Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

 
 

Пархоменко Татьяна Николаевна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МАДОУ д/с № 100 г. Новосибирска

 

Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

Работая учителем-логопедом, мне приходится всегда находить новые пути для реализации педагогических задач, для того чтобы заинтересовать детей, привлечь к общению, вызвать интерес к занятиям. Ведь от этого напрямую зависит качество занятия и усвоение полученных знаний.

В своей работе я уделяю внимание профилактике оптической формы дисграфии. Наблюдая за детьми на занятиях, а также в беседах с родителями воспитанников, имеющих первоклассников, понимаю, что данная проблема сейчас очень актуальна.

Оптическая дисграфия – это расстройство письменной речи, связанное с недостаточностью восприятия оптического образа буквы на фоне недостаточного развития оптических, пространственных и моторных процессов. Характеризуется заменой сходных по воспроизведению букв, отраженным написанием символов или ошибками в изображении отдельных элементов. И для того чтобы ребенку легче давалось обучение в школе, ему было бы полезно овладеть начальными навыками обучения грамоте уже в детском саду.

Я работаю в группах комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Воспитанники групп – это дети с ограниченными возможностями здоровья (ТНР, ЗПР, РАС, УО, нарушение зрения), с нормой речевого развития и дети-инофоны. Контингент разноплановый и, конечно, нужен индивидуальный подход и приемы.

В подготовительной к школе группе в рамках проекта я провожу групповые занятия по подготовке к обучению грамоте. На занятиях знакомлю детей с буквами, их образами. Учу детей запоминать, анализировать, сравнивать, фантазировать. На что похожа данная буква, где она может быть, как расположена, какого цвета может быть? Как можно ее нарисовать или написать?

Основная деятельность детей – это игра, и поэтому занятия проводятся в игровой форме. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В. А. Сухомлинский. На занятиях я использую игру буквенный квест «Найди меня!»

Квест (англ. Quest, поиск) – это разновидность игры, в которой нужно пройти по запланированному маршруту, стремясь выполнить какое-то поручение или задание. Цель квеста: нахождение образа заданной буквы в окружающем пространстве.

Задачи:

– обобщить знания детей о пройденной букве;

– развивать внимание, память, мышление, самостоятельность;

– воспитывать интерес к процессу деятельности и командной работе.

В данную игру могут играть дети дошкольного возраста, которые уже знакомы с буквами. В процессе игры ребенок должен найти пройденную на занятии букву. Для игры использую мячик. Дети в порядке очередности ловят мячик и начинают искать букву в помещении.

Ребенок ищет заданную букву самостоятельно и с подсказками педагога (если ребенок путается или ему сложно ориентироваться в пространстве): куда посмотреть, какая полочка, какого цвета коробочка, имеющая эту букву, размер коробочки или книжки, в каком направлении можно искать (налево, направо, прямо, вверху, внизу). Таким образом, отрабатываются навыки пространственной ориентировки, цвета, формы, размера предметов.

Остальные ребята наблюдают, анализируют. Возможность поиска дается каждому ребенку.

Букву нужно искать в окружающем пространстве помещения группы и прилегающих комнатах:

– на книжных полках (на коробочках с пособиями и дидактическими играми);

– на книгах;

– на вывесках и плакатах, находящихся в помещении;

– в надписях на игрушках;

– на одежде своей и других детей;

– на улице, за окнами группы, во время прогулки (если есть рядом рекламные плакаты или разнообразные надписи на домах);

– во время передвижения по территории детского сада.

Поиск продолжается и на территории детского сада, во время свободной деятельности и на прогулке с воспитателями. Также предлагаются настольные задания для поиска букв.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок сделал сам», – утверждал Ральф У. Эмерсон. За время использования буквенного квеста воспитанники стали внимательнее, заинтересованнее, в любой проводимой деятельности самостоятельно находят буквы и очень гордятся своими находками. Читающие дети стали чаще использовать свои знания. Родители рассказывают о том, что дети занимаются поиском букв дома, в общественных местах, в магазинах, в транспорте и т.д. Дети с удовольствием играют в буквенный квест.

Список литературы:

1. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб.: ИД «МиМ», 1997-286с. (серия «Психология детства»).

2. Лалаева Р.И. Устранение оптической дислексии и дисграфии// Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 1998.

3. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 128 с.

Количество просмотров: 1866  

Добавить комментарий

1. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы