Духовно-нравственное воспитание детей через семейные традиции
Духовно-нравственное воспитание молодого поколения является одной из главных задач современного общества. Начальная школа играет ключевую роль в формировании моральных качеств учащихся, так как именно в этот период происходит социализация ребенка и расширение круга его общения.
Базовые национальные ценности составляют основное содержание духовно-нравственного воспитания и развития. Эти ценности передаются из поколения в поколение через культурные и семейные традиции. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в основном происходит в процессе обучения, где занятия предоставляют возможность для разнообразных коллективных действий и приобретения опыта нравственных отношений.
В соответствии с особенностями личностного развития учащихся я выстраиваю образовательный процесс по авторской дополнительной общеобразовательной программе «Краеведение» с детьми в возрасте от 7 до 10 лет. Я считаю, что сегодня акцент должен быть сделан не на передаче готовых знаний, а на их получении через исследования, творческие задачи и проектные работы. Важно создать условия для развития мышления, создания чего-то нового, работы в команде, постановки и достижения целей и раскрытия всех скрытых потенциалов ребенка.
По этой причине я уделяю особое внимание исследовательской деятельности учащихся в рамках моей программы. Учащимся предлагается выполнить следующие исследовательские проекты: «Моя родословная», «Герб моей семьи», «Традиции и реликвии моей семьи».
Семья – это самое важное и ценное в жизни каждого из нас. Семья влияет на формирование наших моральных и человеческих качеств. Важно привить ребенку интерес к семейным традициям, истории его семьи, связям между поколениями.
Исследование «Моя родословная» направлено на создание условий для духовно-нравственного воспитания детей через их взаимодействие с семьей и изучение истории своего рода. Работа по изучению родословной семьи начинается с постановки следующих задач:
1. Объединение членов семьи общими интересами.
2. Формирование умения работать с архивными документами (в том числе, и в семейном архиве).
3. Развитие умения анализировать, систематизировать, оформлять полученный материал.
4. Повышение интеллектуального и культурного уровня учащихся.
Исследовательская работа строится на изучении таких понятий, как «генеалогия», «родословная», «род», «поколение», «потомство», «предок», «традиция», «реликвия». Изучаются степени родства, профессии членов семьи, семейные традиции и праздники, увлечения, реликвии. На основе полученных знаний предлагаю детям создать генеалогическое древо своей семьи.
Очень важно, что в результате этой работы родители и дети узнали много нового о себе и о своих предках, научились любить и уважать историю семьи. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Раньше на Руси практически у каждого фамильного рода был свой герб. Его передавали из поколения в поколение, он был для человека символом семьи, дома, Родины. Герб – уникальная возможность увековечить свою семью, создать династию, основать род.
Большой интерес у детей вызывает выполнение герба семьи и составление девиза. На занятиях я предложила ребятам попробовать создать свой семейный герб, отразив на нем профессии членов семьи, хобби, увлечения, интересы. Так началась работа «Герб и девиз моей семьи». Вот некоторые примеры девизов семей: «Семья – это счастье, а счастье – это семья!», «Всегда и везде вместе!», «Один за всех и все за одного!», «Когда мы вместе, мы сила!». Семейные гербы получились разнообразные. В них отображались труд родителей, их профессии, семейные традиции, увлечения.
Во время занятий «Традиции и реликвии моей семьи» дети знакомились с самими понятиями «традиции» и «реликвии», а также совместно обсуждали вопросы:
– Для чего нужно сохранять старые (памятные) вещи отцов и дедов?
– Что может быть семейной реликвией?
– Как сохранить память о наших предках?
– Что такое реликвия?
– Что такое традиции?
– Что такое родословная?
Ребята выяснили, что семейными реликвиями могут быть фотографии, письма, документы, предметы быта, украшения, книги и т.д. Затем вместе с семьями они провели исследование своих семейных традиций и реликвий и предоставили результаты своего труда.
Участие в таких исследовательских работах позволяет организовать совместную деятельность учащихся и их родителей, развивает творческие и коммуникативные способности ребенка, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень семьи.
Таким образом, понимание семейных традиций очень важно, т. к. позволяет гордиться детям своей семьёй; даёт возможность проявления положительных эмоций; сохраняет и укрепляет связь между поколениями; играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Количество просмотров: 1101 |
Добавить комментарий