Проблемы обучения детей с ОВЗ в современной школе. Инклюзивное образование
Современные образовательные учреждения большинства государств призваны соответствовать индивидуальным образовательным потребностям ребенка, к которым можно отнести социальную успешность (возможность органичного вхождения личности в социальное окружение и участие в общественной жизни), личностную успешность (потребность в личностном становлении и развитии с учетом мотивов, интересов и способностей), профессиональную успешность (потребность в развитии у личности профессиональных и практических умений и навыков).
Однако существуют группы детей, чьи образовательные потребности ограничиваются ввиду состояния их здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети в возрасте до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничения в жизнедеятельности ввиду врожденных, наследственных, приобретенных заболеваний или как следствие полученных травм, подтвержденных в установленном порядке [5, с. 231].
Согласно медицинско-педагогической классификации выделяют детей со следующими ограничениями по здоровью:
– дети с нарушениями зрения (слабовидящие и слепые);
– дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
– дети с нарушениями речи;
– дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
– дети с задержкой психического развития (нарушения связаны со слабовыраженным органическим поражением центральной нервной системы);
– дети с нарушениями интеллектуального развития (нарушения связаны с органическим поражением головного мозга);
– дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (например, аутизм);
– дети с комплексным нарушением развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения [4, с.111].
Большинство таких детей имеют ограничения в жизнедеятельности, самообслуживании, передвижении, самоконтроле, общении и обучении. Как следствие, возникает социальная дезадаптация, т.е. дети имеют барьеры для включения в адекватные возрасту образовательные и воспитательные процессы.
И здесь на помощь приходит инклюзивное образование. Инклюзия – это вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка на основе применения специальных образовательных программ, учитывающих индивидуальные возможности детей с ОВЗ; дети с ограниченными возможностями здоровья включены в среду обычных сверстников в образовательном учреждении; обучение ведется с применением адаптированных или индивидуальных образовательных программ с учетом особенностей детей с ОВЗ.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации и развитие социальных практических навыков у детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут успешно освоить и реализовать навыки общения, нормы поведения, установки и ценности, характерные для общества здоровых людей.
Задача образовательных учреждений при инклюзивном подходе состоит не в адаптации детей с ОВЗ к существующим требованиям стандартной школы, а в разработке новых педагогических методов и приемов в работе с учащимися данной категории. Таким образом, применение инклюзии требует от образовательных учреждений предоставления дополнительных или особых материалов, услуг, программ, что несет затраты.
В связи с этим Е. В. Бирюкова указывает на то, что внедрение инклюзивного образования в практику общеобразовательных школ сталкивается с рядом проблем, к которым можно отнести следующие:
– отсутствие гибких образовательных стандартов;
– психологическая и методическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ (в т.ч. отсутствие в штате школы дополнительных ставок медицинских и социальных работников: сурдопедагогов, логопедов, педагогов-психологов, тифлопедагогов);
– отсутствие у педагогического коллектива знаний основ коррекционной педагогики и специальной психологии;
– недостаточный уровень или отсутствие доступной среды;
– отсутствие возможности обеспечения специального питания для детей, нуждающихся в нем;
– нежелание здоровых детей (и их родителей) учиться в одном классе с детьми с ОВЗ [1, с.183].
И.В. Кругликова отмечает следующие риски инклюзивного образования:
– снижение качества образования для здоровых детей;
– потеря мотивации талантливых и одаренных детей;
– ухудшение условий труда педагогов;
– невозможность технического и материального оснащения образовательных учреждений [2, с.123].
Также автор указывает на так называемые «ресурсные» барьеры, к которым относит:
– недостаточность финансирования образовательных учреждений и как следствие – отсутствие или недостаток материально-технической базы, методического оснащений и оборудования, специальных помещений;
– недостаточность знаний, присутствие страхов, предубеждений, стереотипности мышления (данный барьер является следствием распространенных в обществе стереотипов в отношении людей с ОВЗ);
– низкая заработная плата [2, с.124].
Таким образом, внедрение и развитие инклюзивного обучения в практику общеобразовательных учебных заведений требует перестройки системы образования на всех уровнях. Успешность инклюзивного образования должна определяться созданием условий для профилактики отрицательной динамики в развитии детей (детей в норме и детей с ОВЗ), для максимального проявления и развития способностей, умений и навыков детей с ОВЗ, для чего необходимо повышение комфортности среды для каждого учащегося и комплексное сопровождение особых детей в образовательной среде.
Список литературы
1. Бирюкова Е. В., Бирюкова К. О., Ежова И. С., Карпачева Г. В. Проблемы и перспективы развития дистанционного обучения детей с ОВЗ и инвалидностью // В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. Материалы ХI Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры психологии РГУ имени С. А. Есенина. отв. ред. Л. А. Байкова. – 2019. – С. 180-183.
2. Кругликова И. В. Актуальные проблемы обучения детей с ОВЗ и детей с интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе // В сборнике: Интеграционные процессы в системе дошкольного и начального образования: проблемы воспитания и обучения. Всероссийская научно-практическая конференция: сборник материалов. Под общей редакцией Т.Г. Луковенко. – Хабаровск, 2022. – С. 121-124.
3. Котова Н. И. Актуальные проблемы обучения детей с ОВЗ и инвалидностью // В сборнике: Новой школе – здоровые дети. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: С.В. Корнев, отв. за вып. Н.М. Кувшинова. – Воронеж, 2022. – С. 143-146.
4. Максимова Е. Ю. Проблемы организации обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): психолого- педагогический аспект // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т. 8. – № 4 (29). – С. 111-114.
5. Сивцева К. Н. К вопросу о проблеме обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении // Научный электронный журнал Меридиан. – 2018. – № 4 (15). – С. 231-233.
Количество просмотров: 2512 |
Добавить комментарий