Рисование нетрадиционными материалами и техниками

 
 

Холоша Надежда Борисовна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Рисование нетрадиционными материалами и техниками

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует.

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски ...

Все нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

В. Берестов

Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно.

Всем известно, что рисование – это одно из самых любимых занятий для дошкольников. Особенно, если это рисование нетрадиционными материалами и техниками.

Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Это интересная, увлекательная изобразительная деятельность, которая вызывает у детей восхищение, положительный настрой и радость. Здесь не присутствует слово «нельзя», рисовать можно как хочешь и чем хочешь. Ребенок может придумать свою необычную, новую и не похожую на другие технику. Чем интересней и разнообразнее будет изобразительная деятельность и материалы, тем быстрее и успешнее ребенок реализует свой творческий потенциал. А формирование творческой личности – одна из важнейших задач в современной педагогике.

На практике я часто использую различные способы и приемы нетрадиционного рисования, такие как:

– рисование пальчиками. Самая простая техника, с которой мы начинаем свое первое знакомство. Для работы нам потребуется: краска гуашь (акварель), лист бумаги, баночка с водой, влажные салфетки. Суть работы проста, для начала ребенку нужно опустить пальчик в краску и оставить отпечаток на листе бумаги. Работать можно как одним пальчиком, так и всей рукой одновременно. Когда работа окончена, пальчики тщательно вытираются влажной салфеткой, затем промываются водой.

 

– рисование ладошкой. Для работы в этой технике мы используем гуашь. Дошкольник окрашивает ладошку с помощью кисточки и оставляет отпечаток на бумаге. Рисовать можно как правой, так и левой руками. В конце занятия руки вытираются салфетками, затем краска легко смывается.

– монотипия. С помощью этой техники, дети учатся рисовать симметричные предметы. Для начала нужно сложить лист бумаги пополам и на одной из половинок нарисовать предмет. Затем раскрасить его краской плотным слоем. Пока краска не высохла, нужно сложить лист бумаги в двое. Плотно прижать пальчиками. Раскрыть. Таким образом получится отпечаток.

– рисование сухой кистью. Для работы в этой технике, нужно использовать гуашь. Кисть должна быть сухой. С помощью ударов кистью о лист бумаги, наносится рисунок, напоминающий имитацию пушистой, рельефной поверхности.

– восковые мелки и акварель. На лист бумаги нужно нанести рисунок (контур) восковыми мелками. Затем закрасить лист акварельными красками. Линии от восковых мелков останутся не закрашенными и проступят на подложке.

– набрызг. Для рисования в этой технике мы используем гуашь или акварельные краски, широкую кисть (зубную щетку) и стеку. Для начала нужно смочить щетку водой. Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс. Набрать немного краски на зубную щетку. Взять щетку в левую руку, а стеку в правую. Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки. Брызги полетят на бумагу.

– отпечатки листьев. Для работы в этой технике нужно заранее подготовить листья от деревьев. Ребенок покрывает лист от дерева гуашью, используя разные цвета, затем прикладывает его окрашенной стороной к листу бумаги. Сверху прикладывает сухую салфетку и прижимает пальчиками. Затем аккуратно убирает лист и получает отпечаток.

– кляксография. На листе бумаги акварельной краской нужно сделать пятно (кляксу). Трубочкой выдуваем воздух на кляксу и получаем рисунок.

 

– рисование картофелем. Эта техника привлекает детей своей необычностью. Она позволяет многократно изображать один и тот же отпечаток и составлять из него разные композиции. Заранее необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

– рисование песком. У данной техники нет строгих правил. Можно рисовать руками и разными приспособлениями (расчески, кисти, наборы для песочницы, использование шаблонов и контуров, резиновые мячи с шипами и т. д.).

В результате использования нетрадиционных техник рисования дошкольники развивают творческие способности, воображение, фантазию. Учатся работать с разнообразными материалами. Проявляют самостоятельность и инициативу. Нетрадиционное рисование играет огромную роль в общем развитии ребенка. Ведь самым ценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности – уверенной в себе и в своих способностях.

Литература:

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Издательство Скрипторий, 2003, 2007. – 80 с.

Количество просмотров: 7470  

Добавить комментарий

1. Ваш ребенок здоров, или Когда нужно бежать к психологу
2. Библиотека в детском саду
3. Сценарий спортивной квест-игры для старшего дошкольного возраста «Клад лесовика»
4. Дидактическая игра «В космическом корабле» (образовательная область «Речевое развитие»)
5. Рисование нетрадиционными материалами и техниками
6. Многофункциональное пособие «Речевой домик» как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста
7. «Как хорошо уметь считать»: математическое развитие детей дошкольного возраста
8. Оригинальные педагогические приёмы для организации учебно-воспитательного процесса первоклассников
9. Фольклорный праздник «Кузьминки»
10. Сценарий праздника «День матери» (для детей средней группы 4-5 лет)
11. «В день осенний на обед приготовим винегрет»
12. Волшебный уголок математики
13. Театрализованная постановка по пожарной безопасности «Мы потушим Кошкин дом!» для детей второй младшей группы
14. Тематические дни в детском саду
1. «Поэзия первой половины ХХ века»: технологическая карта урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. «Это чудо – сказочная гжель» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование патриотических чувств у детей через непосредственно образовательную деятельность в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Конспект НОД по развитию речи дошкольников с использованием мультипликации на тему «Дикие животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы