Наставничество как условие профессионального становления молодого специалиста
Наставничество как педагогическое явление в течение долгого времени было забыто, но сейчас вновь возрождается в образовательных организациях региона как эффективная практика работы с молодыми специалистами. Сама я, будучи молодым специалистом в 2010, столкнулась с отсутствием наставника (как и многие молодые учителя). Возможно, если бы во всех образовательных учреждениях была эта практика, десятки выпускников педагогических вузов не ушли бы из профессии.
Актуальность внедрения системы наставничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях».
Что ждет молодого специалиста после окончания института? Документация, уроки, классное руководство, проекты, внеурочная деятельность… Без должной поддержки с объемом педагогической деятельности недавнему выпускнику справиться сложно. Поэтому и важно оказать вовремя поддержку, спланировать методическое сопровождение для дальнейшего профессионального становления. 2 года я была наставником молодого специалиста в МБОУ ЭКЛ. Для успешного взаимодействия была разработана индивидуальная программа адаптации:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ
Целью внедрения института наставничества в МБОУ ЭКЛ является оказание практической помощи педагогическим работникам МБОУ ЭКЛ в приобретении ими необходимых профессиональных знаний и навыков.
Задачами наставничества являются:
– содействие профессиональному и личностному росту педагогических работников, создание условий для самовыражения их профессиональной и творческой индивидуальности;
– оптимизация процесса реализации профессиональной деятельности, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него задачи по занимаемой должности;
– адаптация к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в МБОУ ЭКЛ, установление длительных трудовых отношений.
При осуществлении наставничества наставник:
– совместно с педагогическим работником составляет индивидуальную программу адаптации с учётом должностных обязанностей;
– содействует педагогическому работнику в ознакомлении с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, последовательном и грамотном овладении приёмами и методами организации работы;
– информирует директора МБОУ ЭКЛ о ходе осуществления наставничества;
– по окончании периода осуществления наставничества готовит заключение об итогах выполнения педагогическим работником индивидуальной программы адаптации.
В период адаптации педагогический работник:
– обращается к наставнику за экспертной и консультационной поддержкой по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью;
– выполняет мероприятия, предусмотренные индивидуальной программой адаптации;
– демонстрирует результаты профессионального становления.
Фамилия, имя, отчество руководителя___________________________________________________
Образовательная организация______________________________
Должность______________________________________________
Период адаптации с «________ »____________ 20_____г. по «______»____________ 20_______ г.
№ п/п |
Мероприятия по адаптации |
Сроки выполнения |
Подпись молодого специалиста |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Ознакомление с организационной структурой МБОУ ЭКЛ |
|
|
2. |
Ознакомление с основными правовыми актами, регламентирующими профессиональную деятельность молодого специалиста (в т. ч. с Уставом МБОУ ЭКЛ, локальными нормативными актами по направлениям деятельности и др.) |
|
|
3 |
Изучение нормативно-плановой документации, методических требований, необходимых для исполнения должностных обязанностей |
|
|
4 |
Ознакомление с документооборотом, изучение единых требований к организации работы с документами (ЭШ и др.) |
|
|
5 |
Ознакомление с работой предметной кафедры и индивидуальными плановыми документами учителя (иного специалиста) |
|
|
6 |
Иные мероприятия |
|
|
Индивидуальную программу адаптации разработали:
Наставник____________________________________________
(должность, Ф. И. О. полностью)
«_________» ____________20_________ г.
Педагогический работник___________________________________________
(должность, Ф. И. О. полностью)
«_________»____________20_________ г.
На первых этапах работы молодому специалисту важно было оказать помощь в разработке урока. Это должна быть совместная работа наставника и молодого учителя. В этом поможет методический коучинг. Коучинг – это способ взаимодействия, направленный на то, чтобы наставник систематически
– повышал у молодых специалистов уверенность в себе;
– помогал им вести уроки на более высоком профессиональном уровне;
– улучшал достижения обучающихся с помощью внедрения методик эффективного обучения, современных педагогических технологий;
– развивал рефлексивную культуру и критическое мышление.
В коучинге 3 части: обсуждение до урока (за несколько дней или 15–30 минут до начала урока); просмотр урока (45 минут); обсуждение после урока (в течение 15–30 минут сразу после урока).
Стоит отметить, что работа с молодым специалистом ведется не только в рамках урока. Это и помощь с проектной деятельностью (участвовали в командном проекте ВШЭ), с классным руководством и внеурочной деятельностью.
Недостаточно давать избитые советы. С самого начала нужно давать конкретные примеры.
Конечно, не стоит забывать о том, что молодой специалист должен бывать и на уроках наставника. Начинающие педагоги могут увидеть, какие приемы можно использовать, как строить урок и даже выходить из нестандартных ситуаций.
Наставничество – процесс, требующий совместных усилий: нужна не только передача знаний, навыков, но и желание принять даваемое.
Поработав в качестве наставника, я и сама открыла для себя новое: увидела интересные приемы работы, разработала совместное мероприятие, наметила перспективы в дальнейшей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Вершловский С.Г. Особенности профессионального становления молодого учителя // Советская педагогика. 2014. №4.
2. Дудина Е.А. Наставничество в системе непрерывного профессионального развития педагогических кадров в Великобритании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. №1.
3. Игнатьева Д.А. Роль наставника в профессиональной деятельности молодого педагога // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы V Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 5 февр. 2016 г.) / редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 9093. ISBN 978-5-9907548-6-7.
Количество просмотров: 3462 |
Добавить комментарий