Интернет-ресурс «Всероссийская ассоциация профессиональных сетевых сообществ дошкольного образования»: актуальность внедрения и обзор ресурса

 
 

Данилова Ольга Анатольевна,

методист АНО «Правовой центр реализации социальных проектов «Статус» г. Москвы

 

Интернет-ресурс «Всероссийская ассоциация профессиональных сетевых сообществ дошкольного образования»: актуальность внедрения и обзор ресурса

Внедрение интернет-ресурса «Всероссийская ассоциация профессиональных сетевых сообществ дошкольного образования» http://doshkol-edu.ru – актуальная задача, решение которой позволит системе дошкольного образования отвечать на новые требования к образовательной среде. В сфере дошкольного образования наблюдается стабильная тенденция к использованию информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в администрировании, однако замечена слабая тенденция к созданию собственных информационных образовательных сред с применением ИКТ [1-3]. Это во многом связано с недостаточной технической оснащенностью дошкольных образовательных организаций, а также нехваткой специалистов, владеющих технологиями работы с ИКТ в данной области. В таких условиях, когда решение задач дошкольного образования сегодня уже невозможно представить без развития ИКТ, очевидна необходимость информатизации дошкольного образования, создания и внедрения централизованного государственного регулирования единой информационной образовательной среды, общих информационных образовательных систем.

Интернет-ресурс http://doshkol-edu.ru разработан с учетом актуальных задач дошкольного образования в России. Развитие такого ресурса, взаимосвязанного с другими государственными информационными системами и обеспечивающего взаимодействие специалистов дошкольного образования, ― важный шаг в повышении конкурентоспособности российского образования.

Портал http://doshkol-edu.ru ― современная платформа для представления интересов работников дошкольного образования: не только воспитателей, педагогов, но также представителей общественности, руководителей, психологов, методистов, психофизиологов, родителей, органов исполнительной власти и др. (см. рис. 1).

Рисунок 1. Главная страница портала http://doshkol-edu.ru

Активное участие в работе портала позволит специалистам сферы дошкольного образования не только получать новую информацию, но также обмениваться опытом, тиражировать лучшие практики в сфере дошкольного образования, обозначать собственные интересы в процессе государственно-общественного управления дошкольным образованием.

Интернет-ресурс http://doshkol-edu.ru призван решать следующие задачи:

методическая поддержка деятельности Всероссийского профессионального сетевого сообщества работников дошкольного образования;

методическое обеспечение развития негосударственной сферы дошкольного образования в регионах;

обеспечение дистанционного взаимодействия специалистов дошкольного образования, а также организация общения по профессиональным вопросам;

организационно-методическая поддержка работы по апробации и введению ФГОС дошкольного образования в различных регионах;

обеспечение методической поддержки консультационно-методических центров по взаимодействию дошкольных образовательных организаций и родителей;

распространение лучших педагогических практик в сфере дошкольного образования и поддержка перспективных инициатив в области дошкольного образования;

формирование базы данных по продуктам учебной программы и опыту их использования в сфере дошкольного образования.

Портал также призван обеспечивать информационно-коммуникативную поддержку различных направлений деятельности профессионального сетевого сообщества работников дошкольного образования [2]:

государственно-общественное управление дошкольным образованием, а также проведение общественно-профессиональной экспертизы, мониторингов и исследований;

образование педагогических работников дошкольных образовательных организаций (как формальное, так и неформальное), а также стимулирование их профессионального развития;

обеспечение социальной и правовой поддержки педагогических работников дошкольных образовательных организаций;

поддержка специалистов негосударственного дошкольного образования и др.

Интернет-ресурс «Всероссийская ассоциация профессиональных сетевых сообществ дошкольного образования» позволяет сформировать единое информационно-образовательное пространство профессионального сообщества, что поможет ускорить знакомство специалистов с передовыми технологиями, актуальными образовательными программами и методическими материалами, а также обеспечить распространение лучших практик дошкольного образования.

Развитие такой единой информационно-образовательной среды позволит:

обеспечить заинтересованных лиц информацией о каждой организации, работающей в сфере дошкольного образования;

обеспечить доступ к электронным образовательным ресурсам и актуальным методическим материалам;

развивать проекты в сфере рейтингования дошкольных образовательных организаций и др.

Информационно-новостной модуль. В данном модуле представлена информация о содержании портала, сетевом сообществе, целях и задачах сетевого сообщества, прогнозируемых итогах работы сообщества, а также информация о событиях в сфере дошкольного образования (см. рис. 2).

Рисунок 2. Колонка новостей на портале

Электронная библиотека. Данный раздел представляет собой электронную библиотеку с аналитическими и методическими материалами (см. рис. 3). Материалы с учебными, методическими, инструктивными, дидактическими материалами представлены в виде файлов с текстовыми и аудио-данными.

Рисунок 3. Методический модуль портала

Раздел «Обучение». В данном разделе представлен архив проведенных и анонс планируемых учебных мероприятий (см. рис. 4).

Рисунок 4. Модуль дистанционного обучения

Личный кабинет участника сетевого сообщества. В личном кабинете размещаются данные о пользователе, его образовании, месте работы, а также портфолио. Личное пространство пользователя дает возможности для коммуникаций, общения в блогах, на форумах, а также обеспечивает контроль доступа к информации пользователя и т.д. (см. рис. 5).

Рисунок 5. Личный кабинет участника портала

Социальные сервисы позволяют совместно использовать кадровые, информационные, методические и другие ресурсы, получать информацию от экспертов в сфере дошкольного образования и т.д.

Результаты работы сообществ и пользователей оформляются и размещаются на страницах интернет-ресурса. Материалы объединяют опыт работы участника или профессионального сообщества, являясь открытым источником информации для свободного использования участниками Всероссийской ассоциации в рамках тиражирования опыта и внедрения лучших практик.

Сетевое взаимодействие. Интернет-ресурс http://doshkol-edu.ru обеспечивает сетевое взаимодействие участников сообщества. Это предполагает совместное использование информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов, а также диалог между субъектами сетевого взаимодействия и обмен опытом.

Виды взаимодействия в деятельности сетевого сообщества в форме Всероссийской ассоциации:

«педагог дошкольной образовательной организации (ДОО) – педагог ДОО» (обмен опытом и изучение лучших практик, а также возможность представить свои наработки и получить оценку коллег);

«педагог ДОО – родитель» (позволяет вовремя получать сведения о ребенке, его проблемах и достижениях, а также контактировать с педагогами и специалистам);

«педагог ДОО – руководитель органов управления образованием – представитель центра повышения квалификации – сотрудник стажировочной площадки» (такое взаимодействие помогает организовать дистанционное обучение педагогов, внедрять передовые информационные технологии и др.);

«педагог ДОО – представитель издательства образовательной литературы – эксперт» (взаимодействие позволяет оказать методическую консультационную помощь педагогам, родителям, методистам, воспитателям в получении данных о педагогической и методической литературе, о появлении новых педагогических технологий и методик, новшествах в образовательном законодательстве и др.);

«предприниматель, руководитель негосударственной ДОО – эксперт, педагог ДОО, руководитель государственной и негосударственной ДОО» (такое взаимодействие необходимо для обеспечения методической консультационной помощи педагогам, методистам, воспитателям, руководителям в получении информации по созданию и работе негосударственных ДОО).

Механизмы сетевого взаимодействия в сообществе:

обсуждение в блоге (размещение информации, обмен данными, поиск информации, общение с коллегами) [3];

обсуждение в рамках форума и интернет-конференций (общение специалистов в сфере дошкольного образования по темам);

форма обратной связи участников сообщества (внутренняя переписка, общение участников с помощью текстовых сообщений, электронной почты);

обучающие семинары, видеоконференции, вебинары, виртуальные консультации (полезные инструменты для интерактивного образования с использованием сетевых образовательных программ, электронных учебников, мультимедиа-уроков);

интернет-опросы и оценка работы (инструменты сбора первичных данных в Интернете для изучения мнения участников сообщества о проблемах дошкольного образования).

Таким образом, внедрение интернет-ресурса «Всероссийская ассоциация профессиональных сетевых сообществ дошкольного образования» http://doshkol-edu.ru позволит сформировать единое образовательно-информационное пространство, отвечающее требованиям обеспечения непрерывного профессионального развития педагогов, воспитателей и руководителей дошкольных образовательных организаций.

Работа портала обеспечит информационно-коммуникативную поддержку различных направлений деятельности Всероссийского профессионального сетевого сообщества работников дошкольного образования: государственно-общественного управления дошкольным образованием, образования педагогических работников дошкольных образовательных организаций, обеспечения социальной и правовой поддержки педагогических работников дошкольных образовательных организаций, а также поддержки специалистов негосударственного дошкольного образования и др.

Активное участие в работе портала представителей сферы дошкольного образования позволит повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, руководителей и даст им стимул к профессиональному развитию и повышению квалификации.

Внедрение и развитие интернет-ресурса «Всероссийская ассоциация профессиональных сетевых сообществ дошкольного образования» http://doshkol-edu.ru станет важным шагом в поддержке специалистов дошкольного образования и формировании эффективно работающей профессиональной сетевой среды, участники которой обмениваются опытом, изучают лучшие практики и имеют доступ к новым методическим материалам.

Список литературы:

1. Данилова О.А. Единая среда (сообщество) взаимодействия работников дошкольного образования: новая модель. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/10956-sreda-model.html

2. Данилова О.А. Профессиональные сообщества воспитателей в России: опыт создания и развития // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. – №10. – С.42–45.

3. Данилова О.А. Непрерывное образование современного педагога дошкольного образования: механизм реализации [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://io.nios.ru/articles2/57/10/nepreryvnoe-obrazovanie-sovremennogo-p...

Количество просмотров: 17298  

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки
1. Проект «Все профессии важны, все профессии нужны»
2. Все работы хороши, выбирай на вкус
3. Формирование основ экологической культуры дошкольников через активные формы взаимодействия взрослого и ребенка
4. Использование метода проектов в образовательном процессе ДОУ
5. Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС
6. Развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности
7. Развитие познавательных способностей детей средствами исследовательской деятельности
8. Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности
9. Предпосылки нарушений письменной речи у детей 6-7 лет
10. Художественно-эстетическое воспитание детей с общим недоразвитием речи через музыкальную деятельность
11. Развитие речи детей через театрализованную деятельность
12. Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности
13. Интернет-ресурс «Всероссийская ассоциация профессиональных сетевых сообществ дошкольного образования»: актуальность внедрения и обзор ресурса
14. Проектная деятельность как метод взаимодействия педагогов и родителей
15. Ребенок – центр образовательного процесса
1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы