Развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности

 
 

Ваймер Людмила Анатольевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево Новосибирской области

 

Развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности

ФГОС ДО в качестве приоритетных требований выдвигает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

В своей практической деятельности я стремлюсь реализовать данное требование. Почему я считаю важным развивать творческие способности ребенка?

Во-первых, определенный уровень творчества – это проявление психического здоровья. Творческий человек активен, его интерес к жизни многогранен и неисчерпаем. Во-вторых, при творческом отношении к миру, многое усваивается не только легко, но и прочно. В-третьих, наше общество нуждается в активных, способных самостоятельно мыслить гражданах. И в-четвертых, начинать заниматься этим должны педагоги именно детского сада, потому что делать это в школе уже поздно, так как любые виды способностей зарождаются именно в дошкольном возрасте.

Для того чтобы ребенок прошел путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета творческих способностей в группе создала следующие условия:

– наличие интересной развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей разнообразную самостоятельную деятельность ребенка; (Монтессори – материал использую при работе в сенсорной зоне, зоне математики, речи, космического воспитания; оформила уголок «Познавайкин мир» при знакомстве с детьми с анализаторами мы разместили их на капельках облака, карточки признаков помещаем на дереве с яблоками в центре композиции мальчик с зонтиком, на котором семь типов вопросов. Внизу композиции стрелки для установления причинно-следственной связи и сундук с преобразователями-волшебниками; много пособий сделано своими руками – это и круги Луллия с подбором картинок по всем тренингам, игра «Да-Нет», игра с анализаторами, морфологические таблицы и т.д. В группе постоянно работает лаборатория Всезнайки, где дети проводят наблюдения, экспериментируют, делают записи в протоколах наблюдения). Перечисленные пособия эффективны не только для формирования творческих способностей, но и речевых умений, так как в основе каждого из них «лежит» алгоритм действий.

– создала атмосферу доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановку формирующую чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности. Считаю, что сначала ребенок должен чувствовать себя комфортно, и защищено – это необходимый базовый фон для последующего творческого развития. Затем ему нужно дать возможность пережить успех – тогда появляется уверенность в собственных силах. Постепенно дети начинают ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, т.е. творчески – здесь важно поддержать его, показать значимость его усилий. Так при работе с сенсорным материалом ребенок при помощи розовой башни и коричневой лестницы может выполнить постройку по образцу, а может сам придумать свой вариант постройки, также может использовать для своей цели и другой Монтессори – материал, с которым в данный момент он хочет работать.

Главной моей задачей является то, чтобы предоставить ребенку возможность получать знания самостоятельно. Для решения этой задачи использую технологии «Система М.Монтессори» и «ТРИЗ». В основе работы группы лежит монтессори-материал, максимально развивающий сенсорное восприятие. Полученная из общения с материалом информация, становится базовой для формирования глубокого и разнообразного представления об окружающем мире.

Розовая башня, коричневая лестница, красные штанги и шершавые таблички, шумовые коробочки, вкусовые баночки – все это служит сенсорным материалом для ребенка.

Материал сделан из очень теплых, приятных на ощупь пород деревьев (чаще всего бука), и ребенку очень комфортно работать с таким оборудованием, при этом он получает массу разнообразных сенсорных ощущений, учится различать не просто цвета, а их многочисленные оттенки, не просто звуки, а его источник, не просто запах, а его разнообразные варианты.

Монтессори – материал дает ребенку возможность самостоятельно приобретать знания в соответствии с собственным темпом развития. Богат и разнообразен материал на развитие математических представлений. Дети гордятся тем, что умеют работать с «золотым материалом» и легко считают десятками и даже сотнями. Числовые штанги, доски Сегена, веретена – в этом развивающем оборудовании заложен главный секрет – каждый ребенок в зависимости от индивидуальных способностей получает знания определенного уровня, возможность самостоятельно продвигаться на пути, приобретения знаний, а это действительно творческий путь.

Главный девиз нашей группы «Помоги мне это сделать самому». Результаты развития наших детей – это высокий уровень самоорганизации, самостоятельность и инициативность. Чтобы добиться таких результатов в своей работе использую такие формы организации:

– работа на линии, когда дети совершают движения по начерченному на полу круге, тем самым учатся концентрировать свое внимание, сосредотачиваться на выполнении задания;

– познавательный круг, который провожу на основе метода проектов, где присутствуют все дети и активно участвуют в обсуждении заявленной темы;

– работа с материалом, в том числе с использованием индивидуальных ковриков – суверенной территории каждого. Благодаря этому учу детей уважать личное пространство: свое и окружающих.

Наблюдая за детьми, сделала выводы, что дети часто выдвигают разнообразные идеи, фантазируют, многие дети с ярко выраженным воображением, умеют нестандартно мыслить. Вот тогда-то я и решила использовать в своей работе методы и приемы ТРИЗ, которые интересны в плане развития творческих способностей. Именно методы и приемы ТРИЗ формируют самостоятельность, независимость мышления, инициативность, способность находить выход из нестандартных ситуаций, брать на себя ответственность за принятые решения. Так, например, при игре в «Теремок» детям раздаются различные предметные картинки. Ведущий сидит в «теремке». Каждый приходящий в теремок сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми являются слова «Тук-тук, кто в теремочке живет?».

В ходе игры ведущий может менять установку: «Пущу тебя, если скажешь, чем похож на меня», или: «Пущу тебя, если скажешь, чем отличаешься от меня».  Это одна из игр на сравнение систем. Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям,  по местонахождению или по видовой принадлежности (нитки и ножницы и т.д.).

С помощью приемов и методов технологии ТРИЗ в своей работе с детьми я решаю следующие задачи:

1. Формирую у детей представления о разнообразии и противоречивости окружающего мира, начиная с игры «Хорошо – плохо», когда в одном объекте дети учатся находить два противоположных свойства, метод морфологического анализа, позволяет расчленять, а затем произвольно объединять части объектов, действий или явлений (например: игра «Фоторобот», «Волшебная дорожка). Используя эти методы, дети создают новые объекты, появляются новые ситуации, ребенок ощущает себя творцом, автором, создающим что-то ранее неизвестное. При знакомстве с Моделью мира дети не только ощущают глубину и разнообразие окружающих объектов,  но и учатся их классифицировать. Дети быстро усваивают неоднозначность и противоречивость окружающего мира, начинают понимать, что все имеет свою противоположность, у них формируются основы диалектического мышления.

2. Развиваю речь на основе творческих методов и приемов: составляем загадки, рассказы по серии картинок, сочиняем сказки (загадываем героя из одной сказки, берем действия из другой, с помощью волшебников переносимся в другое время, место). При составлении логических рассказов по серии картинок использую схему этанов работы:

– Даю ребенку набор перепутанных картинок и прошу разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составить паровозик из картинок);

– Предлагаю детям, глядя на картинки найти место, где происходят события и как можно точнее обозначить его словами;

– Определяем время года или часть суток на каждой картинке;

– Находим сквозного героя и объекты, которые изображены на всех без исключения картинках;

– Предлагаю детям поочередно брать картинки, называя героя, его действия и обсуждать, с какой целью он действовал именно так.

– Ребенок берет любую понравившуюся ему картинку и перекладывает ее ближе к себе. Затем еще раз называет действие объекта и его цель.

– Ребенок расшифровывает «секретное письмо», т. е. составляет рассказ по серии картинок. Придумывает название получившемуся рассказу.

– Метод составления загадок дает ребенку возможность стать маленьким волшебником и самому придумать загадку на любой объект на основе сравнительного анализа его характеристик. При использовании этого метода у детей повышается самооценка, поскольку они видят продукт своей деятельности, который с удовольствием демонстрируют окружающим и заслуживают одобрение (например: на одной ноге кружится, гудит? Юла и т.д.). Стараюсь, как можно больше читать с детьми, тогда на основе методов ТРИЗ (салат из сказок, карты Проппа и т.д.) они творчески подходят к пересказыванию, а также выступают в качестве авторов новых сказок.

Таким образом, использование данных технологий в работе с дошкольниками позволяет детям проявлять свои способности, стимулирует развитие творческого мышления, а мне помогает выявить и поддержать нестандартно мыслящих детей.

Количество просмотров: 23845  

Добавить комментарий

1. Проект «Все профессии важны, все профессии нужны»
2. Все работы хороши, выбирай на вкус
3. Формирование основ экологической культуры дошкольников через активные формы взаимодействия взрослого и ребенка
4. Использование метода проектов в образовательном процессе ДОУ
5. Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС
6. Развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности
7. Развитие познавательных способностей детей средствами исследовательской деятельности
8. Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности
9. Предпосылки нарушений письменной речи у детей 6-7 лет
10. Художественно-эстетическое воспитание детей с общим недоразвитием речи через музыкальную деятельность
11. Развитие речи детей через театрализованную деятельность
12. Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности
13. Интернет-ресурс «Всероссийская ассоциация профессиональных сетевых сообществ дошкольного образования»: актуальность внедрения и обзор ресурса
14. Проектная деятельность как метод взаимодействия педагогов и родителей
15. Ребенок – центр образовательного процесса
1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы