Коллективная изобразительная деятельность младших школьников как фактор развития социальной компетентности

 
 

Берегова Дарья Александровна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 
 
 

Андриянова Оксана Николаевна,

методист высшей квалификационной категории

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Коллективная изобразительная деятельность младших школьников как фактор развития социальной компетентности

«Социальная компетентность младшего школьника – интегративная личностная характеристика, отражающая признание им ценности себя и другого, сотрудничества с детьми и взрослыми; знание правил поведения и взаимодействия, способов выхода из конфликтных ситуаций, проявляющаяся в уважительном отношении к людям разного возраста и разных культур, в ответственности за свои поступки и результаты деятельности на основе развития рефлексии» [4].

Формирование социальной компетентности – основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности общества, государства. Среди воспитательных задач, которые стоят перед учреждением дополнительного образования, одной из основополагающих является создание условий для развития социальной компетентности детей.

В наше время очень важно прививать молодому поколению культуру общения, способность творчески работать как индивидуально, так и в коллективе. Общение при выполнении коллективной работы – это обмен важной информацией и практическими навыками, один из способов научиться культуре взаимоотношений. Стоит отметить, что освоение младшими школьниками духовно-нравственных ценностей происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Одним из популярных и увлекательных видов занятий в системе дополнительного образования детей является изобразительная деятельность, которая, несомненно, имеет большое значение для всестороннего развития личности.

В практике преподавания изобразительного искусства существует несколько видов коллективной изобразительной деятельности. В её основе лежат три основные формы организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая. Коллективная форма организации дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивать почву для проявления и формирования общественно-ценностных мотивов.

Этот факт подтверждают практические результаты коллективной деятельности обучающихся творческого объединения «Вокруг света» Центра дополнительного образования «Алые паруса». Хочется также отметить, что представленные формы позволяют сочетать индивидуальную и групповую работы обучающихся, а их взаимодействие позволяет максимально использовать творческий потенциал каждого участника коллективной деятельности. Кроме того, допускается комбинирование форм совместной деятельности, возможность смены её форм в ходе выполнения коллективной композиции, что вносит разнообразие в методику ведения коллективной работы и обогащает опыт коллективного изобразительного творчества обучающихся.

Для работы с детьми младшего школьного возраста на начальном этапе обучения наиболее приемлемой является совместно-индивидуальная форма коллективного творчества. Занятия, построенные на основе данной формы, успешно проходят по теме «Портрет». Эта форма деятельности предполагает, что каждый обучающийся индивидуально выполняет изображение, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. К достоинствам такой формы организации относится то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

Согласование действий каждого из участников совместной деятельности осуществляется в начале занятия, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы и в конце занятия, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

Совместно-последовательная деятельность также часто используется на занятиях и как форма коллективного творчества детей представляет собой два основных этапа:

– индивидуальная работа обучающихся над элементом, частью общего изделия;

– последовательная работа на «конвейере», связанная со сборкой, с последовательным монтажом коллективного изделия.

Как правило, конвейер «включается» в том случае, если на занятии перед обучающимися встает задача за короткий срок выполнить большое количество одинаковых элементов.

В процессе совместно-последовательной деятельности дети учатся сотрудничеству, умению договариваться, лучше понимать собственные решения, учатся уважать собеседника. Совместно-взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности обучающихся на занятиях изобразительного искусства. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одном листе или плоскости), или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности.

Данная форма организации деятельности, с одной стороны, предполагает наличие у детей определенного уровня способностей работать в коллективе, с другой – выступает важнейшим средством формирования умений планировать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творческого труда. Предлагаемые задания позволяют последовательно включать детей в различные варианты творческого взаимодействия, от более простых – работа в паре, небольшой группе (3-4 человека), до более сложных, таких, как работа в группе, состоящей из 10-13 человек. В результате выполнения таких заданий группой создаётся одна общая композиция.

Обучающиеся, занимающиеся в творческом объединении второй и третий год, выполняют совместные творческие проекты. Наиболее успешно проходят такие занятия по составлению композиций на тему «Удивительный подводный мир». В этом случае работа всех участников построена на основе совместно-взаимодействующей формы организации коллективной деятельности. Композиция, выполненная таким образом, не просто составлена из распределённых заранее и выполненных индивидуально рисунков, но это в полном смысле слова плод коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия на всех этапах работы. Предварительно дети знакомятся со структурой проекта, выбирают тему, технические приёмы изображения, определяется количество участников, работающих над одним проектом. В процессе совместного изобразительного творчества могут создаваться не только панно, но и плакаты, стенгазеты, а также оформление спектаклей, праздников и многое другое.

Нами замечено, что результат совместной работы часто весьма значительно превышает сумму потенциальных возможностей каждого из участников. А потому работа, сделанная коллективно младшими школьниками, как правило, получается значительно содержательнее, чем аналогичные композиции, выполненные индивидуально, а процесс совместной деятельности отличается позитивным эмоциональным творческим подъёмом.

В наше время культура общения молодого поколения – одна из главных проблем воспитания. Особенно значима для современного человека способность творчески работать в коллективе. Общение при выполнении коллективной работы – это обмен важной информацией и практическими навыками. Чем совершеннее общение на занятии, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника. Также важно отметить, что коллективная деятельность способствует формированию у обучающихся положительных взаимоотношений не только со сверстниками, но и с педагогом.

Наш педагогический опыт подтверждает выводы многих отечественных исследователей (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, А.И. Савенков и другие) о том, что коллективные формы изобразительной деятельности оказывают большое влияние на формирование у детей коммуникативной культуры, духовно-нравственных качеств, что в свою очередь способствует повышению качества образования и формированию культурной личности.

Список литературы

1. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 194 с.

2. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2005. -128 с.

3. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского: 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2006. – 191 с.

4. Галакова О. В. Развитие социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. – https://www.dissercat.com/content/razvitie-sotsialnoi-kompetentnosti-mla... (дата обращения 26.11.2021).

Количество просмотров: 5486  

Добавить комментарий

1. Погружение в «новую реальность» и развитие технического творчества
2. Новые технологии в образовании: от классического рисунка к диджитал творчеству
3. Роль сценического движения в обучении актера школьной театральной студии
4. Мастер-класс в социальной сети «ВКонтакте» как форма дистанционного взаимодействия с родителями
5. Использование карточек Лейтнера в играх на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
6. Коллективная изобразительная деятельность младших школьников как фактор развития социальной компетентности
7. Возможности проведения исследовательской и проектной деятельности в системе дополнительного образования
8. Конструктивное взаимодействие с родителями как важная компонента образовательного процесса Заслуженного коллектива народного творчества Российской Федерации ансамбля народного танца «Сибирские узоры»
9. Квест-игра как современная интерактивная технология в образовательном процессе арт-студии «Фабрика идей»
1. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса на занятиях по робототехнике ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. О важности драматургии урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие с родителями в рамках соревновательной деятельности в детском оздоровительно-образовательном бассейне ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Творческое взаимодействие как основа доверительного отношения ребёнка, родителей и педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Духовная связь поколений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы