«В 22 часа отключали свет». Воспоминания жительницы северной Кулунды о детстве и юности

 
 

Демченко Ксения Сергеевна,

магистрант Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ

 

«В 22 часа отключали свет». Воспоминания жительницы северной Кулунды о детстве и юности

Коляденко Татьяна Витальевна (в замужестве Кусова) родилась 15 сентября 1957 года. В родительской семье было трое детей, Татьяна была самой младшей. Сестра Галина, которая является моей родной бабушкой по маминой линии, была старше Татьяны на 5 лет, брат Василий – старше на 14 лет. Родились и выросли Татьяна, ее брат и сестра в селе Вишнёвка Купинского района Новосибирской области.

Почему для записи воспоминаний я выбрала Татьяну Витальевну? Во-первых, я хотела послушать воспоминания именно своей старшей родственницы, во-вторых, именно бабушка Таня всегда с энтузиазмом готова делиться своими воспоминаниями.

Я и Татьяна Витальевна живём в разных городах, поэтому воспоминания записаны в виде беседы, которая состоялась по телефону. Заранее я продумала план беседы и рассказала бабушке о том, что я хочу узнать о трёх важных периодах её жизни: о детстве, школьных годах и периоде обучения в педагогическом училище. Выслушав меня, бабушка сказала: «С чего начнём? Задавай вопрос».

Я не растерялась и начала нашу беседу, задав первый вопрос.

Татьяна Витальевна Коляденко (Кусова)

Как проходило ваше детство, чем занимались?

О детстве Татьяна Витальевна вспоминает с большой теплотой: «Проходило оно весело и в постоянных заботах. В садик мы с сестрой и братом не ходили, тогда их не было в маленьких деревнях, поэтому нас воспитала улица. Летом убегали в лес, строили землянки, играли, собирали ягоды, грибы, пасли баранов, помогали родителям друзей поить скот в колхозе. Зимой строили туннели в сугробах, катались на коньках и лыжах, которые крепились к валенкам».

Какой была семья по достатку?

«В деревне семья была достаточно обеспеченной, да и детей было немного в семье, по сравнению с другими деревенскими семьями. Основной доход был благодаря отцу Виталию Ионовичу, он работал главным ветеринарным врачом в совхозе. На тот период времени зарплату выдавали продуктами, а отцу деньгами», – отмечает бабушка.

Были ли у вас сладости, при том, что семья имела хороший достаток?

«Любимым лакомством детства были томленные дикие яблочки, которые мы с сестрой Галей собирала в лесу. Потом их помещали в чугунную посуду, засыпали сахаром и ставили на горячую печку. Конфеты были редкостью, их мы покупали в школьные годы», – признаётся Татьяна Витальевна.

Какой был у вас дом?

По словам бабы Тани, он был хороший: «Дома в нашей местности тогда делились на два типа: мазанка и топтанка. Второй тип дома был теплее, именно такой был у нас. Топтанка так называется, потому что стены дома топтали: с двух сторон ставили доски, щиты, между ними набивали солому, камыш и утаптывали, заливали раствором – глина с водой. Толщина была 50 сантиметров, я помню, что даже бензопилой не могли распилить такую стену. На крыше вместо черепицы был саман (самодельный кирпич из глины и соломы)».

В Купинском районе живет много потомков украинских переселенцев конца XIX – начала XX века. Это украинская мазанка – хата из мелкого леса или камыша, с обмазкой глиной, иногда смешанной с навозом или соломенной сечкой. Фотографии топтанки в интернете я не нашла.

Теперь поговорим о школьном периоде. Как выглядела ваша школа, была ли в ней столовая?

«Здание школы – это мазанка, старенькая, одноэтажная. В каждом классе была печь, чтобы отапливать помещение. Столовой в школе не было, но в обед приезжала машина, привозила булочки, их продавали за 3 копейки, ещё чай, его продавали за 2 копейки». На вопрос, откуда привозили, Татьяна Витальевна задумалась и ответила: «Хлеб в деревню привозили из главной деревни (центральной усадьбы) – Совсибири, наверное, и булочки тоже оттуда. В Вишневке была восьмилетняя школа, а в Совсибири можно было доучиться в 9-м и 10-м классах. Туда возила школьников грузовая машина с лавочками, зимой цепляли прицеп с печкой».

Какие учебные предметы были у вас любимыми?

«Любимых не было, но нравилась физкультура (больше в ней нравилось играть в волейбол), также литература. Я много читала, но не всегда это было возможно. К примеру, в 22 часа отключали свет, приходилось использовать фонарик и читать под одеялом, так как родители не одобряли ночных чтений. В 22 часа свет моргал три раза – обозначал, что сейчас он отключится. Это было из-за того, что у села была собственная электростанция».

Были ли в школе особенные предметы, которых нет сейчас?

«Интересным был такой предмет, как машиноведение, а после окончания школы мальчики получали права тракториста. У девочек тоже был подобный предмет. Суть его заключалась в том, что девочки учились доить корову, ходили на ферму, после школы их могли принять на работу доярками».

Раньше ты говорила, что покупала сладости в школе, как это было?

«В школьные годы хотелось иметь свой доход, чтобы покупать сладости. Родители одобряли это желание и разрешали сдавать яйца (четыре яйца – 5 копеек), на вырученные деньги мы покупали шоколадные конфеты. Другой способ заработка – это работа в колхозе. В сентябре эта работа была бесплатная, взамен школе предоставлялись канцтовары, рюкзаки ученикам. Ручек в 60-е годы в деревне не было, продавались сухие чернила. Их в школу носили в специально сшитых мешочках, баночку тоже носили с собой – разводить чернила. Писали пером, потом деревянной ручкой с перьевым наконечником. К концу школьного обучения появились ручки, куда можно было накачать чернила, а не постоянно макать в баночку, это упростило нам жизнь.

У нас в школьные годы был запоминающийся праздник – это День пионерии. Он проходил в лесу, где собиралось почти всё село: играли в игры, пели песни и жгли пионерский огонь. Ещё у нас было посвящение в октябрята и пионеры. Это происходило в Доме культуры. Каждый класс придумывал название отряда, девиз, рапорт сдавался командиром отряда учителю физкультуры, а тот директору. После посвящения был праздничный концерт, каждый класс должен был подготовить три номера. Так как артисты в деревню не приезжали, такие концерты пользовались большой популярностью».

Далее излагаю интересные факты, которые бабушка рассказала помимо ответов на мои вопросы.

Татьяна Витальевна отмечает огромную доброту людей того времени. К примеру, если кто-то собирался строить дом или баню, то все соседи на улице помогали, после чего ставились столы с угощениями, чтобы отблагодарить за помощь. Разводили костер, запекали картофель, пели песни, это было очень душевно и врезалось в память на всю жизнь.

В рассказе бабушки меня удивила большая самостоятельность детей. К примеру, в 12 лет ей и друзьям сосед легко мог дать лошадь и телегу, чтобы они отправились в лес. Каждый дома много работал, у каждого была своя обязанность, например, носить воду, колоть дрова, кормить скот. Больше всего самостоятельность проявилась после окончания восьмилетней школы.

Как ты выбрала профессию?

Татьяна Витальевна закончила школу в 1972 году. Куда поступать, было неизвестно, но в деревне часто говорили о педагогическом училище в городе Карасуке. Туда в возрасте 14 лет, в компании с тремя подружками и другом на поезде отправилась моя бабушка. «Приехали мы поздно вечером. Пришлось ночевать на вокзале – ничего лучше не придумали, хорошо, что нас не выгнали. Утром пошли в училище, подали документы, узнали об экзаменах и уехали обратно в Вишнёвку. В сентябре тем же составом вернулись в Карасук. Экзамены проходили в несколько дней, стали искать жильё, с этим проблем не возникло. Ходили по домам и узнавали, пустят ли они студентов. Брали студентов охотно пенсионеры, их пенсия составляла 12 рублей, комнату сдавали за 3 рубля. Мы сняли комнату у бабушки и жили там впятером три года».

Сложно ли было поступить?

Об экзаменах бабушка помнит смутно, но говорит: «Было достаточно легко». Специальность, на которую она поступила, – это работник школьного начального образования. Правда, работать по специальности ей так и не удалось.

Какими же были студенческие годы?

По мнению бабушки, они были самыми насыщенными и запоминающимися, потому что появилось много новых знакомств. «Я участвовала в соревнованиях по волейболу, ходила на дискотеку – на центральной площади города. С друзьями часто ходила в кино, которое стоило 10–15 копеек. А стипендия на тот момент была большая, 30 рублей, поэтому этих средств хватало не только на развлечения, но и на шитьё одежды в ателье. Питались, как и дома, мясом и овощами, которые привозили родители, чаще всего мой отец, так как по работе часто приезжал на служебной машине в Карасук».

В деревне мылись в бане, а как в Карасуке?

«Мыться ходили в общественную баню. Покупали номер, где была одна ванна, мылись по очереди, а потом в этой ванне стирали вещи, что было очень удобно. Кстати, о бане в Вишнёвке: она была не у всех. Баня могла быть и одна на несколько соседей. Топили по очереди раз в неделю (в субботу), баня была из камыша, долго держала тепло. Очень интересным способом грели воду. В печку помещали железные прутья, они накалялись, затем их щипцами доставали и окунали в воду. Топить и греть воду приходилось полдня. На полу бани раскладывали солому и обливали его горячей водой, чтобы ноги не мерзли».

Расскажи об обучении: что изучали, может, был любимый предмет или преподаватель?

Бабушка вспоминает: «Групп в училище было много, восемь или девять, и в каждой по 30 человек. Когда я поступила, к нам приехала преподаватель из Москвы Мархова Татьяна Васильевна». Бабушка говорит, что она была очень полезна в тот момент, рассказывала о Москве и жизни москвичей, об интересных приемах работы на уроках.

Я знаю, что студенческие годы были самыми значимыми. Ты вышла замуж, как это случилось?

«Ездить часто домой не удавалось потому как далеко, поэтому ездила на выходные к своей одногруппнице, с которой сдружилась, Кусовой Наталье в село Морозовку Карасукского района. На третьем курсе познакомилась с братом Натальи Геннадием, а в 1976 году вышла замуж и родила первенца Алексея. Десять месяцев была в декрете после окончания училища. Так как состояла в браке, от распределения освобождалась, но устроиться в школу не смогла: свободных вакансий не было. Раньше, конечно, преподавательская деятельность имела другое значение, все шли работать по профессии. Работы не было, и мы поехали жить к свекрови в Морозовку. Там в тот момент открывали ясли, куда можно было отдавать шестимесячных детей. Я отдала Лёшу в ясли, сама устроилась нянечкой. В этот же год заведующая садика уезжает в другой город и выдвигает мою кандидатуру на должность заведующей садика в районо, там одобряют».

Как думаешь, почему выбор пал на тебя, ты была рада?

«Я была, конечно, удивлена, что так произошло. Думаю, меня выбрали, потому что я хорошо работала, с любовью, и у меня было образование, в деревне это было редкостью.  Но я и не предполагала, что проработаю в этой должности до пенсии, 36 лет», – признаётся Татьяна Витальевна.

Таким образом, в ходе беседы мне удалось выяснить, что типы сельских домов в Купинском районе второй половины XX века – это мазанка и топтанка. Я узнала о занятиях сельских детей и их работе в колхозе в 1960-е годы, о школе того периода, а именно – о тяжёлых условиях обучения. Также эта беседа помогла выявить популярную специальность в Карасукском и Купинском районах – работник образования. Профессия педагога была настолько востребована, что все вакансии были заполнены, и существовала проблема трудоустройства педагогов.

Количество просмотров: 3948  

Добавить комментарий

1. «Всего пришлось повидать…». Семейная история спецпереселенца из Молдавии ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Условия и формы жизни горожан Западной Сибири второй половины XIX – начала XX века в досоветской историографии ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Строительство соцгородов. 33 квартал ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Дом на Красном. Часть 1. Суриковская ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Всё для Победы: трудовой подвиг жителей Краснозерского района во время Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Фундамент для мегаполиса: о ликвидации оврагов в долине р. Каменки в г. Новосибирске в 1960-80-ые гг. ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Завьяловская школа в годы Великой Отечественной войны и её герои-выпускники ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. «Сибирский педагогический журнал»: история научного издания Новосибирска ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Север, зэки, радиомачта и две авиакатастрофы. Новая история места в Новосибирске ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Юбилей деревни Бугры ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы