Размышления о роли наставника

 
 

Слухай Галина Михайловна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «ЦДО «Лад» г. Новосибирска

 

Размышления о роли наставника

Подходит к концу 2023 год – Год педагога и наставника, и мне захотелось подвести итог, смогла ли я раскрыть в своей работе задачи наставничества.

Для себя я определила, что форма наставничества – это разносторонняя поддержка обучающегося в образовательных, социальных потребностях, временная помощь для решения текущих задач.

Курс «Ментальная арифметика», который веду в центре дополнительного образования, направлен на интеллектуальное, творческое и личностное развитие младших школьников при максимальном использовании потенциала их возрастных возможностей.

Ментальная арифметика выступает в качестве уникального методического инструментария, обеспечивая развитие:

– межполушарного взаимодействия;

– навыков быстрого счета и наиболее полное раскрытие интеллектуального и творческого потенциала;

– уверенности в собственных силах;

– внимательности и концентрации внимания;

– способностей к изучению иностранных языков.

Мои «СЧЕТАРИКИ» с лёгкостью и большим интересом погружаются в мир знаний и увлекательных открытий. Я обладаю не только традиционными знаниями, но и секретными методиками, которыми готова поделиться с ребятами!

Годы обучения – это большой кусок жизни, и каков он для каждого человека, зависит от нас, учителей. Судьба человека непредсказуема, слишком много факторов влияет на нее. Один из них – это люди, которые находятся рядом. Моим наставником в профессиональном развитии стала моя мама. Я росла в учительской семье, в окружении маминых коллег и учеников. В доме царил школьный дух, который я впитала в себя вместе с материнским молоком.

Среди своих учеников я разглядела тех ребят, которые особым образом проявляют себя в детском коллективе. Они стремятся помочь товарищам, высказывают предположения, что будут учителями.

Термин «наставничество» произошел от английского слова «mentor». Так звали героя древнегреческой мифологии – мудрого советчика, пользовавшегося всеобщим доверием.

Наблюдения показывают, что дети, имеющие в семье братьев и сестёр, отличаются от тех, кто в семье один. Они более терпимы по отношению к другим, реже вступают в конфликт и легче налаживают отношения с другими ребятами да порой и со взрослыми. Такие школьники более ответственны, у них уже выработана привычка к взаимовыручке, ответственности за близких. Нередко слышу: «А меня этому научил брат» или «Я обязательно научу сестрёнку делать такую поделку».

Это меня натолкнуло на мысль: не привлечь ли мне детей более старших к младшим на занятия при обучении ментальной арифметике. Решила попробовать. На уроки к второклассникам я стала приглашать несколько четвероклассников, а из 3 класса к первоклассникам. Мои ожидания превзошли себя. Ребята на мою просьбу откликнулись с радостью. Так как это их первая проба пера в роли наставников, были определены конкретные задачи:

– помочь наставляемым в адаптации к новым условиям среды;

– создать комфортные условия и коммуникации внутри группы;

– улучшить образовательные результаты.

Детки быстро подружились. Младшим с наставниками стало легче работать в группе, освоить составление кластеров, синквейнов. Наставляемые стали смелее высказывать свои мысли, как следствие обогатился их словарный запас. Старшие наставники смогли реализовать свой лидерский потенциал. В дальнейшем они стали постоянно интересоваться успехами малышей. Со временем у ребят, разных по возрасту, завязалась дружба.

Две мои ученицы – наставницы приняли участие в конкурсе сочинений «Если бы я был педагогом», посвященном Году педагога и наставника, в рамках проекта гражданско-патриотического воспитания «Я люблю тебя, Россия», где их работы заняли призовые места. Многим другим ребятам захотелось попробовать себя в роли наставника.

Считаю, что я смогла правильно организовать и реализовать форму наставничества на своем курсе «учитель – ученик», «ученик – ученик». Результатом работы наставников стал высокий уровень включенности наставляемых в образовательный процесс, это в свою очередь оказывает положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, лояльность в коммуникации наставников и наставляемых.

Пассивные наставляемые стали проявлять активное участие в конкурсах, снизились конфликтные ситуации внутри коллектива обучающихся. Ребята, увлеченные ментальной арифметикой, стали еще активнее стремиться к получению высоких результатов.

Обучающиеся – наставники получили необходимый стимул к культурному, интеллектуальному совершенствованию, к развитию гибких навыков и метакомпетенций. У ребят повысился уровень самооценки.

Для себя я сделала вывод, что наставничество – это не учитель, не родитель, не психолог, не коуч, это любой значимый человек, на опыт которого можно и хочется опираться. Я смогла решить одну из важнейших задач обучающего процесса – преемственность. Когда ребенок, придя на мой курс впервые, включаясь в новую систему познания, чувствует поддержку наставника, который помогает ему стать ответственным, самостоятельным, настойчивым. Эти качества помогут в будущем добиваться целей, отстаивать свою точку зрения.

Как знать, может когда-нибудь мне скажут: «Я счастлив, что вы есть в моей судьбе». Повезет тем, кто на жизненном пути сорвет незабудку, т.е. встретит человека, которого забыть невозможно. А кто-то и в правду станет моим преемственником.

Курс «Ментальная арифметика» предполагает обучение несколько лет, а значит у меня есть время что-то поправить. Есть время запланировать улучшения на следующий год.

Количество просмотров: 2399  

Добавить комментарий

1. Активные методы и приёмы развития функциональной (читательской и математической) грамотности младших школьников
2. Развитие связной речи через двигательную активность
3. Будущие первоклассники
4. Занятие по развитию речи по теме «Продукты» в старшей логопедической группе с использованием программируемой игрушки
5. Время летит вперёд, или Программируемые игрушки
6. Долгосрочный проект для дошкольных образовательных организаций «Экологическое воспитание посредством экотропы в дошкольной образовательной организации»
7. Синдром самозванца – новый вызов современному человеку
8. «Азбука знаков»
9. Зимние Олимпийские игры в детском саду
10. «А что внутри?»: проектная деятельность как инструмент развития личности ребенка
11. «Тыквенный спас»: нетрадиционный праздник начала зимы по инициативе детей
12. Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Что мы Родиной зовем?»
13. Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Интерактивная программа для дошкольного возраста «Правила дорожного движения с Умным Ёжиком»
14. Размышления о роли наставника
15. «День борща»: праздник в детском саду
16. Квест-игра как одна из форм организации образовательного процесса
17. Русская народная небылица на занятии изобразительного искусства в подготовительной группе
18. «Со сказками играем, детей развиваем»
19. Приёмы TED-технологии на уроках русского языка и литературы как фактор успешного развития функциональной грамотности учащихся
20. «Поле чудес» для детей 1 класса и их родителей

Страницы

1. Педагогическое мероприятие с детьми «Экологическое путешествие в волшебную страну» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Мастер-класс «Нейропсихологические технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Пособие «Досочки Сегена» в коррекционной работе логопеда ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Библиотечная игра по сказкам А. С. Пушкина ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Развлечение «Приметы осени» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Конспект логопедического досуга для детей старшей группы по теме «Зимушка-зима» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Знакомство с процессом изготовления стеклянной ёлочной игрушки в праздничном путешествии в зимний Красноярск на фабрику новогодних игрушек «Бирюсинка» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. «Чистота – залог здоровья»: формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Конспект НОД «Путешествие в мир народных промыслов» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Конспект занятия для детей с ТНР средней группы «Настоящие друзья» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Беседа с дошкольниками подготовительной группы о старинном русском промысле – прядении ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Приобщение детей и родителей к семейным традициям ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Комплекс пальчиковых гимнастик с использованием кинезиологических упражнений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Нетрадиционные формы проведения тематических занятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Традиционный праздник МБДОУ д/с № 237 «Ярмарка семейных традиций» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Мастер-класс «Использование сервиса LearningApps.org на уроках английского языка» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы