Роль сценического движения в обучении актера школьной театральной студии
Перевоплощение в персонажа посредством сценического движения для актёра школьной театральной студии в процессе занятий, репетиций и тренингов – сложная и порой непреодолимая задача. Во многом это зависит от внутренних психологических зажимов: чувство неуверенности в своих силах и возможностях, отсутствие мотивации к совершенствованию актерских навыков, страх перед осуждением со стороны сверстников и т.д. В понимании зрителя именно движение раскрывает сущность того или иного героя, его характерные черты личности, поведенческие особенности.
Педагоги-режиссёры школьных театральных студий отмечают, что процесс обучения сценическому движению в современных реалиях имеет множество затруднений.
Во-первых, влияние гаджетов формирует у ребенка «клиповое мышление», что в свою очередь вызывает затруднения в нахождении гармоничных движений, которые передают характер исполняемого персонажа.
Во-вторых, наблюдается тенденция к снижению уровня физического развития у детей всех возрастных групп. Этот фактор также вызывает определенные сложности воспитания пластической культуры актера, именно она является необходимым компонентом сценического движения. Нетренированное тело находится в постоянном конфликте с сознанием и противоречит как всему новому и необычному, так и специально созданным в учебных процессах и существующим в них реальным и условным ситуациям [1]. Низкий уровень развитости физических способностей вынуждает педагога уделять больше времени построению тела, развитию «фундамента» для будущей работы в предполагаемых обстоятельствах спектакля.
И в-третьих, у молодого поколения наблюдается снижение эмоционального фона, что впоследствии осложняет понимание основных характеристик, черт персонажа, замысла спектакля.
Современные требования педагогического воспитания состоят в том, что педагог должен уметь видеть происходящие в воспитаннике существенные изменения (физические и психические) и направить их в нужное русло, а для этого необходимо разбираться в законах, на основании которых происходят те или иные изменения. Наличие неотъемлемости физических и эмоциональных процессов ученика в учебных процессах – это обязательное состояние, без которого было бы невозможным развить в нем творческий характер. Творческая свобода (подразумевается полная свобода психики и мышечной системы исполнителя) должна стать главной опорой деятельности будущего актера, поэтому выработка этой свободы остается главным условием процесса воспитания актера [1].
Перечисленным проблемам подвержена не только современная театральная педагогика, но и система образования в целом. Театр неразрывно связан с такими предметными областями, как литература, русский язык, история, мировая художественная культура, физическая культура. Тем самым борьба, направленная на рациональное использование электронных устройств, поднятие уровня сформированности физических задатков ребенка, развитие эмоционального интеллекта, становится общей целью педагогов, учителей и сферы образования в целом.
Из вышесказанного следует выделить актуальность обучения сценическому движению актера школьной театральной студии, которая заключается в возможности преодоления психофизических зажимов ребенка, верной интерпретации определенного персонажа на сцене, развития физических способностей, воспитания личности тонко чувствующей, способной сопереживать другим.
Термин «сценическое движение» изначально подразумевал физическую и психическую готовность исполнителя к сценическому действию. Сегодня его рассматривают как синтез всего опыта по движению тела, накопленного человечеством [1].
Рассматривая сценическое движение с психофизической точки зрения, определяется деятельность педагога-режиссёра, которая заключается в работе над улучшением таких качеств воспитанников, как память, внимание, сила, ритмичность, музыкальность, а также воля и смелость. Развитие данных качеств, несомненно, происходит в процессе аудиторной работы посредством различных упражнений и тренинговых занятий. Но зачастую отработанные педагогом и актером необходимые процессы сценического движения при работе на зрителя утрачивают требуемый эффект. В чём же заключается сущность проблемы?
Константин Сергеевич Станиславский практически с первых же глав своей книги «Работа актера над собой» говорит об огромной роли воображения, фантазии как возбудителей сценического действия и предлагаемых обстоятельств как условий существования самого сценического действия. «Если бы» всегда начинает творчество, а «предполагаемые обстоятельства» развивают его [2]. К.С. Станиславский подразумевает под этими словами, что фраза педагога «если бы» является катализатором возникновения актерского воображения, а предполагаемые обстоятельства выступают необходимыми условиями развития этого импульса в сценическом движении.
Раскованность тела на сцене, умение управления мышечной системой является одной из основных и необходимых предпосылок творческой свободы актера. Готовность тела актера к движению, его пластичность, выразительность, координированное действие и т.п. Актер должен уметь правильно настроить свое тело и привести его в готовность для органических действий на сцене, что включает гармоничное взаимосотрудничество мышечной системы и сознания в аудитории или сценическом пространстве, также он должен контролировать собственные движения и разбираться в их механизме, то есть анализировать, что и как он выполняет (хорошо или плохо) без лишних волнений и отрицательных эмоциональных проявлений [1].
Таким образом, главной задачей педагога становится научить воспитанников театральной студии работать с физическим действием как с обстоятельством, которое оказывает влияние на понимание и осознание способов и методов игры актера в условиях сценического пространства. Особенность простых физических действий, с одной стороны, заключается в зарождении смыслов и идей, ранее недоступных для ребенка, а с другой стороны, появляется возможность придумывать различные выразительные движения, подчиняя их конкретной задаче.
В заключение можно сделать вывод, что обучение сценическому движению актеров школьной театральной студии не только решает проблемы психофизических зажимов, но и помогает юным актерам органично действовать в условиях сцены, верно передавать характерные черты исполняемой роли, а также контролировать и управлять своим телом, разумом, чувствами и эмоциями.
Библиографический список
1. Гегиадзе Ш. Л. Значение внимания и эмоции в процессе изучения сценического движения / Ш.Л. Гегиадзе // Проблемы педагоги, 2018. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-vnimaniya-i-emotsii-v-protsesse-izucheniya-stsenicheskogo-dvizheniya (дата обращения: 14.10.2021).
2. Разночинцева М. А. Роли пластики (сценического движения) в обучении актерской профессии / М.А. Разночинцева // Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2013 [Электронный журнал] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-plastiki-stsenicheskogo-dvizheniya-v-obuchenii-akterskoy-professii (дата обращения: 14.10.2021).
Количество просмотров: 4339 |
Добавить комментарий