Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)

 
 

Гольская Елена Александровна,

учитель-дефектолог

МБОУ «Большереченская СОШ» Омской области

 

Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)

В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Большереченская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с законом «Об образовании в РФ» созданы условия для максимально полноценной социализации детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта). На сегодняшний день в адаптивных 5-9 классах обучаются 43 ребенка с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), вместе с обучающимися с этой же категорией на домашнем обучении.

Все обучающиеся имеют различные психофизические отклонения. Для детей характерна неравномерность развития отдельных психофизических процессов, что обуславливает чрезвычайную неоднородность показателей развития: у одних наблюдаются грубые нарушения фонематического слуха; малая дифференцированность слухового восприятия; у других – неправильное произношение, связанное с дефектами речевого аппарата, у многих нарушения моторики, зрительного и пространственного восприятия, памяти и дефицит внимания.

По результатам мониторинга и педагогического наблюдения выявлено, что обучающиеся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) не способны в полном объеме понять смысл человеческих отношений и включиться в них, поскольку в их арсенале отсутствуют средства и способы построения отношений с окружающим миром. Зачастую проблемы обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) состоят:

– в ограниченной мобильности;

– в бедности контактов со сверстниками и взрослыми;

– в ограниченном общении с природой;

– в недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарном образовании.

Практически все обучающиеся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) имеют склонности к нарушению поведенческих реакций в социальном и межличностном общении, легко поддаются влиянию малых групп с отклоняющим от социальных норм поведением.

Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) строится с учетом современных образовательных технологий. Профилактическая деятельность и усвоение социальных норм поведения, формирование культурных ценностей происходит посредством игровых ситуаций и использования интерактивных технологий.

Исследовательский опыт И М. Бгажноковой показывает, что для формирования адекватной личности обучающимся с умственной отсталостью необходимы знания, умения и практические навыки, отражающие способность успешно социализироваться и интегрироваться в обществе.

Именно поэтому в МБОУ «Большереченская СОШ» уделяется большое внимание развитию социокультурного направления, через которое у обучающихся с умственной отсталостью формируется общая картина мировоззрения и происходит естественный процесс самоопределения в будущем в соответствии с психофизическими особенностями.

Обучающиеся адаптивного класса посещают различные мероприятия: музей; картинную галерею; выставки творческих работ, где не только знакомятся с достижениями других ребят и могут увидеть свои работы, но и учатся вести себя в обществе и усваивают морально-этические нормы.

Большое значение и хорошие результаты дают экскурсии по Историко-этнографическому комплексу «Старина Сибирская». Обучающиеся, а также их родители посещают мероприятия совместно, где им подробно и в наглядной форме демонстрируются обычаи и традиции сибирских народов, дети имеют возможность поучаствовать в ритуальных играх русских народов. Театральные способности и костюмированные представления специалистов «Старины Сибирской» формируют знания истории нашего края, повышают интерес к истории развития Сибири, знакомят с профессиями старины и особенностями профессиональной деятельности старинных промыслов. Особое внимание уделяется таким профессиям, как столяр, резьбе по дереву и другим декоративно-прикладным искусствам: оформление народных костюмов, ткачеству, вязанию, оформлению игрушек из разных материалов и многое другое. Яркие впечатления обучающиеся получили от знакомства с древней мужской профессией – кузнецом. Во время экскурсии они наблюдали, как грубые, жёсткие руки творят изящные узоры из железа.

Обучающимся с умственной отсталостью очень нравится посещать культурно-развлекательные мероприятия. Регулярно посещаем БУК «Северный драматический театр имени М. А. Ульянова» и другие театральные постановки, проводимые в Большереченском доме культуры. Ежемесячно в Большереченском кинотеатре для обучающихся адаптивного класса специалисты подбирают репертуар в соответствии с развитием обучающихся с умственной отсталостью.

Огромную радость и восхищение вызывают у детей поездки в бассейн. Дружной компанией в сопровождение родителей, раз в месяц мы посещаем спортивный комплекс. Тем самым повышаем уровень взаимодействия родителей с детьми и улучшаем детско-родительские отношения.

В Большереченском государственном зоопарке имени В. Д. Соломатина регулярно проходят мероприятия, в которых обучающиеся адаптивного класса имеют возможность расширить свои знания об экзотических животных, закрепить знания о животных нашего региона и Сибири, получить инструкцию по уходу за обитателями зоопарка, применить на практике некоторые способы ухода за животными. Условия, созданные для обучающихся с умственной отсталостью, позволяют познакомиться с особенностями профессий работников зоопарка согласно штатному расписанию, с их условиями труда и особенностями в зависимости от категории подопечных.

Совершаем экскурсии по достопримечательностям поселка Большеречье.

В МБОУ «Большереченская СОШ» в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью организованы занятия внеурочной деятельности:

– «Виртуальные экскурсии по городам России»;

– «Экология общения»;

– «Моё родное Большеречье»;

– «Кенгуру – познавательные занятия».

Также проводятся занятия в детских объединениях «Школа мастерства» и «Школа общения». В каждом из курсов внеурочной деятельности и в детских объединениях особое значение имеет раздел по профессиональному самоопределению и формированию профессиональных качеств обучающихся с умственной отсталостью.

Одобрение родителей и восторг обучающихся вызвали занятия в детском объединении «Юные Робинзоны». Занятия в данном объединении в связи с новыми санитарно-эпидемиологическими требованиями проходят совместно с родителями, поэтому не каждый из желающих имеет возможность поучаствовать.

Данная программа детского объединения дополняет школьный курс по географии, истории, краеведению, включает много практических занятий на местности, исследовательские походы и природоохранные акции, экскурсионно-туристские походы, во время которых проходят квест-программы, обучающие программы по выживанию в экстремальных условиях. Особенностью методики проведения занятий является разнообразие активных видов детской деятельности, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость. Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний, строится с учётом личностных потребностей.

На аудиторных занятиях обучение происходит в виде бесед, занимательных игр, выполнения логических заданий, просмотра фильмов, встреч с профессиональными путешественниками, специалистами, учеными. Обучающиеся изучают карты местности, чертят схемы, работают со специальной литературой, изучают технику вязки узлов, занимаются подготовкой снаряжения к походу и др.

Практические навыки отрабатываются вне аудитории на свежем воздухе. Обучающиеся совершают пешие прогулки и походы, отрабатывают элементы ориентирования на местности, исследуют памятники истории, выявляют случаи негативного воздействия человека на окружающую среду, участвуют в их ликвидации. В этом же направлении организована Всероссийская акция «Экодежурный по стране».

Происходит формирование позитивных жизненных ценностей у обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности в условиях Омского Прииртышья, повышение мотивации к творческому развитию и профессиональному самоопределению.

Все это способствует комфортному установлению контакта с внешним миром, позволяет принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки, формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т. е. помогает личностной рефлексии, создает обучающему с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) оптимальный режим общения, который обеспечивает в значительной мере его правильную социализацию, воспитывает необходимые навыки обращения с окружающими, формирует коллективные отношения.

Список литературы:

1. Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Академия, 2021.

2. Специальное образование, «Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья», с.85, 2014 № 3.

Количество просмотров: 1576  

Добавить комментарий

1. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы