Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Развитие речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности, и, если речевые нарушения вовремя не исправить, вызывают трудности общения детей с окружающими, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Выбор методов, приемов и форм, которые используются для преодоления речевых нарушений и формирования предпосылок учебной деятельности дошкольников, имеет актуальное значение в современном образовании, которое требует новых технологий и подходов. Одна из важнейших задач современного образования – формирование функциональной грамотности дошкольников.
Функциональная грамотность – это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы разрешения проблем, возникающих в ходе практической деятельности и воплощать найденные решения. В настоящее время одним из требований современного образования является использование современных инновационных технологий в коррекции речи детей для формирования предпосылок функциональной грамотности. Инновационные методы воздействия в деятельности педагога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
К числу широко распространенных новых эффективных средств обучения относятся информационно-коммуникативные технологии. Применение данной технологии в своей деятельности позволяет совершенствовать и оптимизировать педагогический процесс, повысить эффективность любой деятельности в учебно-воспитательном процессе при подготовке к занятиям, во время занятия и в досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Одним из достаточно действенных приемов в дошкольной педагогике, используемых мною в работе, является мнемотехника. С помощью мнемотехники дети составляют описательные и творческие рассказы, учатся пересказывать текст, разучивают стихотворения. Данная техника помогает работать над развитием всех сторон речи, развивать познавательный интерес, связную речь, психические процессы у детей, творческое мышление, коммуникативные навыки, читательскую грамотность при подготовке детей к школьному обучению.
Мнемотехника – это совокупность приёмов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а также чувственного представления. В связи с этим в работе с детьми использую пиктограммы, графические схемы, схему описательных рассказов по лексическим темам (авт. Н.Э. Теремкова, Т.А. Ткаченко).
Работа детей с мнемотаблицей строится мною следующим образом:
1. Мнемоквадрат - схематический рисунок (закрепляем примету, составляем с детьми предложение).
2. Мнемодорожка (из 3 картинок, составляем рассказ из трех предложений, в пустых клеточках рисуем).
3. Рассматриваем всю таблицу и говорим, что на ней изображено. Осуществляем преобразование из абстрактных символов и слов в образы.
4. После преобразования, т. е. перекодирования дети составляют описательный рассказ, например, о «Зиме», происходит обработка метода запоминания.
Одной из известных эффективных педагогических технологий для развития творческой личности ребенка является ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, представляющий собой уникальный инструмент поиска оригинальных идей для развития креативности, мышления, творческого воображения, связной речи Он является одним из методов формирования предпосылок читательской и функциональной грамотности.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется познавательная, речевая, коммуникативная, творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, что потом отобразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественной и др.
Данная технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Вот некоторые из них, используемые мною в работе с детьми:
– Метод каталога. Основан на составлении цепочки вопросов для детей, чтобы подвигнуть их к творческому рассказу. Как правило, метод предполагает применение картинок с изображениями сцен из сказок, на основании которых детям задаются вопросы, требующие креативного ответа.
– Метод аналогичного мышления. Основывается на развитии у детей навыков сравнения и разделения объектов по определённым параметрам и признакам.
– Метод обоснования новых идей. Предполагает выбор ситуации, которая делится на составные элементы: реальные проявления и фантастические проявления. Затем происходит поиск реальных проявлений в фантастической части ситуации.
– Метод фантазирования. Ориентирован на развитие фантазии ребёнка путём внедрения волшебников, способных изменять свойства объектов: увеличивать, уменьшать и изменять.
С детьми дошкольного возраста одним из эффективных инновационных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность, а также способствует развитию грамматического строя и связной речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - дидактического синквейна. Применение данной технологии помогает создать условия для развития личности, способствует мыслительной деятельности, т.е. исключить лишнее и выделить главное, обобщить, классифицировать. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В синквейне самое главное – это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существующие элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
– Первая строка включает одно слово – предмет, отражающий главную идею.
– Вторая строка – два слова, слова – признаки, характеризующие предмет.
– Третья строка – три слова, слова – действия, описывающие в рамках темы.
– Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме.
– Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (может быть одно слово).
Пример синквейна по теме «Перелетные птицы. Грач»
Грач.
Перелетный, шустрый
Летает, кричит, вьет.
Грач прилетает весной.
Весна.
При творческом использовании этого метода он воспринимается детьми как увлекательная игра, в ходе которой у них расширяется и уточняется словарный запас, формируется речевая и мыслительная деятельность.
Основное время занятий отводится мною для практической деятельности детей. Именно эта деятельность наиболее эффективно справляется с задачами по преодолению речевых нарушений. Использование в работе с детьми технологий по развитию речи и обучению грамоте, моделирования, экспериментирования, конструирования способствует развитию у ребенка предпосылок читательской и коммуникативной грамотности. При помощи моделирования учу детей выполнять звуковой анализ и синтез слов различной конструкции с помощью фишек определенных цветов, выполняющих роль заместителей звуков. Работая с моделями звукового и слогового состава слов, ребенок не только устанавливает последовательность звуков в слове, но и определяет их качественные характеристики (гласные, согласные – твердые и мягкие, звонкие и глухие), Углубленная работа в звуковой стороне речи предполагает свободное оперирование звуковыми, графическими моделями слов и предложений, что позволяет мне развить аналитико-синтетическую активность, как предпосылки обучения грамоте детей с нарушениями речи, сформировать предпосылки учебной деятельности. Использование в работе с детьми данной технологии является базовой основой чтения и письма, что поможет будущему школьнику успешно обучаться в школе и овладеть функциональной грамотностью.
Технология коррекции психомоторного развития (авт. А.Л. Сиротюк) применяется мною в практической деятельности для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Психомоторное развитие ребенка является базой для дальнейшего психического развития и является основой для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков на этапе завершения дошкольного образования.
Кинезитерапия – инновационная технология, где кинетическая чувствительность является главной для становления межсенсорных связей: зрительно-моторных, слухо-моторных, речедвигательных. Простые упражнения кинестетического праксиса с различными предметами (нанизывание бусинок, работа ножницами, с горошинами, с крупой и т.д.) способствуют снятию напряжения, умственной усталости. Кисти и пальцы рук постепенно приобретают подвижность, гибкость, исчезает неловкость движений, развивается произвольное внимание и волевая регуляция. Под действием кинезиологических тренировок и упражнений (авт. А.Л. Сиротюк) совершенствуется и координируется роль нервной системы; синхронизируется работа полушарий головного мозга. Это такие упражнения, как «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь» – развитие мозолистого тела; «Лягушка», «Лезгинка», «Ухо-нос» – развитие межполушарного взаимодействия и самоконтроля. Упражнения необходимо проводить ежедневно и систематически, очень полезны для детей дыхательные, глазодвигательные упражнения.
Для развития речи детей с нарушениями речи использую в работе методику биоэнергопластики – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Бионергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает внимание, память, мышление, укрепляет мышцы речевого аппарата, развивает координацию движений. Комплекс упражнений, согласно этому методу, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, точности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Здоровье ребенка является необходимым условием полноценного личностного развития, поэтому использование здоровьесберегающих технологий несомненно способствует формированию в дальнейшем функционально грамотного человека. Работая с детьми, имеющими уже проблемы со здоровьем, использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшить эмоциональный настрой, повысить работоспособность детей, что в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, улучшает качество образовательного и воспитательного процесса. Для обеспечения комплексного подхода к охране и укреплению здоровья обучающихся мною используются различные физкультурно-оздоровительные упражнения: физкультминутки (динамические паузы), дыхательная и пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, логоритмические упражнения, упражнения для коррекции осанки, игры малой подвижности, хороводные, подвижные игры и спортивные игры.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий и являются основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровые технологии позволяют мне сделать учебный и воспитательный процесс интересным и увлекательным. В процессе игры у ребенка активизируются все психические процессы и положительно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка. Игровая деятельность вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс, помогает развить коммуникативные способности и речевую деятельность детей, желание вступить в контакт с окружающими. Вместе с тем, в педагогическом процессе игра выступает как метод воспитания и обучения. Включая в процесс обучения игры и игровые моменты, всегда помню об их цели и назначении: за игрой стоит учебное занятие – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, мотивация к образовательной и воспитательной деятельности.
Личностно-ориентированная технология реализуется мною в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания дополнительной общеобразовательной программы и предусматривает создание благоприятных и безопасных условий для развития личности ребенка, в том числе оказание помощи детям с ОВЗ. Личностно-ориентированная технология помогает мне изучить особенности каждого ребенка посредством общения, организовать образовательную деятельность по формированию правильной речи у детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, отследить план индивидуальной коррекционной работы каждого ребенка, увидеть динамику и возможности развития творческого потенциала, раскрыть индивидуальность ребенка.
Все вышеперечисленные технологии способствуют повышению качества образования, обучения и воспитания, укреплению и сохранению здоровья детей. Их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых технологий, привнося в них новые инновационные формы и способы взаимодействия педагога и ребенка. Эти инновационные технологии служат для создания благоприятного эмоционального фона, психического и речевого развития ребенка, обеспечивают повышение работоспособности у детей, а также содействуют формированию предпосылок функциональной грамотности, которая не только способствует реализации преемственности дошкольной и школьной ступени, но и становится той базой, без которой ребенок не может успешно обучаться в школе.
Используемая литература
1. Вартапедова Г.Н. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. – Новосибирск. НИПКиПРО, 2020.
2. Гурьева Н. Год до школы. Развиваем память: Упражнения по мнемотехнике. – С-Пб., Светлячок, 2022.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: Основы теории и практики. – М., Эксмо, 2011.
4. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми. – С-Пб., Союз, 2014.
5. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М., АРКТИ, 2008.
Количество просмотров: 840 |
Добавить комментарий