Зарождение и развитие энергетической системы левобережной части города Новосибирска

 
 

Соловьева Екатерина Викторовна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 27 г. Новосибирска

 

Зарождение и развитие энергетической системы левобережной части города Новосибирска

Проект выполнен совместно с ученицей МБОУ СОШ № 27 Сорокиной Екатериной Игоревной

Тема развития энергетики была актуальна всегда. Рациональное функционирование энергетической системы города, региона, страны говорит о стабильной и рентабельной экономике. В современном мире нет ничего важнее энергетической независимости и безопасности.

Наша школа находится в районе, который в 1930-1950 годы входил в состав соцгорода завода «Сибкомбайн». Так ранее назывался завод «Сибсельмаш». В нашем образовательном учреждении даже есть музей, который рассказывает об этом времени становления и развития района. Но ведь для того чтобы вновь созданные предприятия функционировали, нужно было дешевое электричество. Именно поэтому изначально на берегах реки Обь и были построены ТЭЦ 2 (1935 год) и ТЭЦ 3 (1942 год).

Для написания работы использовались материалы архива музея «33 квартал», Центра истории развития Ленинского района, материалы газеты «Советская Сибирь» из архива Новосибирской областной научной библиотеки. А также официальные данные и статистика сайта Министерства энергетики России, материалы «Библиотеки сибирского краеведения», официального сайта СГК. Кроме этого, были изучены отдельные статьи и монографии по этому вопросу.

Конечно, использование ТЭЦ для производства энергии имеет свои плюсы и минусы. Но до сих пор остается одним из самых распространенных и доступных источников электроэнергии, которая так необходима для комфортной жизни современного человека. Особенно, если иное в конкретном регионе просто невозможно.

Глава 1. Зарождение энергетики города. ТЭЦ 1

По данным официального сайта Министерства энергетики РФ в 1913 году в России на душу населения вырабатывалось всего 14 кВт.ч. Для сравнения, в США этот показатель составлял 236 кВт.ч. Но если по количественным характеристикам разница очевидна, то по качественным дореволюционная Россия нисколько не уступала передовым зарубежным странам. Так, первый трамвай на электрической тяге появился в России еще в 1892 году.

Но эти данные касались, в основном, европейской России. В Сибири же дела обстояли иначе. По данным авторов книги «Свет Сибири», первую лампочку жители поселка Ново-Николаевский увидели в 1896 году, вечером им приходилось передвигаться при свете 10 керосиновых фонарей. Смонтированные же в этом году небольшие динамо машины обслуживали лишь первый синематограф, закупленный и установленный в поселке купцом Ф.Ф. Махотиным (в районе современного автовокзала), а также освещали небольшой район вблизи паровозного депо. Даже открывшийся в 1906 году завод «Труд» имел из оборудования лишь паровую машину мощностью 10 лошадиных сил.

В 1906 году наконец-то поставлен вопрос Городским управлением о строительстве электростанции на средства города. Было написано письмо в газету «Новое время» с предложением коммерсантам взять на себя проектирование и строительство станции. Были отклики из Киева, Санкт-Петербурга и других городов. Однако средств на строительство в тот год так и не было найдено.

Ситуация меняется лишь в 1911 году. Городская управа принимает решение о строительстве первой электростанции и запуске ее к 300-летию дома Романовых (к 1913 году). Первую электростанцию город расположил на Базарной площади. Именно там сейчас находится Театр оперы и балета. К городской электросети подключили 540 абонентов. В темное время суток – с 16 часов дня до восьми утра – от сети питалось 5610 лампочек, из которых 3200 освещали гостиницы и квартиры, 1500 – торгово-промышленные заведения, 580 – конторы и склады, 120 – рестораны, 210 – улицы города. Электричество было достаточно дорогим. Стоимость 1 кВт-часа составляла 30 копеек – для домовладельцев и 45 копеек – для предприятий. За первый год эксплуатации станция выработала 193 кВт-час и принесла управе 21150 рублей чистого дохода, полностью окупив свое строительство. Обслуживали станцию два машиниста и электротехник. Локомотивы работали на кузнецком угле.

Тут же появляются планы по строительству новых электростанций, но начавшаяся Первая мировая война не позволила этим планам сбыться. В дальнейшем, несмотря на модернизацию, одна единственная станция нужд города не покрывала. Ситуацию изменила революция 1917 года и начавшиеся в связи с ней перемены.

22 декабря 1920 года на VIII Всероссийском съезде Советов был принят план ГОЭЛРО – государственной электрификации России. Согласно этому плану на территории нашей страны должны были в короткие сроки открыться десятки электростанций. Это коснулось и нашего города.

10 мая 1924 года при закладке корпуса новой станции состоялся митинг. Важность этого мероприятия не только для города, но и для страны в целом подчеркивает тот факт, что на митинге с речью выступил сам «всесоюзный староста» М. И. Калинин: «В городе нет мостовых, водопровода нет, общественных зданий красивых и просторных нет. Все приходится начинать самим, по-новому, с самого начала. Это начало кладется закладкой станции. Хорошее начало, ибо электрическая станция – самое нужное дело, если не считать бани…»

27 февраля 1926 года запущен первый генератор новой станции. А 14 марта состоялось официальное открытие.

В настоящее время ТЭЦ 1, расположенная в районе улицы Фабричная, не функционирует, но ее здание до сих пор напоминает горожанам о становлении энергетики в нашем городе.

Глава 2. ТЭЦ 2. Первая станция левобережной части города

Начало строительства. 15 июля 1931 года Президиум Западно-Сибирского Краевого Исполнительного комитета принимает постановление № 1028 «О руководстве строительством соцгорода на левом берегу Оби в г. Новосибирске». Согласно этому документу, на Новосибирский Горсовет возложены функции по планированию и строительству соцгорода, «в том числе постройка водопровода, канализации и электроосвещения». В документе также отмечается, что, так как существует недофинансирование данного строительства, необходимо «поставить перед СНК Союза вопрос о срочном доассигновании кредитов на коммунальное и культурное строительство, до утвержденных Госпланом Союза размеров».

Реализация программы строительства соцгорода предполагала, что «в новом социалистическом городе будет хорошая сеть водопровода и канализации, широкое применение электрической энергии, много парков, садов, площадей. Отдельная огромная фабрика-кухня, свой хлебозавод, овощехранилище, универсальные магазины. Будут свои хорошо оборудованные школы, районные клубы, театры, кино, единые диспансеры, больницы, родильные дома, механические прачечные, почта, телеграф, телефон, радио. Внутригородской транспорт будет, по наметкам, обслужен 68 грузовыми и 12 легковыми машинами. Все хорошее, новейшее будет применено в этом городе, потому что этот город социалистического типа должен будет доказать свои преимущества перед городами обычного типа, потому что этот город строится для новых рабочих – преданных строителей социализма в нашем крае».

Естественно, что такому широкомасштабному строительству должно сопутствовать развитие энергетики. И в 1931 году ВСНХ (Высший совет народного хозяйства) СССР утверждает строительство Левобережной ГРЭС (Государственной районной электростанции). А. Облонский в своем очерке 1935 года «Новосибирская ГРЭС» пишет: «вряд ли думали когда-нибудь обитатели этих мест, что вместо их серых, наполовину ушедших в землю домишек, будут выситься железобетонные громады, будут играть оранжевым блеском на солнце целые массивы стекла, вряд ли думали, что их малинник послужит местом, откуда во все концы района потечет мощная электрическая энергия». Газета «Советская Сибирь» от 16.02.1931 года в новостной колонке писала: «Сооружение Новосибирской ГРЭС связывается со строительством новосибирского Комбайнстроя, который явится основным потребителем электроэнергии и тепла станции па первое время. В дальнейшем станция будет обслуживать ряд предприятий местной промышленности, машиностроительный завод и завод горного оборудования, если будет принят вариант сооружения его в Новосибирске. Пуск новосибирской ГРЭС намечен в январе 1933 года, в соответствии с поступлением в эксплуатацию завода комбайнов. К подготовительным работам по сооружению новосибирской районной станции будет приступлено весной 1931 года». Отметилось данное событие и в центральной прессе. Газета «Правда» 29 апреля 1932 года пишет: «25 апреля в 8 часов 25 минут вечера но сибирскому времени заложен фундамент главного здания Новосибирской левобережной теплоэлектроцентрали мощностью в 100 000 киловатт».

Начальник строительства Левобережной ГРЭС Гартман Бруно Иванович (Янович). Начальником строительства Левобережной ГРЭС был назначен Гартман Бруно Иванович (Янович). Он родился в городе Рига, но основную свою карьеру сделал в РСФСР. Работая в архивах СГК ТЭЦ-2, нам удалось выяснить, что Гартман Б.И. был назначен начальником строительства в марте 1932 года. «Работать приходилось в крайне тяжелых условиях – рыхлая болотистая почва, оползни, подпочвенные воды. Земляные работы приходилось проводить по колено, а иногда и по пояс в воде. Руководитель строительства Гарман Б.И. не выходил из котлована сутками. Благодаря его огромному организаторскому таланту Левобережная ГРЭС была построена в кратчайшие сроки».

Сложностей, которые приходилось преодолевать начальнику строительства, было множество: нехватку гвоздей пришлось решить самодельным станком, который выпускал их из лома; разгрузка вагонов с цементом решилась проведением партсобрания непосредственно с грузом за плечами, а нехватка финансирования решилась после приезда на стройку осенью 1933 года наркома промышленности страны Серго Орджоникидзе – благодаря ему ГРЭС впервые получила значительные фонды железа и цемента. После пуска уже первой очереди ГРЭС Гартман Б.И. выразил надежду, что вырабатываемого электричества хватит не только на нужды района, но и будет отправлено на Сталинский металлургический завод и шахты Кузбасса.

За строительство Левобережной ГРЭС Гартман Б.И. распоряжением по народному комиссариату Тяжелой промышленности был награжден личным легковым автомобилем. Однако дальнейшая судьба этого выдающегося человека плачевна. 23 апреля 1938 года Гартман Б.И. (к тому времени он занимал пост управляющего Запсибэнерго) был арестован. И постановлением тройки УНКВД Новосибирской области от 17.10.1938 года по ст. 58, п. 6-7-9-10-11 УК РСФСР приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Постановление было приведено в исполнение 20.10.1938 года в городе Новосибирске. Место захоронения неизвестно. Гартман Б.И. реабилитирован определением военного трибунала Сибирского военного округа 14.02.1958 года. Нам удалось выяснить, что до своего ареста он проживал в Новосибирске по адресу: Трудовая, 40. У него осталась жена – Надежда Васильевна и дочери – Валентина и Эмма. Дальнейшая их судьба неизвестна. В настоящее время в архиве СГК ТЭЦ-2 открыта небольшая экспозиция, посвященная памяти Гартмана Б.И. Считаю, что написание биографии этого незаурядного человека может стать темой дальнейшего исследования.

Открытие Левобережной ГРЭС. Согласно данным архива СГК ТЭЦ-2, на стройке в 1932 году работало 1249 человек, в 1935 – уже 2000. Все они были жители деревень. В основном из районов Западносибирского края, но были и, например, из Семипалатинской области. На стройку крестьяне прибывали со своими лошадьми. Основными орудиями труда были лопаты, тачки, бетономешалки, транспортеры.

5 ноября 1935 года первый турбоагрегат ТЭЦ-2 выдал промышленный ток. Да, сложностей было много, но всего за пару лет объект был построен. Пуск был запланирован накануне очередной годовщины Октябрьской революции. Он прошел идеально. «Это была одна из первых станций СССР, полностью оснащенная отечественным оборудованием: два котла Ленинградского металлического завода, …теплофикационная турбина того же завода. Многие работники, работавшие на монтаже и строительстве станции, после ее пуска в эксплуатацию остались работать на ГРЭС. Многие из них впоследствии стали начальниками смен, цехов, мастерами и директорами предприятий»

Первым директором ГРЭС станет Дробышев Александр Иосифович. Именно он в 1942 году займет пост заместителя народного комиссара электростанций СССР.

Уже в 1936 году ТЭЦ-2 выработало 90 млн кВт-ч электроэнергии, что составило 75 % потребления электроэнергии городом.

Строительство второй турбины. ГРЭС в период Великой Отечественной войны. В мае 1939 года началось строительство второй турбины станции. Оно велось в напряжённой обстановке, предшествующей Великой Отечественной войне, и преследовало цель не только обеспечить повседневные нужды промышленности и быта электроэнергией, но и создать резерв энергетических мощностей в глубинных районах страны. Монтаж третьего котла и второй турбины ещё не был закончен, когда началась Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года люди нашей страны узнали о вероломном нападении фашистской Германии.

Начавшаяся утром обычная трудовая вахта стала первой военной вахтой Великой Отечественной войны на трудовом фронте. Работники станции, отвечая на призыв партии, «Всё для фронта, всё для Победы», перешли на 12-часовой рабочий день и обеспечили пуск турбоагрегата № 2 досрочно в августе 1941 года. Мощность станции возросла до 49 мегаватт, что составило 85 % мощности Новосибирской энергосистемы.

Уже 24 июня с 7 часов утра на станции начал работать призывной пункт Кировского райвоенкомата. В первые три дня войны на фронт ушли 28 работников ТЭЦ-2. За годы войны со станции ушло на фронт 269 человек – 40 % работающего персонала. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины, старики и подростки. Условия военного времени внесли существенные изменения в работу станции. Суточные графики представляли из себя прямую линию без ночных, дневных и летних провалов.

В 1941 году в Новосибирске было эвакуировано около 50 промышленных предприятий из западных районов страны. Многие из них уже к концу года начали выдавать необходимую для фронта продукцию для обеспечения надёжного и бесперебойного снабжения электроэнергией и теплом промышленных предприятий и быта. Производство электроэнергии в 1942-1943 годах увеличилось по сравнению с довоенным 1940 годом более чем в 2 раза. Улучшение режимов работы, внедрение рационализаторских предложений улучшили технико-экономические показатели ТЭЦ-2. За период войны было сэкономлено 42 тысячи тонн условного топлива и 10,5 млн квт/ч электроэнергии. Коллективу ТЭЦ-2 за трудовую доблесть в годы Великой Отечественной войны 11 раз присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета обороны СССР.

Указанные выше достижения явились прежде всего результатом наличия слаженного и работоспособного коллектива. Станция имела своих лучших стахановцев, самоотверженных тружеников, которые были готовы в любую минуту при любых условиях выполнить нужную работу.

Не забывало руководство станции и про быт: «В течение двух лет было создано небольшое пригородное хозяйство. При нем было три овощехранилища, две скотных базы, амбар и артезианская скважина. Хозяйство также имело молочную ферму на 45 голов и свиноферму на 400 голов. Все это обеспечивало питание коллектива станции».

Напряженный труд, сопряженный с ограничением по карточной системе, не мог не сказаться на здоровье работников станции. Для больных и ослабленных непосредственно на производстве был организован профилакторий. «Станция имела лучших стахановцев, самоотверженных тружеников, которые были готовы выполнить любую работу».

В архивах описан и достаточно курьезный случай. По инициативе главного инженера Хазановского И.Л. на ТЭЦ-2 было организовано производство зубного порошка для фронта и населения. Дело в том, что отходом производства химического цеха являлся меловой порошок. Этот порошок подвергали небольшой обработке, упаковывали, клеили этикетку с надписью «Зубной порошок Пробуждение. Изготовлено на новосибирской ТЭЦ-2». Однако большого распространения эта инновация не получила.

Правительство высоко оценил работу коллектива станции по бесперебойному снабжению промышленности и быта электроэнергией и теплом в период Великой Отечественной войны.  Старший машинист турбинного цеха-Волков и мастер котельного цеха Секунов были награждены орденом Ленина, а мастер цеха топливоподачи Добровольский, машинист турбинного цеха Михайлов и старший мастер турбинного цеха Демьяненко орденом Трудового Красного знамени.

После окончания Великой Отечественной войны станция продолжала успешно выдавать электрическую и тепловую энергию промышленному городу, переходящему на рельсы мирного труда.

Станция в послевоенный период. После войны продолжилась модернизация станции. 6 июля 1954 года Советом министров СССР утверждено проектное здание на расширение станции. С 1956 по 1959 годы были введены в строй 3 турбины. Электрическая мощность станции возросла до 124 мВТ. Одновременно идет модернизация технологий станции. С 1950 по 1959 годы удельный расход топлива снизился с 529 г/кВт.ч до 487 г/кВт.ч. С 1961 по 1970 годы было введено в строй еще 4 турбины, и ТЭЦ-2 становится одной из самых мощных станций стремительно развивающегося города.

К началу 1980-х гг. актуальным становится вопрос о переводе работы части турбин на газ. 11.09.1981 года состоялся митинг, посвященный этому событию. Митинг сопровождался символическим зажиганием факела. Из выступления на митинге директора ТЭЦ-2 Болошенко Романа Ананьевича. «Газ пришел на левый берег нашего города на Оби. Первым потребителем газа является наша старейшая в городе Новосибирская теплоэнергоцентраль № 2. Проектирование и строительство объектов системы газоснабжения произведено в короткий срок. Строительство началось в феврале текущего года. В течение 6 месяцев построены, налажены и приняты в эксплуатацию все объекты газоснабжения».

Помимо улучшения условий работы, была проведена большая работа по улучшению условий жилья и быта. В докладе директора станции Болошенко Р.А., посвященном 50-летию ГРЭС, сказано: «Было построено пять 73-квартирынх жилых домов, снесены бараки – это тяжелое наследие довоенных и военных лет, получили благоустроенное жилье 263 семьи, улучшили жилищные условия 250 семей, построена детская дача на 100 мест, бытовой корпус на 675 мест, новая прачечная, медпункт, столовая в служебном корпусе». Теперь можно было точно сказать, что ТЭЦ-2 становится градообразующим предприятием левобережья.

В настоящее время на долю станции приходится примерно 16% в общем объеме производства тепла новосибирскими ТЭЦ и котельными и около 10% от выработки электроэнергии в регионе. С ТЭЦ-2 проведена теплотрасса в теле Коммунального моста на правый берег Оби — по ней получают тепло Железнодорожный и значительная часть Центрального района города. В целом мощности ТЭЦ-2 сегодня обеспечивает теплом примерно 1,5 тысячи многоквартирных жилых домов.

ТЭЦ-3. Вторая станция Левобережья

Вопрос об открытии еще одной станции на левом берегу встал практически сразу же после открытия ТЭЦ-2. Поэтому уже в 1939 году началось строительство ТЭЦ-3, так необходимой для энергоснабжения завода «Сибсельмаш».

В 1942 году проходит пуск турбинного, электрического, топливно-транспортного, химического, котельного цехов. В тяжелые условия военного времени приходилось строить и запускать первые котлы. Параллельно решать бытовые вопросы, связанные с размещением работников и налаживанием их быта. Котлы, заложенные в военное время, исправно функционировали до 2005 года, и только потом были заменены на современные. А первая турбина, установленная в сентябре 1942 года, продолжает функционировать до сих пор.

До начала 1950-х годов станция обслуживала в основном местные заводы. В 1951 году введена в эксплуатацию новая подстанция «Северная», которая предусматривала снабжение электрифицированного участка Западно-Сибирской железной дороги. В 1954 году введен первый генератор с водородным охлаждением. В 1970-1980 годы было введено еще несколько подстанций.

В прошлом году ТЭЦ-3 исполнилось 80 лет. На предприятии работает несколько династий, члены семей которых продолжают работать на протяжении всего этого времени. Несмотря на тяжелый физический труд, на предприятие приходит работать молодежь. Строятся жилые массивы, облагораживается территория станции.

Новосибирская ТЭЦ-3 прошла отбор по федеральной программе ДПМ-2 (договор поставки мощности). Предполагается, что в период с 2024 по 2027 годы на ТЭЦ-3 должна пройти замена двух турбогенераторов с приростом мощности на 20 МВт по каждому. Будет смонтирован новый котел № 15 производительностью 320 тонн пара в час, или 192 Гкал/ч. В итоге тепловая мощность ТЭЦ-3 с нынешних 945 Гкал/ч вырастет на 20 % – до 1 137 Гкал/ч. Электрическая мощность станции увеличится с 497 до 537 МВт, прирост составит 8 %. Также это снизит воздействие на экологию.

Заключение

Вот уже несколько десятилетий человечество разрабатывает проблему «зеленой энергетики». Люди пытаются использовать энергию ветра, воды, солнечного света. Еще буквально недавно эту идею буквально обожествляли.

Однако спустя десятилетия добычи энергии подобным способом выяснилось, что подобный способ имеет много недостатков. Приручение энергии солнца очень дорого по себестоимости и зачастую нерентабельно, ГЭС не вырабатывают необходимого нужного количества энергии, а ветряные генераторы, по последним данным, резко меняют климат и способствуют дальнейшему глобальному потеплению.

Именно поэтому принцип построения ТЭЦ, разработанный сто лет назад, долго еще будет актуальным. Не забываем, что мы живем в Сибири, и для нас ТЭЦ – это не только источник электроэнергии, но и тепла.

Мы надеемся, что наше исследование поможет развитию музея в нашей школе, который посвящен застройке и развитию левобережной части Новосибирска.

Список источников

1. Постановление № 1028 Президиума Западно-Сибирского краевого Исполнительного комитета от 15.07.1931 г. Новосибирск // Архив Центра истории развития Ленинского района.

2. «Советская Сибирь», 16.02.1935 // из архива Новосибирской областной научной библиотеки.

3. Доклад Болошенко Романа Ананьевича на торжественном собрании, посвященном 50-летию ГРЭС (ТЭЦ-2), 1 ноября 1985 года // Архив СГК ТЭЦ-2.

4. Приказ № 244 Главэнерго от 31.07.1981 за подписью Директора ТЭЦ-2 Болошенко Романа Ананьевича.

5. Отчет о деятельности цехов СГК ТЭЦ-3//Архив ТЭЦ-3.

6. Статистические материалы «ТЦ-2 в период войны» // Архив ТЭЦ-2.

Список интернет-источников

1. Официальный сайт Министерства энергетики России: https://minenergo.gov.ru/node/3039

2. Библиотека Сибирского краеведения. http://bsk.nios.ru

3. Электронный архив газеты «Правда» https://marxism-leninism.info/paper/pravda

4. КонсультантПлюс https://www.consultant.ru/

5. Сетевое издание Кислород ЛАЙФ https://kislorod.life/

6. Официальный сайт СГК https://sibgenco.ru/main/

7. Рос Тепло Энциклопедия https://www.rosteplo.ru/

Список литературы

1. Свет Сибири. Зуев Н.Е., Литвинова И.В., Трушина О.И. – Новосибирск, 2001.

2. Дьяченко П.Е., Мишле М. Строим Сибкомбайн: Самый крупный в мире завод комбайнов и других сложных с.-хоз. Машин. – Новосибирск, 1931.

3. История промышленности Новосибирска. Исторические очерки. Новосибирск, 2004. Издательский дом «Историческое наследие Сибири».

4. Новосибирская Левобережная ГРЭС. Статьи, очерки. Новосибирск, 1935 год.

5. ТЭЦ-2. 50 трудовых лет. Новосибирск, 1985 год.

6. Жертвы политического террора в СССР. Книга памяти Новосибирской области, Новосибирск, 2009 год.

Количество просмотров: 462  

Добавить комментарий

1. Нина Борисовна Сурдина: дело всей её жизни ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Владимир Токарев: жизнь с песней и стихами ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Проспект Карла Маркса и жилой дом на улице Советской как места памяти сообществ бывших одноклассников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. «Я была шестой». Надежда Григорьевна Пономарёва вспоминает о своём детстве ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. «Первая сибирская фильма»: к столетию выхода на экран немого художественного фильма «Красный газ» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Новониколаевская центральная электростанция имени М. И. Калинина: история строительства по архивным документам ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Зарождение и развитие энергетической системы левобережной части города Новосибирска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Дом на Красном. Часть 2. Собенниковская ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. «Всего пришлось повидать…». Семейная история спецпереселенца из Молдавии ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Условия и формы жизни горожан Западной Сибири второй половины XIX – начала XX века в досоветской историографии ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Строительство соцгородов. 33 квартал ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Дом на Красном. Часть 1. Суриковская ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Всё для Победы: трудовой подвиг жителей Краснозерского района во время Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Фундамент для мегаполиса: о ликвидации оврагов в долине р. Каменки в г. Новосибирске в 1960-80-ые гг. ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
15. Завьяловская школа в годы Великой Отечественной войны и её герои-выпускники ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. «Сибирский педагогический журнал»: история научного издания Новосибирска ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Север, зэки, радиомачта и две авиакатастрофы. Новая история места в Новосибирске ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Юбилей деревни Бугры ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы