«Первая сибирская фильма»: к столетию выхода на экран немого художественного фильма «Красный газ»
О ФИЛЬМЕ
В декабре 1924 года в Новониколаевске предстояло отметить пятилетие освобождения города от колчаковцев. Весной 1924 года член Сиббюро ЦК РКП(б) В. Д. Вегман (1873−1936) решил создать к юбилею фильм о сражениях партизан и колчаковцев на территории Сибири. Планировалось, что снимать картину будет Московская студия художественного фильма (Мосфильм). Но переговоры с Москвой о съемках оказались безрезультатными.
В связи с отказом было решено снимать фильм собственными силами. Данное решение поддержали многие, в их числе был и первый секретарь Сибкрайкома РКП(б) С. В. Косиор (1889−1939).
В основу киносценария был положен популярный в те годы роман сибирского писателя В. Я. Зазубрина «Два мира» – это эпическое повествование было высоко оценено наркомом просвещения А. В. Луначарским (1875−1933) и писателем А. М. Горьким (1868−1936).
Финальный кадр фильма «Красный газ»
ОБ АВТОРЕ РОМАНА
Владимир Яковлевич Зазубрин (наст. фамилия Зубцов; 1895−1937) – писатель, публицист. Родился в Пензе. Еще будучи учеником пятого класса реального училища, увлекся революционной деятельностью, организовал ученический нелегальный журнал «Отголоски». В 1914 г. – постоянный сотрудник самарского большевистского еженедельника «Заря Поволжья». Арестован в 1915 г.
В 1916 г. Сызранским комитетом РСДРП направлен «на работу» в охранку (агентурная кличка Минин). В августе 1917 г. мобилизован, окончил юнкерское училище, служил подпоручиком в армии Колчака. После поражения колчаковского движения перешел на сторону красных и присоединился к партизанам, с которыми вошел в Канск. Здесь началась его литературная деятельность.
Портрет писателя В. Я. Зазубрина. Художник М. Омбыш-Кузнецов
В 1921 г. Владимир Яковлевич перебрался в Иркутск, где редактировал газету политуправления Пятой армии «Красный стрелок». Здесь же он завершил работу над романом «Два мира» (под псевдонимом Владимир Зазубрин), который был отпечатан в походной армейской типографии.
Зазубрин был одним из основателей Союза сибирских писателей, создателем журнала «Сибирские огни», входил в редакционную коллегию журнала «Настоящее». С 1928 г., после отъезда из Сибири, Зазубрин работал в Москве в Гослитиздате и журнале «Колхозник».
Среди художественных произведений писателя – повесть «Щепка» (написанная в 1923 г., впервые опубликована лишь в 1989-м), рассказы «Общежитие» (1923) и «Бледная правда» (1923), «Черная молния» (1926), «Дичь на блюде» (1929), незавершенный роман «Горы» (1933), пьеса «Подкоп. Драма в четырех действиях, восьми картинах» (1937).
Зазубрин был также автором ряда публицистических произведений, очерков: «Неезжеными дорогами» (1926), «Литературная пушнина» (1927), «История одного подкопа. (Заметки пристрастного наблюдателя)» (1933), «Писатели и Октябрь в Сибири» (1927), «Проза „Сибирских огней“ за пять лет» (1927).
В 1937 г. Зазубрин арестован за участие в диверсионно-террористической организации и в том же году расстрелян. Посмертно реабилитирован в 1956 г.
О САМОМ РОМАНЕ
«Два мира» – первый советский роман, большое эпическое полотно, написанное по неостывшим следам только что отгремевших событий. Произведение вызвало огромный читательский интерес.
«Страницы романа пахнут кровью и дымом» – писали газеты тех лет.
Еще не было ни «Разгрома» А. Фадеева, ни «Чапаева» Д. Фурманова, ни «Железного потока» А. Серафимовича, ни «Тихого Дона» М. Шолохова. Тема революции и Гражданской войны почти целиком исчерпывалась поэмой А. Блока «Двенадцать», рассказами и повестями Вс. Иванова «Партизаны», И. Касаткина «Лесные братья», П. Низового «Крыло птицы».
Старейший советский писатель Борис Лавренев вспоминает: «Помню, как в Политуправлении Туркфронта в 1921 году был до дыр зачитан всеми работниками первый (кстати, незаслуженно забытый) советский роман В. Зазубрина „Два мира“».
Одним из страстных пропагандистов и почитателей «Двух миров» был А. М. Горький. Еще в 1928 г. он настойчиво советовал молодежи познакомиться с романом Зазубрина: «Очень советую вам, товарищи, – писал он, – читать книгу писателя Зазубрина „Два мира“: в этой книге он удивительно правдиво изобразил дикую расправу белогвардейцев с крестьянами Сибири».
Только при жизни автора это произведение переиздавалось 12 раз, получив высокий статус «первого советского романа». Зазубрин рассчитывал написать продолжение «Двух миров», мечтал о создании своеобразной трилогии.
В 1922 г. в журнале «Сибирские огни» (№ 3 и № 5) были опубликованы отрывки и главы из второй и третьей частей романа, где рассказывалось об окончательном установлении Советской власти на территории Сибири, прослеживалась судьба отдельных персонажей. Однако вскоре писатель отказался от своего замысла.
Обложки изданий
* * *
Зазубрин, взявшись за сценарий, быстро почувствовал, что книга и кино совершенно разные искусства и живут по своим особым законам. В конечном счете, в готовом сценарии, к написанию которого вскоре подключился режиссер И. Калабухов, сюжетная канва романа была изменена до неузнаваемости. От книги осталась лишь одна побочная ветвь, разработанная заново с учетом кинодинамики.
Историю, показанную в кинофильме, кратко можно представить так: в сибирское село Пчелино, находящееся в тылу у колчаковцев, прибывает один из руководителей партизанского подполья («Товарищ из центра» – второе название фильма). Он приносит тяжелую весть старому крестьянину Чепале – его сын, партизан, пал от рук белогвардейцев.
Героиня картины Варвара Чепалова, узнав о гибели брата от рук колчаковцев, уходит в партизанский отряд. Став разведчицей, она распространяет большевистские прокламации среди местного населения и в частях Колчака. С группой подпольщиков Варвара попадает в плен.
Арестованные колчаковской контрразведкой поднимают бунт, захватывают на Оби пароход и бьют белогвардейцев, объединившись с партизанским отрядом, вооруженным самодельной деревянной пушкой. Колчаковцы быстро сдаются, иногда и без боя.
О СЪЕМКАХ
Постановка фильма была поручена режиссеру томского театра студийных постановок Ивану Григорьевичу Калабухову (1887−1969).
Съемочная группа (слева направо): исполнительница главной роли актриса Маргарита Федоровна Горбачева;
исполнитель роли колчаковца новосибирский профсоюзный деятель Дементьев;
помощник режиссера С. Изаксон; заведующий Сибирским отделом Госкино М. А. Кравков;
бутафор В. П. Витик; сценарист В. Я. Зазубрин; режиссер И. Г. Калабухов; оператор М. Налетный
Сам И. Г. Калабухов имел скромный кинематографический опыт, сводившийся к съемкам в массовках и паре эпизодических ролей. Калабухов был выпускником Московского музыкально-драматического училища, в начале своей театральной деятельности встречался с К. С. Станиславским, В. И. Немировичем-Данченко, Е. Б. Вахтанговым.
Знакомство со старым большевиком В. Вегманом определило дальнейший творческий путь режиссера. В 1922 г. Вегман приглашает Калабухова в Новониколаевск. В январе 1924 г. обстоятельства сложились так, что режиссер вошел в состав московской киногруппы по съемкам фильма «Похороны Ленина».
В жестокий январский мороз, когда у многих операторов вышли из строя металлические камеры, И. Г. Калабухову посчастливилось снять на старой деревянной камере, взятой в Сибгоскино, уникальный материал, который вошел при монтаже в эту памятную ленту.
Фильм «Красный газ» был первым (и последним) фильмом Калабухова (два его следующих фильма провалились в прокате). В тридцатые годы режиссер уехал работать в Ашхабад, где получил 10 лет за шпионаж в пользу Японии.
Вернувшись спустя 20 лет в Томск, Калабухов некоторое время руководил Народным театром при местном Доме ученых (его постановки, говорят, были популярнее, чем спектакли областного драматического театра). По закону о реабилитации ему полагалась квартира, но томские чиновники сослались на то, что он должен получать жилплощадь по месту ареста – в Ашхабаде. Не сумев решить квартирный вопрос, Калабухов покинул Сибирь навсегда, чтобы окончить свои дни в московском Доме ветеранов сцены.
Оператором фильма Калабухов пригласил москвича Марка Израильсон-Налетного (1894 – не ранее 1928), снимавшегося для киножурнала «Киноглаз» Дзиги Вертова (1896−1954), основателя и теоретика документального кино.
В 1921 г. Налетный был уже опытным в кино человеком, снявшим немало фильмов, в частности, как штатный оператор Госкино, первый советский документальный фильм об Афганистане. Но Налетный привез из Москвы только часть пленки – даже меньше тысячи метров из обещанных трех – видимо, в Москве посчитали, что в Новониколаевске затеяли совершенно безнадежное дело, которое в любой момент лопнет. Кроме того, киноаппарат, с которым он прибыл из столицы, по ходу съемок постоянно приходилось чинить в деревенских кузницах.
Едва начавшись, съемки грозили остановиться. Пришлось Косиору применить, как сейчас говорят, «административный ресурс». Недостающая пленка вмиг появилась. Почти половина ее тем не менее оказалась с браком – перфорация на ней отсутствовала. Счастье, что Налетный при зарядке камеры почувствовал это и ничего не успел на нее снять.
* * *
Теперь киногруппа имела один съемочный аппарат и 2 000 м пленки. Такой же длины должен был быть и готовый фильм. Приступая к съемкам, постановщики понимали, что они не могут делать дубли и допускать брак, и к работе все относились очень ответственно: в итоге фильм в 1 652 метра снят был всего на чуть больше 2 000 метрах негатива (небывалый в истории игровой кинематографии коэффициент использования пленки – почти один к одному!)
Калабухов великолепно знал сибирских актеров, многие из которых когда-то играли в столичных театрах. На главную роль была приглашена актриса из труппы В. Э. Мейерхольда М. Горбатова. Роли получили актеры из театров Томска, Новониколаевска, Барнаула, Бийска: Далевич, Афанасьев, Троицкий, Черепанов, Шиловская и др. Роль рабочего Андрея сыграл знаменитый актер и режиссер В. В. Гарденин, одну из ролей Калабухов берет себе, а еще на одну – роль белогвардейского офицера, разложенца-кокаиниста, назначает (как он вспоминал, «соблазнившись типажностью») местного профсоюзного функционера Дементьева.
В главной роли снималась актриса Маргарита Федоровна Горбатова. Окончив актерские курсы Вс. Мейерхольда, она работала в театре под его руководством. С 1926 г. играла в труппе Азербайджанского театра русской драмы им. С. Вургуна (Баку), Средне-Волжского (Самарского) театра, Волгоградского драматического, Одесского русского драматического, Челябинского драматического и Сталинградского драматического театров.
М. Ф. Горбатова (1905−1968)
В роли колчаковского офицера снимался кадровый офицер царской армии Георгий Леонардович Пожарицкий (его боевые заслуги на фронтах Первой мировой войны были отмечены орденами св. Владимира, св. Анны, св. Станислава). В 1917 г. он оказался в немецком плену. После освобождения Пожарицкий вступил в армию адмирала А. В. Колчака, в составе которой участвовал в боях с красными вплоть до падения Омска.
В 1920-е годы Пожарицкий вел скитальческий образ жизни. Личное знакомство с М. Горбатовой привело его в киногруппу, где он был инструктором по прыжкам с парохода в воду, консультантом, а затем и исполнителем эпизодической роли анненковца. Репрессирован в 1939 г.
Г. Л. Пожарицкий (1892 – после 1939) в роли белогвардейца
На роль Александра Колчака был приглашен актер Малого театра Михаил Ленин (под этим именем Михаил Францевич Игнатюк выступал на сцене театра Корша задолго до семнадцатого года – удачный выбор творческого псевдонима позволил актеру благополучно пережить время Большого террора).
М. Ф. Игнатюк (Ленин; 1880–1951)
Всем сибирским учреждениям было приказано выполнять любые пожелания съемочной группы. Когда в железнодорожном депо снимали сцену забастовки, то работа железной дороги на участке действительно останавливалась. Это соответствовало замыслу фильма – максимальное приближение к реальности, снимать только подлинные события с участием тех, кто на самом деле в них участвовал (партизан, рабочих и т. д.).
Разгон казаками митинга. 1924 г., август.
Рабочий момент съемки в депо станции Новониколаевск
Почти все было настоящее, без обмана. Местные жители иной раз пугались съемочной группы – думали, опять власть меняется...
В полное распоряжение киногруппы поступил речной пароход, на борту которого была сделана надпись «Адмирал Колчак». Бывших партизан вновь мобилизовали для участия в массовке, выдав им из Новониколаевского музея революции ту самую деревянную пушку, которую они когда-то смастерили своими руками. С помощью партизан была снята одна из самых запоминающихся сцен – «Восстание „серебряной роты“» (отряда седобородых стариков, вооруженных вилами и топорами.)
Со съемок фильма
Съемки картины проходили в городе Новониколаевске и по Оби (начало июля), в Бийске, Колывани и в разных районах Горного Алтая (конец июля – начало сентября). Полтора месяца экспедиции по Алтаю – видовые кадры, сделанные на Катунском и Южно-Чуйском хребтах, в местечке Девичий плес, на Ергольском водопаде стали настоящим украшением фильма. Сентябрь – досъемки в Новониколаевске и экспедиция в Колывань, начало октября – командировка в Москву на монтаж.
Отсняв натурную часть картины, киногруппа отправилась в Москву. Павильонные съемки, монтаж и печать были произведены на 1-й кинофабрике Госкино.
Москвичи фильм приняли весьма холодно: построение сюжета, актерское исполнение им показались слабыми. Огорченный В. Зазубрин сразу после первого просмотра уехал из Москвы, убежденный в провале; И. Калабухов же стал предлагать доснять некоторые сцены: например, эпизод в кабинете Колчака.
Вечером того же дня к сибирякам пришел С. М. Эйзенштейн, который в соседней монтажной работал над своим фильмом «Стачка» («у нас с ним было шапочное такое знакомство по Пролеткульту...», – вспоминал Калабухов) и предложил новый план. Используя не включенные в фильм остатки пленки, он прошелся по всей картине, оживив ее и преобразив.
Сергей Михайлович Эйзенштейн – советский режиссер театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. Благодаря фильму «Броненосец „Потемкин“» его имя стало синонимом советского кино 1920-х годов. В 1958 г. в результате опроса киноведов из 26 стран в рамках Всемирной выставки в Брюсселе его «Броненосец» был признан «лучшим фильмом всех времен и народов».
С. М. Эйзенштейн (1898−1948)
В середине 1960-х режиссер И. Калабухов дал интервью оператору Новосибирской студии кинохроники О. Максимову, в котором вспоминал: «Вечером, когда все разошлись, пришел Сергей Михайлович. Утешал меня и ободрял очень, говорил – получится, получится, будут смотреть. Сибирский материал ему очень понравился, более всего тот, который нам преподнесен был Алтаем. Увлеченно стал разбирать мой монтаж. Разворачивает на полу старые газеты и на них начинает рисовать большим таким карандашом угольным: вот смотрите – здесь 7−8 кадров морда медведя, а вот здесь 4 кадра всего добавьте – крупное одно лицо офицера – он спал под кустом, а медведь… И таким образом он прошел по всей картине, разбил так интересно на кадры – такой получился монтаж неожиданный».
Через несколько дней был назначен второй, официальный просмотр в Наркомпросе, в присутствии кинокритиков. На этом просмотре фильм получил всеобщее признание, и было принято постановление о передаче одной из его копий в Исторический музей.
12 декабря 1924 г. фильм вышел на экраны кинотеатров Москвы. Зрительский успех был ошеломляющим, центральная пресса пестрела заметками о новой картине.
13 декабря в «Правде» появилась заметка: «С пятницы, 12 декабря в госкинотеатрах идет картина производства Сибгоскино „Красный газ“ из жизни партизан в Сибири в период борьбы с Колчаком. Картина на просмотре представителей печати и Главполитпросвета заслужила одобрение и последним рекомендована как „лучшее достижение советской кинематографии“».
Вот что еще писала «Правда»: «Картина смотрится с непосредственным интересом... она подкупает свежестью, искренностью, простотой... Фильм дает ощущение действительной, не инсценированной борьбы, и борьба эта показана в буднях, в суровой ее простоте: в этом несомненное достоинство картины».
Кинокритик Хрисанф Херсонский в «Известиях»: «Серебряная рота из тайги. Лесовики – крестьянские деды в серебряном уборе старости, поднявшие на Колчака берданки, вилы и топоры. Восставшие в тылу белых армий, в деревнях Алтая – партизаны крестьянской революции, соорудившие свою партизанскую пушку, которая разорвалась после первого выстрела. Серебряная рота восставших старцев – историческая. Кусок нашей черноземной революции. Не актеры, а сами они родные дедушки со своими берданками в руках. Суровы, правдивы, искренни. [...] Серебряная рота оставляет неизгладимое впечатление. Когда смотришь эту ленту, очевидно, как можно было бы развернуть сибирские повести, и не по романам, а по голосам тайги. Будем надеяться и требовать от нашей кинематографии, чтобы „Красный газ“ послужил ей наглядным уроком».
После недели демонстрации в трех лучших гостеатрах фильм перешел на ряд столичных коммерческих экранов. Конечно же, 14 декабря фильм вышел на экраны обоих новониколаевских кинотеатров, и за два дня его посмотрели больше 7 тысяч человек. До конца месяца в городе шли общественные обсуждения, дискуссии, встречи с участниками съемок.
Полтора года спустя «Советская Сибирь», ссылаясь на сведения из Москвы, сообщает: «...Сибирская фильма „Красный газ“ имеет огромный по сравнению с другими фильмами тираж в 53 копии против 25−30 других картин. По успеху она уступает лишь фильму „Красные дьяволята“».
Спрос на фильм сибиряков был столь велик, что каждая копия картины (а на всю Сибирь их было выслано целых две!) крутилась в прокате до тех пор, пока пленку еще можно было зарядить в кинопроектор.
* * *
Счастливо сложившаяся экранная жизнь фильма имела неожиданный итог. В конце фильма главная героиня произносит монолог, стоя на трибуне под портретами вождей революции – Ленина и Троцкого. Но в 1927 г. Троцкий был снят со всех постов и отправлен в ссылку. Сцена была финальной, монолог ключевым – вырезать невозможно. Поэтому картину просто сняли с проката. Уцелевшие копии были смыты в лаборатории кинофабрики.
Так погибла легенда. Первый (и последний) коммерчески успешный фильм, сделанный в Сибири, для истории был утрачен. Смена политического руководства страны имела далеко идущие последствия. Вскоре практически все причастные к созданию фильма были репрессированы – Вегман, Зазубрин, Далевич, Калабухов, Кравков, Пожарицкий...
Историки утверждают, что несколько кадров, доживших до наших дней, были взяты из уголовного дела Георгия Пожарицкого. Плюс несколько фотографий из старых журналов, да немного снимков с кинопроб – вот и все, что осталось на память о первом советском игровом фильме, родиной которого стали наши сибирские края...
КИНОПРОБЫ И КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА
Кинопробы
Кадр из фильма. В роли крестьянина, отца Варвары – режиссер Иван Калабухов
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
«Красный газ». Расшифровка необычного названия дана в газете «Советская Сибирь»: «... коммунисты победили белых, ибо коммунисты владеют особым газом, который обладает свойством всюду проникать, и хотя он не удушлив, но, тем не менее, непобедим. Этот газ, названный „Красный газ“: коммунистическая агитация и пропаганда. От этого газа никакие противогазы не спасут».
Ввиду отсутствия ателье и искусственного освещения съемки производили только при солнечном свете. Режиссер Калабухов говорил в интервью корреспонденту: «В Сибири нет павильона для съемок, и мы проделали весьма интересный опыт, а именно: удалив из простой крестьянской избы южную стену и крышу, превратили ее в „павильон“. Против ожидания, сцены, снятые в таком импровизированном „павильоне“ при естественном солнечном свете, по техническому выполнению не хуже снятых в Москве при 1−15 юпитерах...». Съемочная группа сделала ставку на натуральность и документальность вынужденно – но именно за это впоследствии фильм оценили очень высоко.
Эпизоды с «серебряной ротой» (партизанским подразделением стариков-крестьян) на просмотрах неизменно вызывали аплодисменты, и редкая рецензия обходилась без самых лестных комплиментов. А ведь серебряная рота не придумана автором и не вымуштрована режиссером на репетициях: она существовала на самом деле, снята на месте ее реальных действий с участием оставшихся в живых стариков. Они, утомленные длинными расспросами режиссера, не выдержали и пожалели его: «давай, паря, мы тебе лучше покажем, как у нас было под Зимино». Осталось только попросить их восстановить по возможности одежду, оружие и всякую боевую утварь тех дней.
Из периодической печати 1924 г.: «Почти на всех главных ролях заняты молодые актеры, которые до начала съемки усиленно занимались тренировкой в верховой езде, нырянии, плавании, прыжках и т. д. Результаты этой подготовительной работы налицо. Исполнительница центральной женской роли, Маргарита Горбатова, которой по сценарию приходится мчаться на неоседланной лошади, бросаться в воду с верхней палубы плывущего парохода и т. п., проделывает все эти рискованные трюки совершенно свободно».
В одной из сцен роли красных партизан были сыграны жителями Кудряшовского поселка.
Зверства белых карателей снимались в Колывани, где для фильма специально были сожжены несколько построек.
Эпизод с разнузданной белогвардейской пирушкой снимался в Новониколаевске, возле здания театра «Красный факел» в саду, который в настоящее время не сохранился.
Посадка на пароход белогвардейских карателей снималась в Закаменском (ныне Октябрьском) районе на паромной пристани.
Поскольку фильм снимали в 1924 г., а события, отраженные в нем, были еще памятны жителям, в процессе работы над картиной со съемочной группой происходили различные курьезные истории.
Так, например, при съемках на Оби оборудовали пулеметами и другим оружием пароход, который в фильме должен был выполнять роль колчаковского судна. По сюжету этот пароход с карательным отрядом белогвардейцев высаживался в Бердске. В Бердске никто не знал, что идут съемки фильма, и на берегу собрались вооруженные жители, чтобы дать отпор «белякам», а кто-то, напротив, подготовил икону с вышитым полотенцем. «Съемка на пароходе в окрестностях Бердска была остановлена, потому что – вовремя! – заметили, что бердчане вооружились и собираются дать „белым“ отпор! Пришлось вмешаться политруку. А тут еще он обнаружил, что местные священнослужители готовились вынести хлеб-соль...», – вспоминал И. Калабухов.
Возле Ельцовки судно съемочной группы атаковали сотрудники ГПУ, которые в это время на берегу проводили учения. Режиссеру стоило огромного труда убедить их, что это не настоящие белые, а это всего лишь идут съемки фильма. «Около Ельцовки пароход „Адмирал Колчак“ подвергся атаке... войск ГПУ. Командир какой-то части, занимаясь с красногвардейцами на берегу, увидел... белогвардейский пароход! Вначале встревожился...», – вспоминал В. Зазубрин, автор сценария фильма.
При инсценировке пожара на пароходе «Адмирал Колчак» проплывавший рядом томский пароход направился на помощь в сторону горящего судна, так как его команда тоже не знала о съемках. «После обеда белогвардейские каратели отплыли на „Адмирале Колчаке“ вниз по Оби. Верстах в двенадцати от Новониколаевска взбунтовались интернированные большевики. „Адмирал Колчак“ запылал. Густые клубы черного дыма, окутавшего пароход карателей, привлекли внимание многих. Капитан парохода, ехавшего из Томска, испугался, не зная в чем дело, и поспешил было спасать от огня людей. Он успокоился лишь, когда с пристани рупором дали ему знать, что идет инсценировка...», – вспоминал В. Вегман.
А во время работы на Алтае съемочная группа вынуждена была участвовать в подавлении антисоветского мятежа.
Фильм «Красный газ» сделал главное – он доказал возможность самостоятельного кинотворчества и кинопроизводства вдали от центра. Пусть со значительной помощью – творческой и технической, но «Красный газ» стал работой, отвечающей и тематически, и жанрово задачам, стоящим перед Сибирью того времени. Эта картина была предшественницей классических кинополотен «Броненосец „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна и «Мать» Всеволода Пудовкина, обозначивших новый этап в развитии советского киноискусства.
ИСТОЧНИКИ
1. Бархатова Т. Фильм «Красный газ» / Т. Бархатова. – Текст: электронный // Литературная карта города Новосибирска и Новосибирской области: [проект обл. юнош. б-ки]. – URL: http://infomania.ru/map/?p=26293 (дата обращения: 06.11.2024).
2. Без права на ошибку. 8 фактов о том, как почти 100 лет назад на Алтае снимали фильм «Красный газ». – Текст: электронный // Алта-пресс: сайт. – URL: https://altapress.ru/zhizn/story/bez-prava-na-oshibku-faktov-o-tom-kak-p... (дата обращения: 06.11.2024).
3. Букевич Д. В первом новосибирском фильме Колчака играл... Ленин! / Д. Букевич. – Текст: электронный // Комсомольская правда. Новосибирск: сетевое изд. – URL: https://www.nsk.kp.ru/daily/25738/2727750/ (дата обращения: 06.11.2024).
4. Ватолин В. А. Красный газ / В. А. Ватолин. – Текст: непосредственный // Новосибирск: энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 456–457 : ил.
5. Ватолин В. А. «Красный газ» заменил «Сумерки женской души» / В. А. Ватолин. – Текст: непосредственный // Вечерний Новосибирск. – 1995. – 21 июля. – С. 19.
6. Ватолин В. А. Снимали в Новониколаевске фильм… / В. А. Ватолин. – Текст: непосредственный // Вечерний Новосибирск. – 1998. – 28 янв. – С. 1, 5.
7. Красный газ (1924): [актеры и роли]. – Текст: электронный // Кино-Театр.РУ: сайт. – URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/9850/titr/ (дата обращения: 06.11.2024).
8. Красный газ. Скриншоты. – Текст: электронный // Кинориум: [сайт]. – URL: https://ru.kinorium.com/608830/gallery/screenshot/ (дата обращения: 06.11.2024).
9. «Красный газ» – первая сибирская кинопостановка: [подборка ст.]. – Текст: непосредственный // Советская Сибирь. – 1924. – 27 июля. – С. 9: портр. – Содерж.: «Красный газ»; Первая сибирская кино-лента / В. Вегман; Немой заговорит / В. Зазубрин.
10. «Красный газ»: (обществ. просмотр). – Текст: непосредственный // Советская Сибирь. – 1924. – 14 декабря. – С. 11. – Подпись: Гриф.
11. «Красный газ» в Сибири. – Текст: непосредственный // Советская Сибирь. – 1924. – 19 декабря. – С. 10.
12. Кузменкина Л. А. «Красный газ»: фильм, который мы не увидим / Л. Кузменкина. – Текст: электронный // Сиб.фм: интернет-журн. – URL: https://sib.fm/columns/2018/11/06/krasnyj-gaz-film-kotoryj-my-ne-uvidim (дата обращения: 06.11.2024).
13. Кузменкина Л. А. Как в Новониколаевске снимали первый художественный фильм / Л. А. Кузменкина. – Текст: электронный // Интерактивное образование: электрон. газ. – 2014. – Вып. № 56 (декабрь). – URL: https://io.nios.ru/articles2/57/15/kak-v-novonikolaevske-snimali-pervyy-... (дата обращения: 06.11.2024).
14. «Лучшее достижение советской кинематографии». – Текст: непосредственный // История города: Новониколаевск-Новосибирск: (ист. очерки). – Новосибирск, 2005. – T. I. – С. 739–746. – URL: https://bsk.nios.ru/content/vek-sibirskogo-kino-ocherki-istorii-kinemato... (дата обращения: 06.11.2024).
15. Мартынова Ю. Г. 80 лет со дня выхода на экраны Новониколаевска первого сибирского (новониколаевского) художественного фильма «Красный газ» / Ю. Г. Мартынова. – Текст: непосредственный // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2004 год. – Новосибирск, 2003. – С. 148–150. – URL: https://bsk.nios.ru/content/premera-pervogo-sibirskogo-novonikolaevskogo... (дата обращения: 06.11.2024).
16. Огнева Е. В. Премьера первого сибирского игрового фильма «Красный газ» [в Барнауле] 7 марта 1925 г. / Е. В. Огнева. – Текст: непосредственный // Барнаульский хронограф, 2005. – 2004. – С. 13–15. – URL: https://altlib.ru/a-ya/a/premera-pervogo-sibirskogo-igrovogo-filma-krasn... (дата обращения: 06.11.2024).
17. Осторожно: «Красный газ»! Не спасет противогаз! – Текст: электронный // Все новости Новосибирской области: сетевое изд. – URL: https://vn.ru/news-40084/ (дата обращения: 06.11.2024).
18. Свистунов Г. Фильм 1924 года Красный газ. Появится ли ремейк? Г. Свистунов. – Текст: электронный // Проза.ру: портал. – URL: https://proza.ru/2021/07/08/195 (дата обращения: 06.11.2024).
19. Семенов А. Владимир Зазубрин – кинодраматург / А. Семенов. – Текст: непосредственный // Сибирские огни. – 1978. – № 10. – С. 184–186. – URL: https://poisk.ngonb.ru/flip236/periodika/sibogni/1978/010/190/#zoom=z (дата обращения: 06.11.2024).
20. Филимонов А. Ленин снимался в роли Колчака в фильме «Красный газ» / А. Филимонов. – Текст: электронный // Русская Америка: [единств. русскоязыч. газ. США]. – URL: https://www.therussianamerica.com/russian_newscenter/articles/2023/04/30... (дата обращения: 06.11.2024).
Количество просмотров: 59 |
Добавить комментарий