Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности

 
 

Шевлякова Валентина Петровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево Новосибирской области

 
 
 

Шнайдер Татьяна Анатольевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево Новосибирской области

 

Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности

Современная жизнь и стремительные изменения в ней выдвигают перед взрослыми важнейшую задачу – подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире. Одной из задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Поэтому проблема творческого развития детей является одной из перспективных направлений на современном этапе.

Педагоги и психологи единодушны во мнении, что самый короткий путь к развитию творческих способностей детей – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность, так как именно в ней особенно проявляются разные стороны творческого развития детей. Поэтому мы поставили перед собой цель: развивать творческие способности дошкольников посредством театрализованной деятельности.

На первом этапе работы совместно с родителями создали развивающую среду, которая помогает решать задачи творческого развития наших воспитанников. При этом мы учитывали основные принципы ее построения: доступность, эстетичность, безопасность, учет индивидуальных особенностей детей, а также ререзерв свободного места, возможность доступно брать игрушки, наглядный материал, атрибуты, что позволяет детям самим менять среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры и их интересами. В группе имеются: центр экспериментирования, центр изобразительной деятельности, центр музыкально-театрализованной деятельности, оснащенный разными видами театров (ложковый, теневой, пальчиковый, перчаточный и т.д.), атрибутами и декорациями для разыгрывания сказок. В мастерской Самоделкина дети изготавливают афиши, билеты, программы к предстоящим спектаклям. Есть костюмерная, где содержатся разнообразные костюмы и маски, зеркало, грим, парики. В мини-музее содержатся альбомы с фотографиями разных видов театра, театров городов Новосибирска, Москвы, устройств театра, информация о традициях и быте русского народа, о праздниках и обрядах. Оборудован уголок сказок, где дети чувствуют себя в мире волшебства и вся атмосфера способствует развитию и раскрытию творческих способностей.

Для реализации намеченных задач в своей группе мы организовали театральную студию «Лучики». Работа в студии складывается следующим образом:

– организуем слушание и проигрывание коротких сказок, мини-сценок, стихотворений. Это позволяет детям раскрыть разные нравственные и моральные понятия. Дети переживают содержание сказок, а затем творчески отображают через героев сказки и происходящие в ней события. Этот метод дает возможность побуждать их к размышлению, выбору собственной позиции. В студии мы разыгрываем сказки, мини-сценки «Три дочки», «Таня и кот», «Ежик», «Лизавета, здравствуй» и др.

– даем творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа героев. Например, девочки: добрая, умная, работящая, отзывчивая к чужому горю, заботящаяся о близких; мальчиков: сильный, смелый, находчивый, способный защищать своих близких.

Предлагали детям выполнить различные задания, например, показать, как папа дарит маме цветы и говорит хорошие слова или как мама наряжает сына к празднику. Произнести фразы мамы: «Почему ты не убрал за собой вещи?» (возмущенно, тихо, громко, с грустью, передать позу).

– проводим игры-занятия, которые включают в себя все виды театра. Их цель – помочь овладеть средствами образной выразительности и актерского мастерства: интонацией, позами, жестами, мимикой, пантомимой.

– используем метод сказкотерапии для развития творческой инициативы, а также для преодоления трудностей общения, неуверенности в себе, умения преодолевать робость и застенчивость. Например, для преодоления тревожности рисовали с детьми змея, собак, пауков, а затем рисунки порвали, сложили в воздушный шарик и отпустили его на улице, представив, что страх улетел.

Одним из эффективных методов, используемых в работе, считаем проектный метод, так как проектная деятельность позволяет поддержать детскую инициативу и творческое начало личности, дает возможность для самореализации и личностного роста в доступных для дошкольника формах.

Совместно с детьми и родителями были реализованы творческие проекты: «Слава русской стороне, слава русской старине», «Сказка ложь, да в ней намек…», «Мультфильм своими руками», «Чудо по имени Театр», «Волшебный квадрат». Все эти проекты были направлены на развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность. В рамках проекта с большим успехом прошли презентации сказок «Кот, петух и лиса», «Репка на новый лад». Спектакли оставили огромное впечатление у детей и взрослых, дали возможность каждому ребенку проявить свои художественные способности и творческую активность.

 

Готовим и проводим представления, как в театре. У нас всё по-настоящему: афиша, сцена, касса, билеты и места для зрителей, звонок перед спектаклем, декорации, актёры, гримёры. В спектаклях задействованы и вовлечены все дети. Роли распределяются и меняются по выбору детей – таким образом, они могут попробовать себя в разных амплуа.

Еще одна важная задача, над которой мы работаем – это установить тесный контакт с родителями по вопросу развития творческих способностей детей. Для этого проводим совместно с родителями и детьми театральные игры, вечера, встречи в мастерской «Самоделкина», где дети вместе с родителями делают кукол из подручного материала, оформляют пригласительные билеты, рисуют афиши и декорации к предстоящим спектаклям.

Проводимая нами работа дала положительные результаты. Родители стали проявлять интерес к формированию у детей творческих способностей, стали активными участниками в изготовлении костюмов и декораций. У наших воспитанников устойчивая положительная динамика в развитии творческих способностей. Это проявляется в проявлении любознательности, стремлении к познанию нового, настойчивости, целеустремленности. Дети стали более инициативными, возросла степень активности в самостоятельной театрализованной деятельности, повысилась самооценка и умение общаться со взрослыми, четко формулировать мысли и излагать их публично. Если в начале нашей работы мы организовывали мастер-классы сами, с участием взрослых: приглашали парикмахера и визажиста, которые учили детей делать прически, объяснили и показали, как быстро и правильно наносить грим, то уже в прошлом году дети сами предложили взрослым участвовать в мастер-классе. В рамках проекта «Волшебный квадрат» ребята самостоятельно провели мастер-класс для родителей по изготовлению театральных масок с помощью техники оригами, при этом они чувствовали себя уверенно и непринужденно. С этим проектом мы участвовали во всероссийском конкурсе и получили диплом 1 степени «Лучший проект 2013-2014 учебного года».

В этом году наши дети участвовали во Всероссийской викторине «Мир сказок» и заняли 2 место.

С детьми обращаемся по-партнерски, спрашиваем их советов, интересуемся их мнением. Поэтому они чувствуют, что многое зависит от них в игре, осознаннее относятся к ролям и это вдохновляет их на новые творческие идеи и поиски. В этом году совместно с ребятами выбрали проект «Сказки Г.Х. Андерсена». Итоговым мероприятием будет показ детского спектакля «Снежная королева». А мы надеемся, что это принесет новые успехи и достижения нашим детям.

Количество просмотров: 16120  

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки
1. Проект «Все профессии важны, все профессии нужны»
2. Все работы хороши, выбирай на вкус
3. Формирование основ экологической культуры дошкольников через активные формы взаимодействия взрослого и ребенка
4. Использование метода проектов в образовательном процессе ДОУ
5. Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС
6. Развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности
7. Развитие познавательных способностей детей средствами исследовательской деятельности
8. Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности
9. Предпосылки нарушений письменной речи у детей 6-7 лет
10. Художественно-эстетическое воспитание детей с общим недоразвитием речи через музыкальную деятельность
11. Развитие речи детей через театрализованную деятельность
12. Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности
13. Интернет-ресурс «Всероссийская ассоциация профессиональных сетевых сообществ дошкольного образования»: актуальность внедрения и обзор ресурса
14. Проектная деятельность как метод взаимодействия педагогов и родителей
15. Ребенок – центр образовательного процесса
1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы