Использование алгоритмов на уроках истории в 5 классе

 
 

Никитина Татьяна Геннадьевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 34 г. Новосибирска

 

Использование алгоритмов на уроках истории в 5 классе

Программа по истории в 5 классе насыщена разнообразным материалом – учащиеся начинают работать с исторической картой, историческими источниками. При этом процесс обучения строится на изучении истории древних народов и их цивилизаций – от древневосточных к древнегреческой и древнеримской. Последние две изучаются более подробно, поскольку напрямую связаны с общеевропейской культурой, цивилизации же древнего Востока буквально идут друг за другом, в среднем изучаются по 1-2 часа. В связи с этим возникает потребность упорядочения материала, его систематизации, а также необходимость формирования навыка сравнения и сопоставления. Исходя из перечисленных целей, и используются алгоритмы на уроках истории в 5 классе – сравнительно простой, но при этом эффективный метод. Продуктивность обеспечивается подробной инструкцией учителя при изучении первых тем (в нашем случае при изучении Древнего Египта) и системным применением, то есть каждый раз при рассмотрении новой цивилизации.

На уроке, посвященном географическим и природным особенностям Древнего Египта, учитель предлагает учащимся вести заметки, по пунктам, используя один и тот же алгоритм. Важно отметить, что уроки знакомства с древними цивилизациями успешно обыгрываются в форме урока-путешествия, где учащиеся ведут свой дневник или заметки путешественника. В качестве маршрута путешествия можно использовать план урока. Итак, учащимся предлагается составлять заметки по алгоритму:

1. Географическое положение.

2. Природно-климатические особенности.

3. Занятие населения.

4. Верования/религия.

При первых использованиях алгоритма учитель дает подробную устную или письменную инструкцию в виде подсказок:

1. Географическое положение (на каком материке и в какой его части проживает данный народ / расположено данное государство?).

2. Природно-климатические условия (Охарактеризуйте климат: жарко или холодно? Существует ли выход к морю? Протекает ли по данной территории река или реки, являются ли они полноводными? Какая там почва? Есть ли горы? и т.д.).

3. Занятия населения (Исходя из перечисленных природно-климатических условий, подумайте, чем могли заниматься люди, жившие там, чтобы выжить?).

4. Верования/религия (в кого верили люди, жившие там, с чем, по вашему мнению, связана вера в данных существ?) – данный пункт, как правило, вносится на последующих уроках.

Работу с данным алгоритмом необходимо сопровождать поиском информации на карте и в тексте учебника либо в дополнительных материалах, подготовленных учителем.

Таким образом, учащиеся постепенно выстраивают в голове алгоритм, пункты которого логически исходят друг из друга. Данный метод позволяет структурировать новый материал, сопоставлять географические и природно-климатические условия различных государств и формировать причинно-следственные связи.

Количество просмотров: 6967  

Добавить комментарий

1. Через «Парад культур» к сохранению культурных традиций народов России
2. Морфология русского языка в таблицах и схемах
3. Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории
4. Патриотическое воспитание на уроке английского языка, посвященном героям-космонавтам
5. Реализация дистанционных технологий при обучении математике
6. Использование алгоритмов на уроках истории в 5 классе
7. Формы организации внеурочной деятельности учащихся, направленные на развитие функциональной грамотности
8. Как стать активным участником использования цифровых образовательных ресурсов в урочное и внеурочное время? Из опыта работы учителя английского языка
9. Формирование финансовой грамотности в процессе внеурочной деятельности у детей с нарушением слуха
10. Развитие связной устной речи на уроках литературного чтения в начальной школе
11. Проектная деятельность как один из методов современного образования. Проект «О чем говорит наш почерк?»
12. Развитие УУД активными методами обучения на уроках географии
13. Городской фестиваль «Династии Новосибирска»: история рода глазами детей
14. Детская киностудия как средство развития креативности младших школьников
1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы