательной системы, направленной на развитие духовных основ личности ребенка. Новизна нашей программы «Мы – патриоты» заключается в том, что будет создаваться модель образовательной и воспитательной среды в условиях нашего дошкольного учреждения, развивающей личность воспитанников как субъекта культуры и духовности.

В современном обществе происходит радикальное изменение ценностных ориентаций, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Программа реализуется через интеграцию образовательных областей и направлена на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО.

В нашем МКДОУ д/с № 27 «Росинка» духовно-нравственное воспитание носит комплексный характер, пронизывая все виды деятельности дошкольников, осуществляется в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие такой непосредственно образовательной деятельности является непременным условием полноценного духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в системе.

Работа по духовно-нравственному воспитанию в нашем детском саду ведётся в четырёх направлениях: «педагоги – дети – родители – общественные организации». Наши воспитанники часто посещают музеи и библиотеки района, экскурсии, которые организуют наши педагоги; участвуют в различных патриотических конкурсах и праздниках. Незабываемыми для детей нашего детского сада стали экскурсии в Музей боевой славы СОШ № 142 г. Новосибирска, к Монументу Славы, погибшим в 1941-1945гг. первомайцам, в детскую библиотеку имени Михаила Светлова, в историко-краеведческий центр «Наследие».

Педагоги нашего дошкольного учреждения совместно с администрацией создают условия для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей младшего и старшего дошкольного возраста, используя метод проектов; формирование у детей и их родителей гражданской позиции, исторической культуры, патриотических чувств, уважения к историческому военному прошлому страны, любви к Родине, желание принимать участие в проведении мероприятий по сохранению памяти о наследии предков (III Городская ярмарка педагогических проектов МБУДО ЦДО «Алые паруса» Педагогический проект «Никто не забыт, ничто не забыто..!»). Целью проекта является создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, используя метод проектов; формирование у детей и их родителей гражданской позиции, исторической культуры, патриотических чувств, уважения к историческому военному прошлому страны, любви к Родине, желание принимать участие в проведении мероприятий по сохранению памяти о наследии предков.

В ходе реализации проекта наши воспитанники проявили себя в районных и городских конкурсах: в районном фестивале музеев «Великая Отечественная война глазами моего поколения», в городском конкурсе «Герои Отечества – наши земляки» (I место), в районном фестивале детского творчества «Маленькие фантазеры» с композицией «Бессмертный полк».

Накануне Дня Победы нами была организована встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла. Дети с большим восхищением слушали воспоминания о тяжелой жизни во время ВОВ и с удовольствием поздравили гостей с наступающим праздником музыкальными номерами.

К памятным датам совместно с детьми и родителями были оформлены фотовыставки, выставки творческих работ, книжные выставки, стенгазеты. Большой вклад в реализацию проекта на данном этапе сделали родители наших воспитанников: ими была создана мини-библиотека по теме, собраны фото, иллюстративный материал и экспонаты для выставки «Память поколений». Также дети приняли участие в военно-спортивных играх, приуроченных к памятным датам.

Главным событием 2019 года стало выступление педагогов и воспитанников средней и подготовительной групп у Монумента Славы, погибшим в 1941-1945 гг. первомайцам, в Первомайском районе с музыкальной композицией «И все о той Весне».

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей в МКДОУ д/с № 27 Росинка» является тесная взаимосвязь с родителями. В ходе работы над проектом велась большая работа с семьями наших воспитанников. Родители совместно с детьми приняли участие в районном фестивале музеев «Великая Отечественная война глазами моего поколения», оформляли альбомы, фотовыставки. С их помощью была создана Книга памяти о родственниках-участниках ВОВ, были реализованы семейные проекты «Моя семья в истории Победы».  

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эту заповедь А. С. Макаренко необходимо не забывать.

Количество просмотров: 1501  

Добавить комментарий

1. Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Взаимосвязь между духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием младших школьников с ОВЗ на внеурочных занятиях ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в форме устного журнала с использованием электронного контента ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Сказкотерапия как средство нравственного воспитания ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Краткосрочный курс по истории как способ формирования патриотизма у обучающихся основной школы ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в национальных костюмах» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Гимназическое сообщество как условие и средство гражданского воспитания школьников ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Семейные традиции как способ формирования профессиональных и трудовых династий ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Родина наша вокруг: формирование образа отечества у детей среднего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Формирование патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Береза – символ России» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Комплекс воспитательных событий «Пасхальная роспись тарелочек, выполненная в технике папье-маше» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Проектная деятельность как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольника ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Некоторые аспекты выбора репертуара в контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Духовно-нравственное воспитание детей через семейные традиции ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Игра и её значение в нравственном воспитании дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Осмысление собственного педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию сквозь призму изысканий К. Д. Ушинского ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Городской фестиваль «Династии Новосибирска-2023»: история семьи в истории города и страны ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. «Я и моя страна». Актуальные вопросы формирования детских сообществ в духе мира и добра ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы