Мастер-класс для педагогов по использованию робототехнического набора Matatalab в образовательном процессе ДОО

 
 

Дорохова Ирина Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Жукова Анна Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Мастер-класс для педагогов по использованию робототехнического набора Matatalab в образовательном процессе ДОО

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по использованию робототехнического набора Matatalab в работе с дошкольниками.

Задачи:

– познакомить педагогов с робототехническим набором Matatalab;

 – обучить участников мастер-класса различным вариантам применения робототехнического набора Matatalab в образовательной деятельности с дошкольниками;

– повысить у участников мастер-класса мотивацию на использование робототехнического набора Matatalab в образовательной деятельности с детьми.

Целевая аудитория: воспитатели и специалисты дошкольных образовательных организаций.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация с видеоматериалами для детей, набор с развивающим роботом Matatalab, модели памятников природы, игровой кубик, ватман-фон для размещения макетов, карта России, карточки с природными объектами.

Ход проведения мастер-класса

Этапы мастер-класса

Содержание деятельности ведущего

Содержание деятельности слушателей

Организационный этап

(организация педагогов, установка на предстоящую деятельность)

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствую всех на своем мастер-классе.

А знаете ли вы, что такое робототехника?

Робототехника – достаточно сложная наука. Однако, начиная с дошкольного возраста, дети могут ее познавать и изучать.

Предлагаю забыть про скучные традиционные методы работы – гораздо интереснее и веселее решать задачи и развивать логическое мышление дошкольника вместе с симпатичным роботом-компаньоном!

 

Сегодня я вас познакомлю с робототехническим набором Matatalab. Он предназначен для формирования основ начального программирования. Ребята играют и учатся принципам программирования.

С помощью специальных кодирующих блоков они управляют забавным роботом MatataBot.

Задача ребенка – выложить блоки на панели управления в желаемой последовательности и нажать большую кнопку Play, после этого специальная Командная башня считает их расположение, передаст информацию роботу, и он будет действовать согласно полученным командам.

Просматривают презентацию, слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация темы

(обоснование выбора темы, её важности и востребованности для педагогов ДОО).

Характерная черта нашей жизни – нарастание темпов изменений. Мы живём в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.

Сегодняшним дошкольникам может предстоять:

– работать по профессиям, которых пока нет,

– использовать технологии, которые еще не созданы,

– решать задачи, о которых мы можем только догадываться.

Считается, что в ближайшем будущем востребованными профессиональными сферами станут космос и виртуальная реальность. Понадобятся специалисты, которые разбираются в робототехнике, биотехнологиях, наноинженерии, работают над искусственным интеллектом...Профессии будущего не ограничатся одним или двумя ключевыми навыками, а потребуют освоения большого числа компетенций.

Игры дошкольников с программируемыми игрушками – это первая ступенька для развития у них навыков моделирования, инженерного мышления, необходимых ребенку в будущем.

Формула инженерного мышления такова:

знания, умения, опыт плюс способность к самостоятельной работе, находчивость, изобретательность, творческий подход, умение анализировать, прогнозировать.

Робототехника позволяет научить детей основам программирования. В процессе игры с набором Matatalab у детей происходит:

– развитие логического мышления;

– развитие умения составлять алгоритмы;

– развитие пространственной ориентации;

– закрепление умения считать;

– освоение правил дорожного движения;

– формирование речи детей;

– развитие мелкой моторики;

– развитие коммуникативных навыков детей, создание дружеских взаимоотношений в группе.

Развивающий набор Matatalab разработан специально для детей дошкольного и младшего школьного возраста, не требует специальных знаний и дополнительного оборудования. Здесь не понадобится даже умение читать и писать! Всё, что вам нужно, – сила воображения и немножко внимательности: выполняя разнообразные задания, дети будут изучать основы программирования, логики и даже музыки, воспринимая каждый урок как увлекательную игру.

Популярность робототехники среди дошкольников с каждым годом растет. Она позволяет детям в увлекательной форме развивать пространственное мышление, логику, учиться работать в команде. Робототехнический набор Matatalab поможет освоить азы программирования – навыка, который через несколько лет будет так же необходим, как письмо или чтение. В таком возрасте дети активно познают окружающий мир и любят пробовать все новое на практике. Именно это легло в основу набора Matatalab: ребята играют и учатся принципам программирования.

 

Просматривают презентацию, слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомление с материалом.

 

Представление робототехнического набора Matatalab, показ фрагмента образовательной деятельности с детьми

 

А сейчас давайте познакомимся с набором.

Что входит в комплект?

Робот MatataBot – это маленький робот на колесах со светодиодами вместо глаз.

Принимает команды от управляющей башни и перемещается по игровому полю в соответствии с заданной программой и/или условиями задания. Умеет рисовать и петь!

Управляющая башня

Модуль со встроенной камерой, которая распознает составленную из комплектных блоков программу. Блоки располагаются на специальном поле перед камерой и определяют заданную оператором последовательность действий. Считав программу, башня передает ее роботу, а тот берется за ее выполнение.

Контрольная панель

Специальное поле, на котором располагаются управляющая башня и большая кнопка запуска программы. Здесь же предусмотрено место для размещения разноцветных блоков, с помощью которых пользователь задает нужную последовательность действий для робота.

Игровое поле (карта приключений) и обучающие брошюры/карточки с различными заданиями

Игровое поле, по которому перемещается робот. Логика и последовательность передвижений напрямую соответствуют программе, полученной от Управляющей башни.

Вы можете использовать готовые поля приключений, а можете раздвинуть привычные границы и придумать собственные игровые площадки! Чтобы MatataBot не заблудился в незнакомом мире, достаточно соблюсти размер сетки, оптимизированный под стандартный шаг робота (10см*10см). Всё остальное зависит только от вашей фантазии!

Блоки для программирования

Кодирующие блоки не только задают направление движения MatataBot: некоторые отвечают за музыку и рисование. То есть ребенок сможет создавать свои композиции, рисовать и строить графики посредством программирования. последовательность нот или движений – и робот проиграет мелодию или нарисует требуемую фигуру

Блоки движения, они зеленого цвета и задают движение в определенном направлении. 

Числовые блоки используются для сообщения роботу количества повторов запланированного действия и угол разворота 

Блоки циклов отвечают за повтор движений. 

Блоки-развлечения – танец, музыка или бег.

 

 

Предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия с дошкольниками старшей группы на тему «Страна моя родная», на котором мы с помощью набора Matatalab закрепляли знания детей о названии страны, её природе, знания о богатствах России, воспитывали в детях чувство гордости за свою страну.

 

Как видите, дети очень заинтересованы и легко справляются с заданиями и программированием робота.

 

Обратите внимание, что в отличие от большинства похожих решений, образовательные комплекты Matatalab подходят для совместной игры сразу нескольких ребят.

Дети учатся работать в команде, находить общий язык, аргументировать свою точку зрения – иными словами, получают навыки, без которых в современном мире не обойтись.

Комплект предлагает детям массу возможностей проявить себя: от переодевания робота в праздничные или тематические «костюмы» до проведения игр с ролевыми сценариями.

Поэтому применение этого набора возможно на занятиях по любой образовательной области.

 

Слушают, смотрят презентацию

  

Видеопросмотр

 

 

 

Практическая работа.

 

Создание условий для активной деятельности педагогов.

Обучение участников мастер-класса вариантам применения робототехнического набора Matatalab в образовательной деятельности с дошкольниками.

 

 

А теперь давайте мы с вами попробуем поиграть.

 

Начнем с основных блоков – это блоки движения, они зеленого цвета и задают движение в определенном направлении. Именно они и дают возможность познакомиться с основами построения простейших алгоритмов.

 

Стрелочка вверх – один шаг вперёд. Кладём блок со стрелкой на панель управления, нажимаем на кнопку запуска и робот делает 1 шаг вперёд.

Попробуйте (желающие подходят к панели, программируют робота).

 

Стрелочка вниз – один шаг назад. Если мы выставим на панель этот блок и нажмём на кнопку запуска, то наш робот переместится назад.

Теперь попробуйте сделать шаг назад (желающие подходят к панели, программируют робота).

 

Соответственно, если используем оба блока на панель управления друг за другом, то робот выполнит эти движения в той последовательности, которую мы укажем.

 

Давайте попробуем (желающие подходят к панели, программируют робота)

 

Таким образом дети создают свой первый алгоритм, это мы с детьми делаем уже в средней группе.

В старшей группе мы с детьми переходим к созданию более сложных алгоритмов.

Чтобы дошкольники научились строить алгоритм действий (движения):

1. Проговариваем маршрут: «Пройди от…до…» (например – от озера до дерева), уточняем условия – например: пройди короткой (длинной) дорогой, не пересекай ручей, мост, лес…

2. Затем ребенок согласно заданию, без программирования

робота, выбирает путь Мататы, соответствующий всем условиям, на карте.

3. Выбранный маршрут выкладывается на доске

4. И в соответствии с созданным планом маршрута запускают робота, тем самым проверяя алгоритм.

 

В дальнейшем дети самостоятельно прокладывают пути для Мататы и составляют алгоритмы в соответствии с заданием.

 

Попробуйте самостоятельно выполнить задание - Путешествие «Лес - озеро».

Ваша задача - составить алгоритм на панели управления из кодирующих блоков и запустить программу для MatataBot.

 

 

Следующий вид блоков – ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ, с ними мы также знакомим детей в старшей группе. К ним относятся Числовые блоки, эти блоки используются для сообщения роботу количества повторов запланированного действия. Например, 3 шага вперед, можно задать используя последовательность из трёх стрелок «вверх», а можно, использовать числовой блок 3, присоединив его к основному.

Попробуйте создать на панели алгоритм из нескольких одинаковых шагов…(педагоги программируют робота)

 

Блоки функций и циклов отвечают за повтор движений.

И блоки-развлечения – танец, музыка или бег.

Например: Наш робот хочет принять участие в конкурсе танцев, который проходит на острове или в волшебном лесу.

Давайте поможем ему добраться.

Дети с удовольствием составляют алгоритм движения до заданного пункта и добавляют блок танца в конце.

 

Давайте и мы с вами выполним это задание…

 

Занятия по составлению алгоритмов мы проводим в разных формах, в том числе в форме командных игр-соревнований. Дети в микрогруппе или в паре создают алгоритмы и реализуют их для достижения поставленной цели.

 

В нашем детском саду мы используем Мататалаб и для творческого развития детей. Для этого применяем модуль Матата-музыкант, позволяющий создавать мелодии, используя настоящие ноты и соответствующие блоки.

И Матата-художник, позволяющий знакомить детей с основами геометрии, используя угловые блоки.

Сейчас предлагаю выполнить задания, которые вы смотрели во фрагменте занятия с детьми.

Начинаем нашу игру с географии (приглашаю желающих педагогов). Предлагаю построить маршрут с помощью кубика на котором написаны природные объекты. Педагоги  кидают кубик по очереди,  программируют ходы робота и выбирают  направление  дойти до таких природных объектов как: вулканы, горы, пустыня. Когда робот придет до указанной точки, мы откроем карточку и проверим на какой объект мы пришли, что на нем изображено, рассказываю о нем и показываю видео.

Участники мастер-класса выполняют задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия. Анализ работы.

Мастер-класс подошёл к концу. Надеюсь, что вам было интересно познакомиться с робототехническим набором Matatalab.

Был ли вам полезен данный мастер-класс?

Вы бы стали использовать опыт работы по его использованию в образовательной деятельности с дошкольниками?

 

Наверное, преждевременно говорить о том, что в детском саду мы можем вырастить будущих инженеров, но мы можем способствовать развитию у дошкольников логического мышления, формированию основ элементарного программирования и технического творчества. А главное, используя этот робототехнический набор, мы можем сделать жизнь ребенка в детском саду интересной и увлекательной!

 

Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу! Желаю творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Спасибо за внимание!

Вопросы и ответы участников мастер-класса, обмен мнениями

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество просмотров: 2384  

Добавить комментарий

1. Активные методы и приёмы развития функциональной (читательской и математической) грамотности младших школьников
2. Развитие связной речи через двигательную активность
3. Будущие первоклассники
4. Занятие по развитию речи по теме «Продукты» в старшей логопедической группе с использованием программируемой игрушки
5. Время летит вперёд, или Программируемые игрушки
6. Долгосрочный проект для дошкольных образовательных организаций «Экологическое воспитание посредством экотропы в дошкольной образовательной организации»
7. Синдром самозванца – новый вызов современному человеку
8. «Азбука знаков»
9. Зимние Олимпийские игры в детском саду
10. «А что внутри?»: проектная деятельность как инструмент развития личности ребенка
11. «Тыквенный спас»: нетрадиционный праздник начала зимы по инициативе детей
12. Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Что мы Родиной зовем?»
13. Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Интерактивная программа для дошкольного возраста «Правила дорожного движения с Умным Ёжиком»
14. Размышления о роли наставника
15. «День борща»: праздник в детском саду
16. Квест-игра как одна из форм организации образовательного процесса
17. Русская народная небылица на занятии изобразительного искусства в подготовительной группе
18. «Со сказками играем, детей развиваем»
19. Приёмы TED-технологии на уроках русского языка и литературы как фактор успешного развития функциональной грамотности учащихся
20. «Поле чудес» для детей 1 класса и их родителей

Страницы

1. Не теряя энтузиазма ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе) ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Продолжая семейные традиции ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. сценарий развлечения для детей с ОНР средней группы «Играем с героями сказки «Репка» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Боровичок и лесные жители» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Спортивный праздник «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Взаимодействие педагогов и родителей при обучении дошкольников рассказыванию ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Адаптация детей в первой младшей группе: ключевые аспекты и рекомендации ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы