Театрализация как действенный ответ неофашизму

 
 

Куликова Ирина Геннадьевна,

педагог дополнительного образования ЦДОД «Искра»,

руководитель театральной студии МБОУ Лицей «Созвездие» № 131 г. Самары

 

Театрализация как действенный ответ неофашизму

Трудно себе представить, чтобы человечество, испытавшее на себе леденящие душу картины зверств фашистов, за такой исторически короткий срок успело забыть о крематориях, дым и пепел которых ветер доносил до всех уголков земного шара. Не укладывается в сознании и то, что в центре Европы снова разгорается очаг фашизма, пламя которого (теперь уже ядерное) может поглотить всю планету. Неофашизм процветает, находит своих поклонников среди неоперившихся в моральном и духовном плане оболваненных юнцов. А ведь от первых фашистских лозунгов, выкрикнутых в толпе фашистскими молодчиками, до огромных жертв революций новейшей истории – дистанция небольшая.

На глазах российских подростков пишутся страницы новейшей истории. События, происходящие в Украине, последовавшие за ними волевые и последовательные решения правительства нашей страны в отношении Крыма и Севастополя – двух оплотов русского национального самосознания, военно-морских твердынь России – наглядный урок по воспитанию национальной гордости подрастающих россиян. Не поддержав, предав своих, мы не обошлись бы без огромных нравственных потерь.

Неофашизм, поднявщий голову в Украине – свидетельство короткой исторической памяти. Любая культура сильна своей преемственностью, умением сохранять прошлое в настоящем и передавать его в будущее. Подобное нельзя допустить в России, необходимо воспитывать патриотов – тех, кто любит свою страну, гордится ею, уважает его историю и помнит своих предков. А, значит, воспитывать категорическое неприятие фашизма в любых его проявлениях. В огромной степени этому способствует личностная практическая деятельность в сфере социального и художественного творчества.

Как известно, именно в школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваиваются общечеловеческие моральные нормы, формируются высшие чувства, к которым относится и чувство патриотизма. В подростковом возрасте активно формируются любовь к Родине, чувство национальной гордости.

Исследования психологов также свидетельствуют, что школьники наиболее восприимчивы к героическим образам, драматическим коллизиям. Погружение в коллизии театрального спектакля служит основой для развития высокого художественного вкуса, формирования эстетического идеала, понимания возвышенного в жизни, воспитывает патриотические чувства.

 

Очевидно, что художественное творчество позволяет апеллировать к глубинным чувственным и эмоциональным переживаниям и морально-нравственным установкам. Это объясняется тем, что эмоциональное мышление, или мышление эмоциями, имеет непосредственный выход на действия человека, оказывает влияние на поступки, мотивы поведения. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира и является основой формирования патриотизма.

Эмоционально пережитые события становятся ближе и понятнее, надолго запечатляются в сознании, а факты героической истории своей страны, представленные в театрализованной постановке, рождают чувство гордости и своей сопричастности к истории Родины, готовность к ее вооруженной защите, в полной мере служат целям воспитания гражданина и патриота. Систематическое общение с историческим материалом, выраженным в художественной форме, развивает стремление быть достойными продолжателями славных традиций своего народа.

Тематика мероприятий по патриотическому воспитанию, проводимых в Лицее «Созвездие» № 131 г.о. Самара, самая разнообразная. Любым из них, лицей отзывается на ту или иную памятную дату – годовщину снятия блокады Ленинграда, например, годовщину вывода войск из Афганистана. В год 65-летия Великой Победы все творческие коллективы лицея принимали участие в большом литературно-музыкальном проекте, посвященном детям войны. Давние отношения, связывающие лицеистов с ветеранами Курской битвы, наличие в учреждении музея Курской битвы им. А.Мельникова привели к разработке ряда сценариев и проведению ежегодных мероприятий с участием ветеранов Курской битвы в городском Дворце ветеранов, в стенах лицея.

Сценарий «Третье ратное поле России», к 70-летию Курской битвы и танкового сражения на Прохоровском поле, разработан с учетом возрастных особенностей воспитанников (9-11 класс).

Данную постановку лицеисты показывали неоднократно: на различных мероприятиях, организаторами которых являлись Администрации района и города, в городском Дворце ветеранов, в парках на 9 Мая и День независимости России, с ней стали победителями конкурсов различных уровней. Действие построено на основании документального материала, с опорой на материал школьного музея, в качестве художественного материала использованы стихотворения советских поэтов и песни советских композиторов. Видеоряд мероприятиями представлен отрывками из советских видеофильмов о войне, фотодокументами.

В мероприятии задействованы все творческие коллективы лицея: театр-студия «Карусель» (руководитель Куликова И.Г.), клуб авторской песни «Жигули» (руководитель Высоцкая И.Н.), вокалисты педагогов Дворниковой О.М. и Блохиной М.В.

На мероприятии присутствовали ветераны Курской битвы: Китаев Александр Степанович, Андреев Леонид Степанович, Перцев Борис Романович. За долгие годы общения ветераны стали лицею близкими людьми, с которыми делятся горе и радость. Участники праздника торжественно поздравили с 90-летием Председателя совета ветеранов Курской битвы Стычкова Константина Георгиевича и почтили память покинувшего нас Савельева Василия Сергеевича. Его дочь, Никишина Валентина Васильевна, поблагодарила ребят за память и передала в музей Курской битвы награды и личные вещи ветерана, книги о Курском сражении, написанные им. Гостями  лицея были также Шаповалов Анатолий Александрович, профессор СГАУ, член общественной комиссии при комитете по промышленности, связи и торговле, депутат Самарской Губернской Думы Колпаков Всеволод Анатольевич, представители Администрации города.

Форма мероприятия – литературно-музыкальная композиция. С целью более полного воспроизведения событий Великого танкового сражения в сценарий включены исторические справки, представляются экспонаты школьного музея Курской битвы: солдатские письма, колосья хлеба с Прохоровского поля и снаряд, найденный поисковиками музея во время экспедиции в г. Белгород.

Наиболее точно эмоционально выстроенными сценами явились сцена привала перед решающим сражением и сцена самой битвы. Сценографически удачно переплелись между собой театрализация, использование шумовых эффектов (театральные звуки боя), музыкальных вставок, костюмов действующих лиц. Все выразительные средства театрального искусства направлены на воспевание величия подвига советского солдата.

 

В конце мероприятия участники высказывают свое отношение к войнам, проходящим на земле сегодня. Горячим призывом ко всем здравомыслящим людям Земли звучит детское обращение: «Довольно! Остановитесь! Нет – войне!»

Произнося его искренне, ребята понимают: оно обращено и к нынешним «героям Евромайдана», оно – наш ответ поднявшему голову неофашизму.

Количество просмотров: 3821  

Добавить комментарий

1. Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Взаимосвязь между духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием младших школьников с ОВЗ на внеурочных занятиях ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в форме устного журнала с использованием электронного контента ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Сказкотерапия как средство нравственного воспитания ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Краткосрочный курс по истории как способ формирования патриотизма у обучающихся основной школы ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в национальных костюмах» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Гимназическое сообщество как условие и средство гражданского воспитания школьников ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Семейные традиции как способ формирования профессиональных и трудовых династий ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Родина наша вокруг: формирование образа отечества у детей среднего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Формирование патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Береза – символ России» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Комплекс воспитательных событий «Пасхальная роспись тарелочек, выполненная в технике папье-маше» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Проектная деятельность как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольника ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Некоторые аспекты выбора репертуара в контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Духовно-нравственное воспитание детей через семейные традиции ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Игра и её значение в нравственном воспитании дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Осмысление собственного педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию сквозь призму изысканий К. Д. Ушинского ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Городской фестиваль «Династии Новосибирска-2023»: история семьи в истории города и страны ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. «Я и моя страна». Актуальные вопросы формирования детских сообществ в духе мира и добра ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы