Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога

 
 

Казицкая Ирина Петровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Большереченский детский сад» Омской области

 

Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) ориентирует педагогов на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и способностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта взаимоотношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и обществом в целом.

Обучение детей с разными образовательными потребностями в рамках одного учреждения, группы требует от педагога владения современными педагогическими технологиями, наличия широкого спектра дидактических средств, методик, эффективно решающих поставленные задачи.

Инклюзия подразумевает, что система образования готова принять любого ребенка, независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и других), и обеспечить ему оптимальную ситуацию социального развития.

Педагогу, работающему в такой группе, где одновременно учатся дети с нормальным развитием и дети с ограниченными возможностями, приходится ежедневно решать сложные задачи, чтобы создать особые условия для организации образовательной деятельности. Современные технологии открывают интересные возможности для решения этих задач.

Лэпбук (lapbook) дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях», или тематическая папка, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией в виде рисунков по избранной теме, а также интересные игры и задания. Это способствует приобретению, усвоению, обобщению и систематизации информации в игровой форме, что имеет неоценимое значение в процессе формирования самостоятельных действий ребенка. Ноутбук, как материальная форма реализации идеи формирования умственных действий, позволяет устранить недостатки традиционной отечественной системы образования, поскольку его разработка и практическое применение развивают творческий потенциал учащихся. Известно, что у детей с трудностями в речевом развитии также нарушаются когнитивные процессы: внимание, память и мышление, что делает путь к коррекции речи более длительным и трудным.

В то же время работа с интерактивной папкой выполняет коррекционно-развивающую функцию: отображение иллюстраций, группировка и распределение их по конвертам, кармашкам, вырезание, раскрашивание, сбор различного рода пазлов, действия с движущимися элементами способствуют развитию мелкой моторики, активизируют кинестетические способы обработки информации. В нем можно размещать задания разного уровня сложности. Одним из особых преимуществ ноутбука является его многофункциональность, вариативность и возможность постоянного дополнения. Данная игровая технология позволяет использовать ее в ходе различных видов организации занятий: индивидуальных, групповых, совместных с родителями и учителями.

Внедрение этой технологии выводит на новый уровень: воспроизведение звука, ускорение процесса автоматизации и дифференциации звуков; словарный запас, развитие навыков словообразования и спряжения, расширение семантических полей значений слов; лексическую и грамматическую структуру, совершенствование навыков сопоставления частей речи, подбор словосочетаний, однокоренных слов, использование предлогов; связная речь, выполнение упражнений по введению в речь сложноподчиненных предложений и т.д. формирует у детей интерес к процессу обучения, развивает эмоциональную отзывчивость, внимательность, любознательность.

Для обеспечения достижения целей в работе с особыми категориями детей в дошкольном учреждении создаются следующие условия:

1) взаимодействие взрослых и детей, направленное на формирование личности, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность выбора вида деятельности, партнера и средств; специфика деятельности, средства для ее осуществления, ограниченный объем личного опыта детей из особых категорий принимаются во внимание;

2) формирование игры как основного фактора воспитания и развития ребенка с особыми образовательными потребностями с учетом необходимости развития личности ребенка, создания условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и правил; нормы поведения, принятые в российском обществе;

3) создание образовательной среды, способствующей личностному развитию особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, защите и укреплению их здоровья.

Самый первый лэпбук, который был разработан мной, называется «Мнемотехника». Цель создания: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.

Второй лэпбук я разработала для детей старшего дошкольного возраста. Он называется «Экономика и дошколята». Цель создания: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности и расширение представления о бюджете, деньгах.

Эффективность использования лэпбуков позволила предположить возможность их применения в различных сферах развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Результаты наблюдений показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместных мероприятиях. Значительно возросла познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициатива в решении задач. Изученный материал успешно используется детьми в повседневной жизни.

Я считаю, что лэпбук – это особый вид организации учебного и наглядного материала для особых детей. Он помогает ребенку усваивать, понимать и самостоятельно запоминать ранее полученную информацию по своему желанию. Кроме того, ноутбук ориентирован на самостоятельную работу детей.

У детей с ограниченными возможностями нарушены память, внимание, восприятие и мышление. Поэтому необходимым элементом при работе с лэпбуком являются упражнения на развитие восприятия (распознавание контурных и пунктирных изображений предметов, сборка раздельного изображения из отдельных частей и т.д.), памяти (запомнить и повторить ряд слов, запомнить ряд изображений или объектов, а затем меняйте их местами и т.д.), логическое мышление (сравнивайте предметы, выделяйте их ведущие признаки). Лэпбук привлекает детей своей необычной формой, ярким цветом, разнообразием материалов и возможностью самостоятельной работы.

Таким образом, мы видим, что портативный метод актуален и очень эффективен. С помощью этого метода формируется субъективная позиция ребенка, раскрывается его личность, реализуются интересы и потребности, что, в свою очередь, способствует личностному развитию ребенка.

Эти удивительные папки для воспитателей являются помощником в работе с детьми с ограниченными возможностями и помогают организовать активную речь ребенка.

Список литературы:

1. Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В., Бурачевская Н. И. Интерактивная папка лэпбук в работе с детьми с нарушениями речи// Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 4. – С.12-14.

2. Габидуллина Е. В. Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста/ Е.В. Габидуллина// Пермский педагогическийжурнал. – 2015. – № 7. – С.146-148.

3. Кулясова С. Н. Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми с ОВЗ / С.Н. Кулясова, Л.В. Анохина// Инновационная наука. – 2018. – № 11.– С. 156-158.

4. Наливкина Ю. М. Игровые инновационные технологии в ДОО/ Ю.М. Наливкина. – Текст: непосредственный// Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (Казань, 2017).

5. Сергеева И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации / И.С. Сергеева, Ф.С. Гайнуллова. – М.: КноРус, 2018. – 112 с.

6. Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий // Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1984. – С.56-145. – 345 с.

Количество просмотров: 2541  

Добавить комментарий

1. Роль социокультурной среды инклюзии в дошкольной образовательной организации
2. Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ОВЗ в ДОО
3. Формирование мотивирующей личностно-развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении
4. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас»
5. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
6. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
7. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка»
8. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога
9. Цветной мир сенсорики
10. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!»
11. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу»
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
13. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР
14. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста
15. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ
16. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка»
17. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО
18. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников
19. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума»
20. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине

Страницы

1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы