Чиновник, крестьяне и сельскохозяйственная школа (к характеристике деревенской культуры Сибири в начале эпохи модернизации)

 
 

Зверева Капитолина Емельяновна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры отечественной и всеобщей истории НГПУ

 
 
 

Зверев Владимир Александрович,

доктор исторических наук,

профессор кафедры отечественной и всеобщей истории НГПУ

 

Чиновник, крестьяне и сельскохозяйственная школа (к характеристике деревенской культуры Сибири в начале эпохи модернизации)

Опубликовано: Зверева, К. Е., Зверев, В. А. Чиновник, крестьяне и сельскохозяйственная школа: (к характеристике деревенской культуры Сибири в начале эпохи модернизации) / К. Е. Зверева, В. А. Зверев // Культура и интеллигенция России в эпоху модернизаций (XVIII–XX вв.): материалы Второй Всерос. науч. конф. / гл. ред. Н. А. Томилов. – Омск: Сиб. филиал Рос. ин-та культурологии: ОмГУ, 1995. – Т. 2: Российская культура: модернизационные опыты и судьбы научных сообществ. – С. 58–61.

Начало эпохи модернизации культуры и образа жизни крестьянства – основной части населения России – можно отнести ко второй половине XIX в. В селениях Сибири в это время тоже вызревают предпосылки, и затем распространяются первые проявления перехода от «традиционного» общества к «современному». Стимуляторами и проводниками иногда уже назревших, а иногда преждевременных или вовсе неоправданных нововведений чаще всего являлись государственные чиновники и сельские интеллигенты – учителя, медики, агрономы. Их деятельность имела противоречивый характер: будучи выразителями прогрессивной исторической тенденции, они далеко не всегда учитывали действительные потребности и возможности деревенской среды, ее психологические, ментальные, культурные особенности и потому не всегда могли добиться объективно необходимых и субъективно ожидаемых результатов.

В Государственном архиве Томской области (ф. 3) отложились материалы, дающие яркое конкретное представление о роли административных органов, конкретных чиновников в деле создания и развития сети начальных общеобразовательных и специальных учебных заведений в сельской местности. Большой интерес представляет, в частности, делопроизводство 1866–1872 гг. об учреждении училищ в Алтайском горном округе для обучения земледелию (оп. 48, д. 13 и 42).

Инициатором-культуртрегером в региональном масштабе выступил в данном случае мировой посредник Третьяков, чей мировой 5-й участок располагался в северной части Кузнецкого округа (волости Тарсминская, Касьминская, Верхотомская и Мунгатская). В июле 1866 г. Третьяков обратился к томскому губернатору с проектом устройства в каждом мировом участке Алтайского горного округа учебной фермы для детей бывших приписных крестьян и мастеровых. В его письме констатировалось, что в сельской местности Алтая, по существу, нет действующих учебных заведений, что крестьяне детей в недавно учрежденные волостные школы не отдают, ибо убеждены в бесполезности и даже вреде школьного образования: «Как они выражаются, ученого не уделаешь земледельцем и домохозяином».

Предлагалось убедить крестьян в пользе образования практическим путем: на образцовой учебной ферме, кроме письма, чтения и начал арифметики дети будут изучать основы земледелия, скотоводства, пчеловодства и ремесла, технологии изготовления сельскохозяйственных орудий. «Крестьяне, увидав, что дети их будут воспитываться не для того, чтобы быть только за полштофа сочинителями или переписчиками прошений и бумаг, и не для одного снятия писарских должностей, а для того, чтобы быть хорошими земледельцами и хозяевами, будут не так неприязненно смотреть на образование и, вероятно, охотно отдадут детей учиться на ферму... Я уверен в этом положительно: потому что, по знакомству моему с народом, знаю, как охотно он ловится на каждое нововведение в его быте, но, к сожалению, получить его здесь не может, потому что не от кого», – так излагал Третьяков свою идею.

Сходные идеи в этот период просто витали в воздухе, а в некоторых местностях России уже был накоплен определенным опыт их реализации. Поэтому объяснимой выглядит реакция на письмо Третьякова со стороны Томского губернского управления.

В августе 1866 г. губернатор обратился ко всем мировым посредникам Алтайского округа с письмом, в котором излагалось намерение учредить поблизости от Томска сельскохозяйственную школу для крестьянских детей с целью рационализации местного земледелия. Чиновникам предлагалось разъяснить волостным сходам необходимость принятия постановлений, которыми мирские общества взяли бы на себя расходы по содержанию этой школы.

Далее в деле содержатся «приговоры» многих сходов Бийского и Кузнецкого округов, где крестьяне единодушно от принятия на себя таких расходов уклоняются. Можно выделить две основных мотивировки отказа и от сбора денег на сельскохозяйственную школу, и от открытия общеобразовательных начальных училищ при волостях либо церквях. Первая: неимение средств по причине многолетнего неурожая хлебов и сенокосных трав. Эта мотивировка соседствует в большинстве постановлений со словесным признанием школы «предприятием для благосостояния сельского населения весьма полезным и даже необходимым». Вторая мотивировка официально вошла только в один «приговор», но высказывалась в процессе обсуждения вопроса на многих крестьянских сходках. Крестьяне негативно оценивали опыт обучения подростков из своей среды в Барнаульском горнозаводском училище в предшествующий период. Те, «вышед из училищ, явились к нам совершенно развращенными, так что не только не служили писарями, но, впав в пьянство и [иные проявления] дурной жизни, пали бременем на общество в дальнейшей их жизни. За них оплачивали все повинности».

Итак, дело учреждения сельскохозяйственной школы неподалеку от Томска для обслуживания всей кабинетной территории Алтая в данный период оказалось неосуществимым. Однако уже известный нам мировой посредник Третьяков не смирился с обстоятельствами, проявил исключительную энергию и целеустремленность, решив основать училище на территории своего участка. В феврале-марте 1867 г. он провел в каждом подведомственном ему сельском обществе сходы, и в 59 обществах крестьяне, частично под сильным давлением, частично будучи убеждены в пользе сельскохозяйственного образования, приняли на себя обязательство вносить на устройство и содержание школы «один год по 50 коп., а два года по 20 коп. с души, а затем чтобы школа уже держалась своими средствами». Дополнительные суммы были собраны в городах (Кузнецк, Томск, Барнаул) путем добровольных пожертвований. Были мобилизованы также имеющиеся в волостных правлениях «штрафные» суммы и деньги, вырученные от продажи пригульного скота.

В мае 1869 г. сельскохозяйственная школа была учреждена в с. Усть-Сосновском Тарсминской волости. В 1870 г. в ней обучалось 36 мальчиков. Министр земледелия и государственных имуществ России утвердил ее устав.

Дело вроде бы пошло на лад, но, как вскоре выяснилось, держалось оно почти исключительно на плечах Третьякова. С целью ознакомления с постановкой дела на земледельческих фермах и в училищах Европейской России, поисков содействия у научных и технических обществ мировой посредник на свой счет поехал за Урал и вскоре скоропостижно скончался. Оставшись без столь энергичного вдохновителя и организатора, Усть-Сосновская сельскохозяйственная школа пришла в запустение и упадок. В 1872 г. состоялся сход сельчан-учредителей, оформивший изменение статуса школы. В приговоре от 8 марта крестьяне, ввиду отсутствия средств, но «не желая оставлять мальчиков без всякого образования», признали необходимым «оставить эту школу в размерах приходского училища с тем, чтобы воспитанников, кроме грамоты, по возможности знакомили с сельским хозяйством».

Всё же не пропала напрасно подвижническая деятельность Третьякова и других истинных интеллигентов: во второй половине XIX в. сибирское крестьянство постепенно утверждалось на позициях дополнения традиционной семейно-общинной системы социализации детей инновационными школьными формами.

Количество просмотров: 3363  

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки
1. «Всего пришлось повидать…». Семейная история спецпереселенца из Молдавии ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Условия и формы жизни горожан Западной Сибири второй половины XIX – начала XX века в досоветской историографии ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Строительство соцгородов. 33 квартал ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Дом на Красном. Часть 1. Суриковская ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Всё для Победы: трудовой подвиг жителей Краснозерского района во время Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Фундамент для мегаполиса: о ликвидации оврагов в долине р. Каменки в г. Новосибирске в 1960-80-ые гг. ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Завьяловская школа в годы Великой Отечественной войны и её герои-выпускники ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. «Сибирский педагогический журнал»: история научного издания Новосибирска ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Север, зэки, радиомачта и две авиакатастрофы. Новая история места в Новосибирске ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Юбилей деревни Бугры ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы